СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме Премудрый пескарь. М.Е.Салтыков-Щедрин

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока предназначен для проведения занятия по литературе в 7 классе, посвященного изучению сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудрый пескарь". Конспект разработан с целью познакомить учащихся с содержанием и проблематикой произведения, раскрыть его аллегорический смысл и сатирическую направленность.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме Премудрый пескарь. М.Е.Салтыков-Щедрин»



Конспект урока на тему:

«Премудрый пескарь. М. Е. Салтыков-Щедрин»





Составитель:

Караева Сания Атавовна,
учитель русского языка и литературы








Реутов, 2023
































Викторина на тему:

«Премудрый пескарь. М.Е.Салтыков-Щедрин»





Предмет: Литература


Класс:  7

Тема урока: Формирование универсальных учебных действий при изучении произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»

Тип урока: Урок открытия новых знаний (можно комбинированный)

Цель урока: познакомить учащихся с сатирической сказкой М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь», выявить ее проблематику и художественные особенности, способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД).

Задачи урока:

1. Образовательные:

А) Познакомить учащихся с биографией М. Е. Салтыкова-Щедрина, этапами его творческого пути.

Б) Проанализировать содержание сказки «Премудрый пескарь», выявить её основные темы, идеи и конфликты.

В) Определить роль сатиры и гротеска в произведении.

Г) Рассмотреть художественные особенности сказки: язык, образы, композицию.

2. Развивающие:

А) Развивать умение анализировать литературный текст, выделять главное, сравнивать, сопоставлять.

Б) Развивать критическое мышление, умение формулировать собственное мнение и аргументировать его.

В) Развивать навыки работы в группе, умение слушать и слышать других.

Г) Развивать творческие способности учащихся.

3. Воспитательные:

А) Воспитывать активную жизненную позицию, неприятие пассивности и безразличия.

Б) Формировать нравственные качества: ответственность, честность, сочувствие.

В) Воспитывать интерес к русской литературе и культуре.

Формируемые УУД:

Личностные:

Формирование ценностных ориентаций, моральных норм.

Осознание себя как личности, способной к самооценке и саморазвитию.

Формирование гражданской позиции, патриотизма.

Регулятивные:

Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного.

Планирование: определение последовательности действий для достижения цели.

Прогнозирование: предвосхищение результата.















































Контроль: соотнесение результата с заданным эталоном.

Коррекция: внесение изменений в план действий.

Оценка: выделение и осознание того, что уже усвоено, и того, что ещё предстоит усвоить.

Саморегуляция: способность мобилизовать силы и энергию для преодоления препятствий.

Познавательные:

Общеучебные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Структурирование знаний.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Рефлексия способов и условий действия.

Логические:

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Синтез как составление целого из частей.

Сравнение: сопоставление объектов с целью выявления общих и различных черт.

Классификация: отнесение объектов к определенной категории.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений.

Доказательство.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

Формулирование проблемы.

Поиск путей решения проблемы.

Выдвижение гипотез.

Проверка гипотез.

Формулирование выводов.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Определение целей, функций, способов взаимодействия.

Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение слушать и понимать других.

Умение аргументировать свою точку зрения.

Умение вести дискуссию.

Умение работать в группе.

Разрешение конфликтов.

Методы и приемы:
















































































































































































1. Словесные: рассказ учителя, беседа, дискуссия.

2. Наглядные: презентация, иллюстрации, видеофрагменты.

3. Практические: анализ текста, работа в группах, творческие задания.

4. Проблемное обучение: постановка проблемных вопросов, решение проблемных задач.

5. ИКТ: использование мультимедийной презентации, интерактивной доски.

Оборудование:

1. Компьютер, проектор, интерактивная доска (желательно).

2. Презентация к уроку.

3. Текст сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь».

4. Раздаточный материал: карточки с заданиями, таблицы для заполнения.


Ход урока:


I. Организационный этап (2 минуты)

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Создание положительного эмоционального настроя.

II. Актуализация знаний (5 минут)

Вступительное слово учителя:

Ребята, мы продолжаем изучать творчество великого русского писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина. Вспомните, какие произведения этого автора вы уже читали? (Учащиеся называют знакомые им произведения)

- Какие темы и проблемы затрагивал Салтыков-Щедрин в своих произведениях? (Учащиеся вспоминают основные темы: самодержавие, бюрократия, крепостное право, ничтожность человека и т. д.)

- Каковы характерные черты его стиля? (Сатира, гротеск, аллегория, эзопов язык)

Задание (актуализация регулятивных УУД - целеполагание): Посмотрите на тему сегодняшнего урока. Как вы думаете, о чем мы будем говорить? Какие цели мы можем перед собой поставить? (Учащиеся высказывают свои предположения, учитель корректирует и обобщает, формулируя цели урока).

III. Этап изучения нового материала (25 минут)

  1. Знакомство с биографией М. Е. Салтыкова-Щедрина (5 минут)

Краткий рассказ учителя о жизни и творчестве писателя. (Можно использовать презентацию с фотографиями и основными фактами).

Акцент на становлении Салтыкова-Щедрина как писателя-сатирика, его службе в должности вице-губернатора и его взглядах на общество.















































  1. Чтение и анализ сказки «Премудрый пескарь» (15 минут)

Чтение сказки учителем или заранее подготовленным учеником. (Желательно использовать выразительное чтение, передающее сатирический тон).

Первичная беседа:

- Каковы ваши первые впечатления от сказки?

- Кто главный герой сказки? Каким он вам показался?

- Как вы думаете, почему сказка называется «Премудрый пескарь»?

Работа с текстом (анализ познавательных УУД - анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей):

Задание 1 (работа в парах):  Выделите в тексте описание жизни пескаря. Найдите примеры, которые показывают его «премудрость». (Учащиеся работают с текстом, выделяют примеры, затем делятся своими находками).

Задание 2 (фронтальная работа): Как вы думаете, чем была вызвана такая «мудрость» пескаря? Какие факторы повлияли на его жизненный выбор? (Учащиеся анализируют причины трусости и приспособленчества пескаря).

Задание 3 (групповая работа): Разделитесь на группы. Первая группа анализирует образ отца пескаря, вторая - образ матери, третья - образ окружающего мира (реки, рыб). Какую роль они сыграли в формировании личности пескаря? (Учащиеся анализируют образы, представляют результаты своей работы, проводится обсуждение).

Выявление проблематики сказки (анализ познавательных УУД - постановка и решение проблемы):

- Какие проблемы поднимает Салтыков-Щедрин в своей сказке? (Учащиеся называют проблемы: трусость, приспособленчество, пассивность, одиночество, бессмысленность жизни).

- Почему пескарь, прожив долгую жизнь, не оставил после себя никакого следа?

- Можно ли назвать его жизнь счастливой? Почему?

- Какой урок мы можем извлечь из этой сказки?

  1. Художественные особенности сказки (5 минут)

Беседа:

- Каковы особенности языка сказки? (Использование просторечных выражений, пословиц, поговорок, сатирических приёмов).

- Как проявляется сатира и гротеск в сказке? Приведите примеры. (Учащиеся приводят примеры, учитель комментирует).

- Какие аллегорические образы использовал Салтыков-Щедрин? (Пескарь - образ обывателя, река - образ жизни, щука - образ власти и т. д.).






































































IV. Этап первичного закрепления нового материала (10 минут)

Задание 4 (самостоятельная работа, формирование регулятивных УУД - самоконтроль, оценка): Заполните таблицу «Характеристика премудрого пескаря».



Черты характера

Примеры из текста

Моя оценка

Трусость



Приспособленчество



Пассивность



Одиночество



(Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, затем проводят самопроверку, сравнивают свои ответы с эталоном, оценивают свою работу).

Творческое задание (формирование коммуникативных и личностных УУД):

Напишите письмо пескарю из 21 века. Что бы вы ему сказали? (Учащиеся пишут письма, затем зачитывают их вслух, проводится обсуждение).

(Альтернативный вариант) Нарисуйте иллюстрацию к сказке, отражающую ее основную идею. (Учащиеся рисуют иллюстрации, затем представляют их классу и объясняют свой выбор).

V. Этап рефлексии (3 минуты)

Вопросы:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие задания показались вам наиболее интересными?

- Что было сложным?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Прием «Продолжи фразу»:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Мне было интересно…

VI. Домашнее задание (2 минуты)

Обязательно: написать эссе на тему «Мудрость или глупость пескаря?»

По выбору:

Составить кроссворд по содержанию сказки.

Подготовить презентацию о жизни и творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина.