Конспект урока на тему:
«Премудрый пескарь. М. Е. Салтыков-Щедрин»
Составитель:
Караева Сания Атавовна,
учитель русского языка и литературы
Реутов, 2023
Викторина на тему:
«Премудрый пескарь. М.Е.Салтыков-Щедрин»
Предмет: Литература
Класс: 7
Тема урока: Формирование универсальных учебных действий при изучении произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»
Тип урока: Урок открытия новых знаний (можно комбинированный)
Цель урока: познакомить учащихся с сатирической сказкой М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь», выявить ее проблематику и художественные особенности, способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД).
Задачи урока:
1. Образовательные:
А) Познакомить учащихся с биографией М. Е. Салтыкова-Щедрина, этапами его творческого пути.
Б) Проанализировать содержание сказки «Премудрый пескарь», выявить её основные темы, идеи и конфликты.
В) Определить роль сатиры и гротеска в произведении.
Г) Рассмотреть художественные особенности сказки: язык, образы, композицию.
2. Развивающие:
А) Развивать умение анализировать литературный текст, выделять главное, сравнивать, сопоставлять.
Б) Развивать критическое мышление, умение формулировать собственное мнение и аргументировать его.
В) Развивать навыки работы в группе, умение слушать и слышать других.
Г) Развивать творческие способности учащихся.
3. Воспитательные:
А) Воспитывать активную жизненную позицию, неприятие пассивности и безразличия.
Б) Формировать нравственные качества: ответственность, честность, сочувствие.
В) Воспитывать интерес к русской литературе и культуре.
Формируемые УУД:
Личностные:
Формирование ценностных ориентаций, моральных норм.
Осознание себя как личности, способной к самооценке и саморазвитию.
Формирование гражданской позиции, патриотизма.
Регулятивные:
Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного.
Планирование: определение последовательности действий для достижения цели.
Прогнозирование: предвосхищение результата.
Контроль: соотнесение результата с заданным эталоном.
Коррекция: внесение изменений в план действий.
Оценка: выделение и осознание того, что уже усвоено, и того, что ещё предстоит усвоить.
Саморегуляция: способность мобилизовать силы и энергию для преодоления препятствий.
Познавательные:
Общеучебные:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Поиск и выделение необходимой информации.
Структурирование знаний.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Рефлексия способов и условий действия.
Логические:
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Синтез как составление целого из частей.
Сравнение: сопоставление объектов с целью выявления общих и различных черт.
Классификация: отнесение объектов к определенной категории.
Установление причинно-следственных связей.
Построение логической цепи рассуждений.
Доказательство.
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
Формулирование проблемы.
Поиск путей решения проблемы.
Выдвижение гипотез.
Проверка гипотез.
Формулирование выводов.
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Определение целей, функций, способов взаимодействия.
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Умение слушать и понимать других.
Умение аргументировать свою точку зрения.
Умение вести дискуссию.
Умение работать в группе.
Разрешение конфликтов.
Методы и приемы:
1. Словесные: рассказ учителя, беседа, дискуссия.
2. Наглядные: презентация, иллюстрации, видеофрагменты.
3. Практические: анализ текста, работа в группах, творческие задания.
4. Проблемное обучение: постановка проблемных вопросов, решение проблемных задач.
5. ИКТ: использование мультимедийной презентации, интерактивной доски.
Оборудование:
1. Компьютер, проектор, интерактивная доска (желательно).
2. Презентация к уроку.
3. Текст сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь».
4. Раздаточный материал: карточки с заданиями, таблицы для заполнения.
Ход урока:
I. Организационный этап (2 минуты)
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
Создание положительного эмоционального настроя.
II. Актуализация знаний (5 минут)
Вступительное слово учителя:
Ребята, мы продолжаем изучать творчество великого русского писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина. Вспомните, какие произведения этого автора вы уже читали? (Учащиеся называют знакомые им произведения)
- Какие темы и проблемы затрагивал Салтыков-Щедрин в своих произведениях? (Учащиеся вспоминают основные темы: самодержавие, бюрократия, крепостное право, ничтожность человека и т. д.)
- Каковы характерные черты его стиля? (Сатира, гротеск, аллегория, эзопов язык)
Задание (актуализация регулятивных УУД - целеполагание): Посмотрите на тему сегодняшнего урока. Как вы думаете, о чем мы будем говорить? Какие цели мы можем перед собой поставить? (Учащиеся высказывают свои предположения, учитель корректирует и обобщает, формулируя цели урока).
III. Этап изучения нового материала (25 минут)
Знакомство с биографией М. Е. Салтыкова-Щедрина (5 минут)
Краткий рассказ учителя о жизни и творчестве писателя. (Можно использовать презентацию с фотографиями и основными фактами).
Акцент на становлении Салтыкова-Щедрина как писателя-сатирика, его службе в должности вице-губернатора и его взглядах на общество.
Чтение и анализ сказки «Премудрый пескарь» (15 минут)
Чтение сказки учителем или заранее подготовленным учеником. (Желательно использовать выразительное чтение, передающее сатирический тон).
Первичная беседа:
- Каковы ваши первые впечатления от сказки?
- Кто главный герой сказки? Каким он вам показался?
- Как вы думаете, почему сказка называется «Премудрый пескарь»?
Работа с текстом (анализ познавательных УУД - анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей):
Задание 1 (работа в парах): Выделите в тексте описание жизни пескаря. Найдите примеры, которые показывают его «премудрость». (Учащиеся работают с текстом, выделяют примеры, затем делятся своими находками).
Задание 2 (фронтальная работа): Как вы думаете, чем была вызвана такая «мудрость» пескаря? Какие факторы повлияли на его жизненный выбор? (Учащиеся анализируют причины трусости и приспособленчества пескаря).
Задание 3 (групповая работа): Разделитесь на группы. Первая группа анализирует образ отца пескаря, вторая - образ матери, третья - образ окружающего мира (реки, рыб). Какую роль они сыграли в формировании личности пескаря? (Учащиеся анализируют образы, представляют результаты своей работы, проводится обсуждение).
Выявление проблематики сказки (анализ познавательных УУД - постановка и решение проблемы):
- Какие проблемы поднимает Салтыков-Щедрин в своей сказке? (Учащиеся называют проблемы: трусость, приспособленчество, пассивность, одиночество, бессмысленность жизни).
- Почему пескарь, прожив долгую жизнь, не оставил после себя никакого следа?
- Можно ли назвать его жизнь счастливой? Почему?
- Какой урок мы можем извлечь из этой сказки?
Художественные особенности сказки (5 минут)
Беседа:
- Каковы особенности языка сказки? (Использование просторечных выражений, пословиц, поговорок, сатирических приёмов).
- Как проявляется сатира и гротеск в сказке? Приведите примеры. (Учащиеся приводят примеры, учитель комментирует).
- Какие аллегорические образы использовал Салтыков-Щедрин? (Пескарь - образ обывателя, река - образ жизни, щука - образ власти и т. д.).
IV. Этап первичного закрепления нового материала (10 минут)
Задание 4 (самостоятельная работа, формирование регулятивных УУД - самоконтроль, оценка): Заполните таблицу «Характеристика премудрого пескаря».
Черты характера | Примеры из текста | Моя оценка |
Трусость | | |
Приспособленчество | | |
Пассивность | | |
Одиночество | | |
(Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, затем проводят самопроверку, сравнивают свои ответы с эталоном, оценивают свою работу).
Творческое задание (формирование коммуникативных и личностных УУД):
Напишите письмо пескарю из 21 века. Что бы вы ему сказали? (Учащиеся пишут письма, затем зачитывают их вслух, проводится обсуждение).
(Альтернативный вариант) Нарисуйте иллюстрацию к сказке, отражающую ее основную идею. (Учащиеся рисуют иллюстрации, затем представляют их классу и объясняют свой выбор).
V. Этап рефлексии (3 минуты)
Вопросы:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие задания показались вам наиболее интересными?
- Что было сложным?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Прием «Продолжи фразу»:
- Сегодня на уроке я узнал…
- Мне было интересно…
VI. Домашнее задание (2 минуты)
Обязательно: написать эссе на тему «Мудрость или глупость пескаря?»
По выбору:
Составить кроссворд по содержанию сказки.
Подготовить презентацию о жизни и творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина.