СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме «Прямая речь».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

знать понятия «прямая речь» и «слова автора», уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, составлять схемы предложений с прямой речью.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Прямая речь».»



Тема: «Прямая речь и знаки препинания при ней».

Класс: 5

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: традиционный с элементами личностно - ориентированного подхода.

Метод: частично-поисковый.

Цели урока: дать понятие о предложении с прямой речью, учить находить слова автора и прямую речь, развивать умения правильно оформлять предложения с прямой речью.

Планируемые результаты:

1) Предметные: знать понятия «прямая речь» и «слова автора», уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, составлять схемы предложений с прямой речью.

2) Метапредметные: анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать, искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы, строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

3) Личностные: формировать адекватную самооценку, устойчивую мотивацию к обучению, стремиться к речевому самосовершенствованию.

Формы работы учащихся: самостоятельная, парная, групповая, коллективная, фронтальная.

Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.

Наглядно-демонстрационный материал: карточки, схема, раздаточный материал


Этапы  урока: 

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Определение темы, цели и задач урока.

  4. Изучение нового материала.

  5. Закрепление изученного материала. 



  1. Проверочная работа.

  2. Подведение итогов. Рефлексия.

  3. Домашнее задание.



Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Слово учителя.

- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка!

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу, Улыбки подарим гостям. К уроку готовы? Тогда за работу, удачи желаю вам я!

- Молодцы! Все улыбнулись? А вы знаете, что улыбка – это лучшая таблетка для здоровья? У вас на партах лежат смайлики, они вам тоже будут улыбаться и помогать поддерживать хорошее настроение на уроке.

Возьмите смайлик в руку и поднимите вверх. Пусть на уроке вам сопутствует успех!

2.Актуализация знаний: повторение темы «Простое и сложное предложение», выявление пробелов в знаниях.

- А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру «Веришь ли ты?». Эта игра нам поможет выяснить, что вы знаете, а чего не знаете. Я буду задавать вам тонкие вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет», и толстые вопросы, на которые надо ответить подробно.

Приёмы «Верные и неверные утверждения», «Толстые и тонкие вопросы»: 1) Верно ли, что синтаксис – это раздел языкознания, в котором изучаются части речи? (нет) - тут же толстый вопрос: что изучает синтаксис? 2) Верно ли, что слова в словосочетаниях связаны по смыслу и грамматически? (да) 3) Верно ли, что по наличию грамматических основ предложения делятся на простые и сложные? (да) – тут же толстые вопросы: Какое предложение называется простым?





Пример…./ Какое предложение называется сложным? Пример… 4) Какие предложения по цели высказывания вы знаете? Примеры….

3. Определение темы, целей и задач урока. 

Для того, чтобы узнать, какова тема нашего сегодняшнего урока, выполним задание: - Перед вами слова с пропущенными буквами. Вставим их и посмотрим на результат.

- Время пошло! Работаем!

Хру (п/б)кий лёд, бесстрашный то (р/рр)еодор, т(я/и)желый груз; (М/м)осква – столица России; цветной к_рандаш, ув (я/и)дает цветок, смешная каррикату (р/рр)а, живописная р (и/е)ка, лечащий вра (ч/чь), интересная п (Ъ/ь)еса.

- Пришло время узнать правильные ответы. Сравните, пожалуйста, выполненное задание с эталоном на доске.

- какие слова вызвали затруднения?

- а теперь выбранные вами буквы выпишите на строку под заданием. Что у вас получилось? ПРЯМАЯ РЕЧЬ.

- ОТЛИЧНО! Верно! Это и есть тема нашего сегодняшнего урока: «Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью» 

-Какова же цель нашего урока? (Научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью)

4. Изучение нового материала

Прямая речь – дословная передача чьих-либо слов или мыслей. Предложения с прямой речью состоят из слов автора (А) и самой прямой речи (П), например: Пётр Иванович спросил нас: «Когда вы вернётесь с похода?» Прямая речь выделяется кавычками. В предложение прямая речь вводится при помощи глаголов. Вот несколько из них: говорить, спросить, сказать, подумать, прошептать, заявить и др. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие и прямая речь пишется с большой буквы: А: «П». Если слова автора стоят после прямой речи, то перед ними ставится тире и пишутся они с маленькой буквы, а вместо точки в конце прямой речи ставится запятая: «П», - а.





Ученики совместно с учителем составляют алгоритм и фиксируют его в тетрадях: 1) определить границы ПР и СА 2) определить, сколько предложений включает прямая речь 3) охарактеризовать предложения ПР по цели высказывания и эмоциональной окраске 4) сделать вывод, нарисовать схему.

5. Закрепление нового материала:

I Задание. Учитель показывает карточки с заданием, а ученики выполняют каждый в своей тетради: из каждых двух предложений сделайте одно с прямой речью, правильно расставив знаки препинания 1) Учитель спросил. Кто сегодня дежурный 2) Мальчик воскликнул. Неужели ты сам решил эту задачу 3) Андрей написал записку. Ребята, завтра мы играем в футбол

II Задание Прием «Жокей и лошадь» Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Класс делится на две команды: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с предложениями, вторые – со схемами к этим предложений. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь»

Команда «жокеев» получает: 1) Кто там пришёл? спросила мама. 2) Максим Горький говорил Любите книгу 3) Слово дано человеку для того, чтобы свои понятия сообщать другому писал Михаил Васильевич Ломоносов. 4) Город родной я скучаю по тебе подумал Равшан

Команда «лошадей» получает: 1) «П?» - а. 2) А: «П». 3) «П», - а. 4) «П», - а.

6. Проверочная работа.

Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.

В траве что-то ползло. (Ползет ) спросила Мартышка. (Ползет) вздохнул Удав. Мартышка спросила (А что ползет?) (Это я ползу) сказал Удав.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.




- Как вы себя чувствовали на уроке? Какое у вас сейчас настроение? Выходя из класса, не забудьте поделиться своим хорошим настроением с окружающими.

Подвести итоги уроки хотелось бы приёмом «Незаконченные предложения». Предлагаю ученикам закончить предложения: 1) Я думаю, что уроки русского языка……. 2) Больше всего на уроках русского языка я люблю…… 3) На уроках русского языка мне не очень нравится…… 4) Если бы я был(а) учителем русского языка, я бы………..

8. Домашнее задание.

Выучить правило/ стр 42, упр 91






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!