Тема урока: Прямое и переносное значение слов. С. Есенин
стихотворение «Берёза».
Цель урока: 1. Дать понятие о прямом и переносном значении слов,
познакомить с идейным содержанием стихотворения,
рассказать о красоте зимней природы, развивать навыки
устной и письменной речи, обогащать лексический
запас учащихся.
2. Воспитать чувство любви к природе и бережное
отношение к ней.
Оборудование: иллюстрации к теме, таблицы, слайды,телевизор.
Тип урока: ознакомление с новым материалом с элементами интерак-
тивного метода.
Ход урока.
I. Организационный момент:
1) Приветствие.
2) Девиз.
3) Новости страны.
4) Рапорт дежурного.
II. Опрос и проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
Игра «Переводчики». Ученики переводят слова на туркменский язык.
Гармония-
Заботливо-
Растрепать-
Ответы на вопросы.
Когда и где родился С. Есенин?
Где он провёл детство и юность?
Как Есенин относился о природе?
Какие стихи он написал?
Индивидуальный опрос.
Чтение и пересказ биографии С.Есенина?
III. Обобщение домашнего задания.
Слово учителя.
Что мы узнали о жизни и творчества поэта? Составим Приём Фишбоун. «Рыбный скелет».
природу
Лирик
30 лет
о природе
в селе
Сергей Есенин
Прожил
Пишет
Жил
Любящий
Поэт
IV. Объявление новой темы.
а) Вступительное слово учителя.
Стихотворение С. Есенина «Берёза».
1. В стихотворении «Берёза» воспета русская природа и красавица берёза.
2. Белая берёза под окном.
3. Принакрылась снегом, точно серебром.
4. Она стоит в сонной тишине.
б) Словарная работа
принакрыться - bürenmek
кайма – nagyş, gaýma
кисть — inçejik şahalar
бахрома – seçek
заря - şapak
обсыпать-üstüne sepmek
в) Выразительное чтение стихотворения.
г) Беседа по содержанию стихотворения.
д) Прямое и переносное значение слов.
Употребление слова в переносном смысле и перенесение действий и признаков одних предметов на другие, сходные с ними, называется метафорой.
Метафора является средством действия на наше воображение, заставляющее нас пережить те чувства, которые вкладывает автор в своё произведение.
Например: не заглянет луч; ходят тени.
Небо дышало; ложился туман.
V. Закрепление новой темы.
1. Выразительное чтение стихотворения. Найти в стихотворении переносное и прямое значение слов.
2. Словарный диктант: написать словосочетания в прямом и переносном значении.
Белая берёза – белый путь.
Серебряное дерево – серебряное кольцо.
Золотой огонь – золотые часы.
Ходит человек – ходят тени.
3.Выполнение упражнения 9(письменно)
Подобрать антонимы и вставленным словом из задания 7.
Конкурс «Лучшего чтеца».
Выразительное чтение стихотворения «Берёза».
Составить «Синквейн».
Берёза.
Белая, пушистая, красивая.
Стоит, любим.
Одинокое дерево.
Составить диаграмму Венна.
Переносное
Золотая осень
Серебряное дерево
Ходят тени
Прямое
Золотые зубы
Серебряные серьги
Ходят волки
VI. Задание на дом.
а) Выучить стихотворение наизусть.
б) Выполнить упражнение 10 (письменно). Перепишите отрывок из стихотворения С.Есенина. Объясните, какие действия человека приписываются неодушевлённым предметам? В каком значении (прямом или переносном) употреблены слова, называющие эти действия?
VII. Итог урока.