СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Природные зоны".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Природные зоны".»

Урок обобщающего повторения по географии в 8классе по теме «Природные зоны России»

Методическая цель: развитие аналитических способностей суворовцев с использованием метода проблемного обучения.

Цели:

  1. Повторить, обобщить и углубить знания учащихся о разнообразии природы нашей Родины.

  2. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные
    знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

  3. Закрепить умение работать самостоятельно.

  4. Прививать любовь к родному краю, показать необходимость бережного отношения к природе.

  5. Воспитывать чувство гордости за нашу Родину.

  6. Развивать познавательный интерес и творческую  активность.


Оборудование: карта «Природные зоны России», рисунки и фотографии растений и животных, карточки-задания, загадки, ПК, экран и проектор.


ХОД УРОКА

Оргмомент

Приветствие и проверка готовности к уроку.

Коррекционная минутка (слайд 1)

Прежде, чем мы приступим к занятию, расшифруйте, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.

Совершенно верно, повторением изученной ранее темы.

А как вы думаете, что мы сегодня повторим и закрепим?

Чтобы напомнить вам, над какой темой программы мы работаем уже несколько уроков, я прочту стихотворение (слайд 2).

Где-то бушует вьюга,

Где-то метет метель,

Где-то полгода длится

Долгий полярный день.

Где-то жара и пекло-

Солнца лучи горячи,

Так нагревают землю,

Будто в жаркой печи.

Где-то реки, озера,

Где-то край топких болот,

Где-то с ясного неба

И капля дождя не идет.

Где-то сосны и ели,

Густой и тенистый лес,

Где-то мхи и лишайник-

Край пустоты окрест …


О чем это стихотворение?


Это стихотворение о природных зонах России.


Так значит, тема нашего сегодняшнего урока звучит так «Повторение и обобщение знаний о природных зонах России» (слайд 3). Запишите тему урока в тетрадь.


Целеполагание.

Мы закончили изучение большого раздела «Природные комплексы России». Природа нашей страны разнообразна и прекрасна. О многих природных особенностях нашей Родины можно говорить в превосходной степени. Величие и красота природы России вдохновляли и вдохновляют поэтов, художников, музыкантов на создание выдающихся произведений.

Давайте посмотрите небольшой видеоролик и сформулируем цели нашего урока (слайд 4).

(Видеоролик про Россию.)

(Слайд 5) Итак, сегодня перед нами стоят следующие цели:

1.Повторить, обобщить и углубить знания о разнообразии природы нашей Родины.

2.Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные
знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

3.Закрепить умение работать самостоятельно.

4.Прививать любовь к родине, необходимость бережного отношения к природе.

5.Воспитывать чувство гордости за нашу Родину.

6.Развивать познавательный интерес и творческую  активность.


Проверка знаний и умений. Отправляемся в географический поход. Вам предстоит преодолеть несколько станций и выполнить задания (слайд 6).

Ваша задача – набрать как можно больше баллов, чтобы получить более высокую оценку (слайд 7).

Критерии для выставления отметки за урок

  • 80 баллов и более (107) – отметка «5»;

  • 60 - 80 баллов – отметка «4»;

  • 50 и ниже – отметка «3»;

  • менее 30 баллов – отметка «2»

Станция 1 - «Путешествуя по карте» (слайд 8)

Расположите зоны в правильном порядке с севера на юг. У вас на столах раздаточный материал, находим 1 задание и выполняем. У вас 1 минута. Через минуту сдаем листочки с ответами.


С севера на юг

  1. С юга на север

1 вариант

2 вариант

А) пустыня

А) полупустыня

Б) широколиственные леса

Б) арктические пустыни

В) тайга

В) лесотундра

Г) тундра

Г) смешанные леса

Д) степь

Д) лесостепь


Проверяем.

Ответ: Г-в-б-д-а (тундра, тайга, широколиственные леса, степь, пустныня)

А-д-г-в-б - (полупустыня, лесостепь, смешанный лес, лесотундра, арктические пустыни)


Станция 2 - «Географическая» (слайд 9)

Найдите и исправьте ошибки в тексте. У вас 2 минуты:

1.Наша страна омывается морями трех океанов: Тихим с запада,

Атлантическим с востока, Северным Ледовитым – с севера.

  1. На территории России расположены равнины: Западно-Европейская, Среднесибирская и Западно-Сибирское плоскогорье.

  2. Каменным поясом России называют Кавказские горы.

  3. Самая длинная река России – Волга, а самое глубокое озеро - Онежское.

  4. На территории России восемь природных зон. Самая северная –

субтропики, самая большая – зона степей, холодная пустыня и

жаркая тундра.

Ответ: (слайд 10)

Наша страна омывается морями трех океанов: Тихим с востока,

Атлантическим с запада, Северным Ледовитым – с севера.

На территории России расположены равнины: Восточно -

Европейская, Западно-Сибирская равнины и Среднесибирское плоскогорье.

Каменным поясом России называют Уральские горы.

Самая длинная река России – Обь, а самое глубокое озеро – Байкал.

На территории России 11 природных зон. Самая северная – зона

арктических пустынь, самая большая – зона лесов, холодная тундра

и жаркая пустыня.


Станция 3 - «Зоологическая» (слайд 11) Рассели животных по природным зонам на 6 групп: арктика, тундра, лес, степь, пустыня и субтропики.

(3 минуты)

арктика

тундра

лес

степь

пустыня

субтропики

1

1

1

1

1

1

2


2

2

2

2



3

3

3

3



4


4

4



5





Ответ: (слайд 12)

Станция -4 «Узнай меня». На работу 3 минуты.

  1. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.

  2. По пустыне – сковородке, по колючкам босиком я иду с горбом-мешком.

  3. Вьётся верёвка, на конце – головка. Кто я?

  4. Я - священное животное Древнего Египта. Перекатываю шарик, в котором запас корма для моего потомства.

  5. Я - родственница белки, но меньше её. Умею не только прыгать, но и летать, у меня есть кожаные перепонки между передними и задними лапками.

  6. Я – хозяин Арктики.

  7. Всю ночь я летаю, мышей поджидаю.

А станет светло, отправляюсь в дупло.

  1. Я – птица, откладываю яйца прямо на скалы.

Ответ: (слайд 13)


Ответ: (слайд 13)

Назови растения (слайд 14):

На работу 2 минуты.

Ответ: (слайд 14)


Станция «Ботаническая» (слайд 15). Рассели растения по природным зонам. У вас 3 минуты.

арктика

тундра

лес

степь

пустыня

субтропики

1

1

1

1

1

1


2

2

2


2


3

3

3


3


4




4








Ответ: (слайд 16)

Станция 5 - «Проблемная» (слайд 17)

Установите соответствие между природной зоной, хозяйственной деятельностью человека и проблемой в природной зоне. У вас 2 минуты.

А) тундра

1) лесозаготовка

1) эрозии

Б) тайга

2) виноградство

2) нарушение растительного покрова и вечной мерзлоты

В) широколиственные леса

3) животноводство

3) пожары

Г) степь

4) оленеводство

4) шквалистые ветры

Д) субтропики

5) земледелие

5) Исчезновение видов животных


Ответ: (слайд 17)

А : 4-2 Б: 1-3 В: 3-5 Г: 5-1 Д: 2-4

Станция 6 - «Экологическая»

Из биологии вы помните цепи питания.

Ответ: (слайд 18)

Исправь ошибки в цепях питания (слайд 19)

Вам на работу минута:

Ива – тюлень - белый медведь (1– рыба)

Дуб - мышь – сойка (3 - сова)

Зерновые растения – термиты – орёл (2 - суслик)

Ягель – песец – волки (2 - олень)

Растения – медуза – барс (2 -косуля)

Ответ: (слайд 19)

Станция 7- «Кроссворд» (слайд 20). На работу 5 минут.

Разгадай кроссворд

1. ... лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают.

2. ... земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнезда, которые погибают во время полевых работ.

3. Сточные воды и мусор, попадающие в море, приводят к их …

4. Неумеренное … приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли.

5. От вездеходов и тракторов в тундре нарушается …

(Ответы: 1. Вырубка. 2. Распашка. 3. Загрязнение. 4. Орошение.

5. Поверхность почв.


Ключевое слово: БРАКОНЬЕРСТВО.)


Станция 8 - «Да - нет» (слайд 21,22). На работу 1 минута.


  1. В зоне Восточно-Европейской тайги преобладают темнохвойные породы (да)

  2. В степях водятся бурундуки, белки, лоси (нет).

  3. Главнейшее богатство тайги – древесина (да).

  4. Лесостепная зона – это переходная зона от леса к тундре (нет).

  5. Ведущую роль в формировании природных зон играет соотношение тепла и влаги (да).

  6. В настоящее время степи в основном распаханы (да).

  7. Под хвойными лесами формируются богатые гумусом почвы (нет).

  8. В зоне тундры водятся олени (да).

  9. В зоне степей водятся грызуны (да).

  10. Смешанные леса протягиваются широкой полосой от западных границ России до Охотского моря (нет).

  11. Смешанные муссонные леса распространены на Русской равнине (нет).

  12. В лесотундре лес встречается в основном по долинам рек (да).

  13. Воздействие человека на природу изменяет какие-либо связи в ПК (да).

  14. Облик тундры, так или иначе, связан с мерзлотой (да).


Станция 9 - «Филворд» (слайд 23)


Отыщите названия природных зон России в сетке кроссворда.

Слова могут размещаться в любом направлении, «ломаться» под прямым углом, но нигде не пересекаться. На работу 3-4 минуты.


Ответы: тундра, лесотундра, лес, степь, лесостепь, пустыня, тайга

(слайд 24).


Станция 10- «Кто лишний» (слайд 25,26).


  1. Бел медведь, морж, пингвин, гагарка (арктика)

  2. Росомаха, лемминг, полярный волк, уссурийский тигр (лесотундра)

  3. Верблюд, кабан, кедровка, бур медведь (тайга)

  4. Дрофа, дятел, суслик, корсак (степь)

  5. Ушастый ёж, скорпион, белка, тушканчик (пустыни, полупустыни)


Задание на самоподготовку (слайд 27):

Найти художественное описание Русской равнины в произведениях писателей.


Подведение итогов. Молодцы ребята вы сегодня хорошо поработали, я очень довольна результатами нашего сегодняшнего урока. Выставление оценок за урок.

Спасибо за урок (слайд 28)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!