СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: «Размеры и масса атомов и молекул»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Размеры и масса атомов и молекул»»

Конспект урока по теме: «Размеры и масса атомов и молекул»


Подготовила преподаватель физики

ГОУ СПО ЛНР «Счастьенский профессиональный колледж»

Чистопашина Ирина Валериевна


Группа: ______________ Дата ______________

Цели урока: дать представление обучающимся о размерах и массах молекул и атомов, научить решать задачи по вычислению основных физических величин молекулярно-кинетической теории, характеристик молекул и атомов; провести контроль знаний по теме.

Тип урока: урок комбинированный при использовании личностно ориентированной технологии (обучение в сотрудничестве, работа малыми группами, дифференцированный подход к обучающимся).

Оборудование для преподавателя: компьютер, проектор, экран;

для обучающихся: сосуд с водой, крупинки краски, пипетка, периодическая система Д.И.Менделеева, учебники.


План урока

  1. Организационный момент 1 минута

  2. Подготовка к усвоению нового материала 3 минуты

  3. Актуализация опорных знаний 6 минут

  4. Освоение нового материала 20 минут

  5. Закрепление нового материала 11 минут

  6. Домашнее задание 2 минуты

  7. Подведение итогов урока 2 минуты.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Озвучивание темы урока. Постановка цели урока. Мотивация темы.


  1. Подготовка к усвоению нового материала.

Все тела нам кажутся сплошными. Почему?

Можно ли увидеть молекулы в микроскоп? Почему?

Можно ли взвесить молекулу или измерить диаметр молекулы? Почему?


  1. Актуализация опорных знаний

Прежде чем изучать новый материал, проведем физический диктант. Как всегда, вы вопрос не записываете, а пишите номер вопроса и ответ коротко и разборчиво.

  1. Назовите основные положения молекулярной теории строения вещества.

  2. Что изучает молекулярная физика?

  3. Напишите пример физического явления как доказательства, что тела состоят из молекул?

  4. Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения?

  5. Какой энергией обладают молекулы вследствие взаимодействия друг с другом?


Рядом сидящие обучающиеся обмениваются друг с другом своими работами и под диктовку преподавателя карандашом отмечают «плюс» напротив верного ответа. Выставляется оценка. «5» – 5 верных ответов; «4» – 4 верных ответов; «3» – 3 верных ответа; «2» – меньше 2 верных ответов. Работы сдаются преподавателю.


  1. Освоение нового материала.


Слайд

Древнегреческие философы Левкипп и его ученик Демокрит еще в 5 в. до н.э. разработали атомистическую теорию, согласно которой в мире существуют лишь атомы («атом» - неделимый), движущиеся в Великой пустоте.

Размеры атомов очень малы (≈0,1нм).


Слайд

Увидеть атомы смогли только в конце 20-го века, т.е. спустя 2500 лет после рождения атомной теории, с помощью электронного микроскопа. Связано это с мощным развитием науки и техники.

Исследовательская работа


Растворите крупинку краски в небольшом количестве воды. Затем поместите каплю полученного раствора в сосуд с водой, тщательно перемешайте. Отлейте из сосуда половину окрашенной жидкости в другой сосуд, а первый долейте чистой водой до того же уровня. Повторите эту операцию 2-3 раза. В конце опыта оцените окрас жидкости в первом сосуде и сделайте соответствующий вывод о размерах частиц краски.

Для сравнения: в чайной ложке воды содержится примерно столько же молекул воды, сколько чайных ложек воды в мировом океане.

Схема

Слайд

Атом – наименьшая частица данного химического элемента.

Молекула – это наименьшая устойчивая частица данного вещества, обладающая его основными химическими свойствами.

Работа с учебником


В капле воды массой 1 г (V=1см3) при диаметре молекулы воды 3. 10 – 8 см содержится:

молекул.

Работа с учебником


Массы молекул очень малы, поэтому удобно при расчетах использовать не абсолютные значения масс, а относительные. По международному соглашению массы всех атомов и молекул сравнивают с массы атома углерода.

Масса одной молекулы воды (Н2О):

Конспектирование на протяжении урока


На протяжении урока обучающиеся составляют конспект в виде таблицы

Название

Обозначение

Расчетная формула

Единица измерения

Относительная молярная масса




Количество вещества




Постоянная Авогадро




Масса молекулы (молярная масса)




Масса вещества




Число молекул





Работа с таблицей Менделеева


Относительной молекулярной (или атомной) массой вещества Мr называют отношение массы молекулы (или атома) m0 данного вещества к массы атома углерода.

(1)

Относительные атомные массы всех химических элементов точно измерены.

Относительная молекулярная масса углекислого газа СО2 приближенно равна 44 =12+2.16.

Работа с учебником


Количество молекул в любом макроскопическом теле велико, поэтому в расчетах используют не абсолютное число молекул, а относительное. В Международной системе единиц (СИ) количество вещества выражают в молях.

Один моль – это количество вещества, в котором содержится столько же молекул или атомов, сколько атомов содержится в углероде массой 0,012 кг.

В 1 моле любого вещества содержится одно и то же число атомов или молекул.

Это число – постоянная Авогадро NA ≈ 6,02 . 10 23 моль-1

Работа с таблицей Менделеева


Задача: рассчитать относительную молекулярную массу поваренной соли, кислорода

Mr(NaCl)=23+35=58 г/моль

Mr(Н2О)=1*2+16=18 г/моль

Работа с учебником


Количество вещества ν равно отношению числа молекул N в данном теле к постоянной Авогадро NА, т. е. к числу молекул в 1 моль вещества:

(2)

Работа с учебником


Молярной массой М вещества называют массу вещества, взятого в количестве 1 моль, выражается в килограммах на моль (кг/моль)

(3)

Молярная масса обозначена в таблице Меделеева

Работа с учебником


Масса любого вещества: , (4)

где – масса одной молекулы

Nчисло молекул в теле.

Работа с учебником


Заменив величины N и NА в формуле (2) их выражениями из (3) и (4), получим для количества вещества:

(5)

Работа с учебником


Число молекул любого количества вещества массой m и молярной массой М согласно вышеприведенным формулам равно:

(6)


Вспомним алгоритм решения задач.

Рассмотрим задачу:

  1. Какое количество вещества содержится в серебряном образце массой 0,432 кг?

  2. Какова масса 250 молей метана СН4?


  1. Закрепление нового материала

Работа в группах (обучающимся выдаются листочки с заданиями, которые они должны обсудить в группе и предоставить свой ответ, записанный на листочках).

  1. Единица измерения количества вещества.

  2. Определение молярной массы.

  3. Обозначение количества вещества и количества молекул.

  4. Что называют постоянной Авогадро?

  5. Найдите относительную молекулярную массу Н24.

Работы сдаются преподавателю.


  1. Домашнее задание: параграф 53, используя учебник и рабочую тетрадь, дополнить таблицу изученных физических величин

  1. Рассчитайте число молекул, содержащихся в 1 г калия.

  2. Рассчитайте массу 6 ∙1023 молекул кремния.

  1. Подведение итогов урока.

Обучающиеся самостоятельно оценивают работу в группе. Преподаватель выставляет общую оценку в журнал с учетом и проверочной работы, и работы в группе.

Рефлексия. Преподаватель благодарит обучающихся за слаженную работу на уроке.

Название

Обозначение

Расчетная формула

Единица измерения

Определение

Относительная молярная масса








Количество вещества








Постоянная Авогадро








Масса молекулы (молярная масса)






Масса вещества








Число молекул









Название

Обозначение

Расчетная формула

Единица измерения

Определение

Относительная молярная масса








Количество вещества








Постоянная Авогадро








Масса молекулы (молярная масса)






Масса вещества








Число молекул










Скачать

© 2023, 3959 197

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!