Развитие речи.
Коллективное составление рассказа по репродукции картины
и опорным словам. А.А. Степанов «Лоси»
Цель:
учить детей выражать свою мысль письменно и устно.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся составлять рассказы по картинке;
строить сообщения в устной и письменной форме;
анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
III. Работа по теме урока
1. Беседа
— Послушайте стихотворение.
Лось шагает по дубраве;
Треск и шум стоит вокруг.
Столько шума, чтобы знали:
«Не стреляйте, я ваш друг!»
В заповеднике сохатый .
Не боится никого.
Он, конечно же, рогатый,
Но рога-то для чего?
По секрету между нами:
Если кто-то нападет,
Напугает он рогами
И тихонечко уйдет.
— Каким вы представили лося? (Большим, грозным с виду, но добрым.)
Лоси — очень крупные животные. Длина тела самца до 3 м, высота в холке до 2, 3 м, длина хвоста 12—13 см; масса 360—600кг. Они чуть меньше, чем весим мы все вместе. Лось очень сильное животное, его боятся и волки, и медведи. Но несмотря на свой грозный вид — это травоядное животное, и сам ни на кого лось не нападет.
2. Работа по учебнику
— Откройте «Картинную галерею» учебника, найдите картину Александра Степановича Степанова «Лоси». Что изображено на картине? (Лоси вышли на поляну и увидели стог сена. Малыши едят сено, взрослые лоси их охраняют.}
— Посмотрите на лосят. Какие они? (Маленькие, стройные, беззащитные.)
— Как думаете, почему взрослые лоси не едят? (Они охраняют малышей, прислушиваются.)
— Посмотрите на лося-самца. Какой он? (Большой, сильный, с ветвистыми рогами.}
— У лосихи таких рогов, как у самца, нет, но в случае опасности и она сможет постоять за лосят. Они это знают и спокойно едят сено.
Упр. 191 (с. 118).
— Прочитайте вопросы. Это небольшой план. Отвечая на вопросы, вы составите рассказ.
— Ответьте на вопросы, пользуясь словами для справок. (Три-четыре ученика зачитывают свои сочинения.)
3. Работа над сочинением
— Запишите три-четыре предложения из своего рассказа. Подумайте, какую часть вы будете писать: начало, основную часть или концовку.
— Прочитайте вопросы, на которые будете отвечать.
— Запишите предложения.
(Учащиеся читают отрывки из сочинений, проводится анализ работ.)
IV. Рефлексия
— Вам понравилось писать сочинение?
— Что в работе над сочинением показалось трудным?
V. Подведение итогов урока
— Чему учились?
— Что нового узнали на уроке?