Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "РИМ СТАНОВИТСЯ ИМПЕРИЕЙ"»
Фомина Елена Васильевна – учитель истории и обществознания
ГБОУ г. Севастополя «СОШ № 57 с реализацией дополнительных программ в области искусств»
Класс: 5
Предмет: История Древнего мира
Авторы учебника: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая
Тема урока: «Рим становится империей»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: исследовать завершающий этап становления Римской империи.
Задачи:
Образовательная: познакомиться с историческими событиями и личностями, связанными с окончательным становлением Римской империи.
Развивающая: развивать умение работы с текстом учебника и исторического источника; развивать речь, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;
Воспитательная: воспитывать интерес к изучению роли личности в истории, воспитание гражданственности.
Формируемые УУД
Предметные: определять причины поражения сторонников республики. Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть; объяснять причины завершения гражданских войн в Риме; характеризовать правление Октавиана Августа; рассказывать о судьбах знаменитых римлян, объяснять основные понятия и крылатые выражения, описывать ход событий и анализировать деятельность Октавиана Августа.
Личностные: давать оценку личности Октавиана Августа и его соперников, определять его роль в истории Рима; смыслообразование, самоконтроль.
Метапредметные: планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность, в сотрудничестве с учителем формулировать тему, цель, проблемный вопрос урока, проводить поиск информации – умение работать с текстом учебника, исторического источника, дополнительной исторической литературой, извлекая необходимые сведения; умение аргументировано высказывать свою точку зрения, работать самостоятельно.
Оборудование: презентация, компьютер, учебник «История Древнего мира», карта.
Основные понятия и имена: Октавиан Август, Марк Антоний, император, империя, преторианская гвардия.
Основное содержание: победа Октавиана и Антония над врагами Цезаря, правление Октавиана и Антония (западные и восточные провинции Рима). Борьба Октавиана и Антония за единовластие (битва у мыса Акций – 31 г. до н.э.). Поражение Антония. Октавиан Август – единовластный правитель Рима 30 г. до н.э. – 14 г. н.э.; с 27 г. до н.э. – император и «Отец Отечества». Создание преторианской гвардии. Победа германцев над римлянами в Тевтобургском лесу – 9 г. н.э. Развитие культуры.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний учащихся. Повторение по теме «Гай Юлий Цезарь». Дать характеристику личности Цезаря. Крылатые выражения.
Формулирование темы и цели урока (в диалоге с обучающимися)
Открытие новых знаний:
Октавиан Август. Марк Антоний. Марк Тулий Цицерон.
Месть за убийство Цезаря. Битва при г. Филиппы (Македония) – 43 г. до н.э. 20 легионов Октавиана и Антония одержали победу над 19 легионами Брута и Кассия;
читаем и обсуждаем – исторический источник по учебнику (с. 254)
Разделение сфер власти. Октавиан – западные провинции (г. Рим). Антоний – восточные провинции (женитьба на Клеопатре, г. Александрия).
Октавиан против Антония. Битва при мысе Акций – 31 г. до н.э. Бегство Антония за покинувшей бой Клеопатрой. Победа Октавиана. Смерть Антония и Клеопатры.
Октавиан Август – единовластный правитель Рима 30 г. до н.э. – 14 г. н.э.; с 27 г. до н.э. – император и «Отец Отечества». «Восстановление республики» на словах – фактически Август создал новую систему правления (руководил работой Сената, принимал решения, ставил своих людей на должности). Создание преторианской гвардии – личной охраны Августа.
Завоевания Октавиана Августа. Египет, Северная граница – за Дунай, Пиренейский полуостров, Галлия. Борьба с германцами. Победа германцев над римлянами в Тевтобургском лесу – 9 г. н.э.
Установление мира с Парфией (возвращение пленных легионеров). Предки славян – венеды – соседи Римской имерии
Развитие культуры. Цицерон, Гораций, Вергилий, Меценат – читаем и обсуждаем (учебник – с.258, 257, 259)
Какие сферы культуры были развиты в правление Октавиана Августа, что говорит о её расцвете?
Подведение итогов:
При Октавиане Августе происходит политическое и юридическое оформление Рима как империи:
Рефлексия. Оценивание.
Домашнее задание: изучить параграф №53, 54, ответить на вопросы, выучить даты, понятия, уметь их объяснить, контурная карта.