Конспект урока по теме: Римская империя: территория, управление
Класс:5
Задачи урока:
-обобщить и систематизировать знания по теме «Древний Рим»
-продолжить формирование умения излагать свою точку зрения, привить интерес к изучению дополнительной литературы,
-развивать умение мыслить нестандартно развивать коммуникативные навыки,
Форма урока -игра
Дидактические цели.
1. Предметные:
Формирование представлений о “золотом веке” Римской империи, развитие умения сравнивать и анализировать исторические факты.
2. Метапредметные.
2.1. Познавательные:
Формирование способности решать проблемные и творческие задачи.
2.2. Регулятивные:
Формирование умения организовывать работу с различными видами и источниками информации, умение осуществлять самооценку.
2.3. Коммуникативные:
Формирование готовности формулировать собственное мнение.
Личностные:
Формирование интереса к важнейшим событиям прошлого.
Основные виды УУД:
Развитие умения работы по сравнительному анализу, овладение знаниями об основных исторических понятиях, осмысление опыта поколений.
Основные дидактические единицы:
“Золотой век” Римской империи, войны Траяна, Марк Аврелий, Парфянское царство.
ХОД УРОКА
1)Конкурс «Дефиниции»
На карточках записаны определения, к ним необходимо подобрать термины.
(за правильный ответ присуждается 1 балл)
1) потомки древнейших жителей Рима (патриции)
2) форма правления, при которой власть принадлежит выборным органам или должностным лицам (республика)
3) римские воины (легионеры)
4) выборные защитники плебеев (народные трибуны)
5) правитель, обладавший неограниченной властью в течение небольшого срока (диктатор)
6) общественные бани (термы)
7) личная охрана императора (преторианцы)
8) римляне незнатного происхождения (плебеи)
9) торжественный въезд в Рим полководцев-победителей (триумф)
10) право отменять распоряжения консулов или решения сената (право «вето»)
11) территория вне Рима, находившаяся под его властью (провинция)
12) рабы, боровшиеся на арене (гладиаторы)
2) Конкурс «Хронология».
(за правильный ответ присуждается 1 балл)
1) Сколько лет прошло от установления республики в Риме до захвата власти Цезарем? (460 лет)
2) Как ответил бы римлянин на вопрос: в каком году была установлена республика? (в 244 году от основания Рима)
3) Что было раньше: восстание Спартака или захват власти Цезарем? На сколько лет? (восстание Спартака, на 25 лет)
4) Сколько лет правил Октавиан Август? (44 года)
5) Сколько лет просуществовала Римская республика? (482 года)
6) Какое событие было раньше: битва при Каннах или падение Карфагена? На сколько лет? (битва при Каннах, на 70 лет)
7) Сколько лет исполнилось Риму в 2005 году? (2758 лет)
8) Сколько лет просуществовала Западная Римская империя? (81 год)
3) Конкурс «Крылатые выражения»
На карточках записаны крылатые выражения, необходимо определить, кому они принадлежат и по какому поводу произнесены: (за правильный ответ присуждается 1 балл)
1) «Горе побежденным!» (Галльский вождь Бренн во время осады Капитолия в 390 г. до н.э.)
2) «Жребий брошен!» (Гай Юлий Цезарь перед походом на Рим в 49 г. до н.э.)
3) «Карфаген должен быть разрушен!» (сенатор Катон после второй Пунической войны) 4) «Пришел, увидел, победил!» (Гай Юлий Цезарь после разгрома армии Фарнака в Малой Азии)
5) «Еще одна такая победа, и у меня не останется армии» (Пирр во время сражений с римлянами в 280 г. до н.э.)
6) «Чем гуще трава, тем легче косить!» (Аларих при нападении на Рим)
7) «Лучше один раз умереть, чем постоянно ожидать смерти!» (Гай Юлий Цезарь по поводу готовившегося против него заговора)
8) «Лучше умереть от железа, чем от голода!» (Спартак)
4) Конкурс «Древние рукописи».
Текст 1.
« И самый закон, если сопоставить его с той великой несправедливостью и корыстолюбием, против которых он был направлен, отличался мягкостью и умеренностью: людей, которых следовало бы отдать под суд за неповиновение законам и лишить противозаконно захваченного имущества с наложением штрафа, … закон повелевал лишь отказаться, притом за выкуп, от незаконного владения в пользу нуждающихся граждан. Как ни умеренна была эта реформа, народ готов был удовлетвориться ею и забыть прошлое, лишь бы оградить себя от несправедливостей в будущем. Но богачи и крупные собственники… ополчились против закона и самого законодателя…Однако они ничего этим не достигли. Страшным для врагов и непобедимым казался он, когда, стоя перед народом, толпившимся вокруг его трибуны, говорил в защиту обездоленных… Полководцы обманывают солдат, когда на полях сражений призывают их защищать от врагов гробницы и храмы. Ведь у множества римлян нет ни отчего алтаря, ни гробниц предков, и они сражаются и умирают за чужую роскошь, чужое богатство. Их называют владыками мира, а у них нет и клочка земли».
О каком событии идет речь? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения. В каком году произошло событие? (Речь идет о земельном законе, предложенном Тиберием Гракхом в 133 г. до н.э.)
Текст 2.
«В городе воцарился великий страх: все боялись друг друга и все приостановилось…А если опять внешняя война? Тут, конечно, надеяться не на что, кроме как на согласие граждан; всеми правдами и неправдами следует восстановить в государстве единство. Тогда-то и было решено направить к плебеям посредником Менения Агриппу, человека красноречивого и плебеям угодного, поскольку он и сам был родом из них. И вот, допущенный в лагерь, он, говорят, рассказал безыскусную историю: в те времена, когда не были в человеке согласованы все органы, как теперь, но каждый член говорил и решал, как ему вздумается, возмутились все члены, что их старания идут на потребу одному желудку, а желудок, сидя в середке, не делает ничего и лишь наслаждается тем, что получает от других. Сговорились тогда члены, чтобы ни рука не подносила пищи ко рту, ни рот не принимал подношения, ни зубы его не разжевывали. Так, разгневавшись, хотели они смирить желудок голодом, но и сами все, и все тело вконец исчахли. Таким сравнением… изменил он настроение людей. После этого начались переговоры о перемирии, и согласились на том, чтобы у плебеев были свои должностные лица с правом неприкосновенности… и чтобы никто из патрициев не мог занимать эту должность».
О каком событии идет речь? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения. В каком году произошло событие? (Речь идет о борьбе плебеев с патрициями и уходе плебеев на Священную гору в 494 г. до н.э.)
4) Конкурс «Кто есть кто?»
Учащимся предлагается по предложенным характеристикам определить исторических деятелей. За правильный ответ с первой фразы – 6 баллов, со второй – 5 баллов, с третьей – 4 балла и т.д.
Портрет 1.
1. После его убийства римский оратор Цицерон произнес: «Тиран убит, а тирания жива».
2. Обладал многочисленными талантами и способностью делать несколько дел одновременно: читать, писать и беседовать с посетителями.
3. Пользовался огромным уважением и любовью своих легионеров, проявляя бесстрашие и хладнокровие в любых ситуациях.
4. О могуществе и славе мечтал с юных лет. По его мнению, «лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме».
5. Носил титул «Отца Отечества».
6. В его честь был назван один из месяцев года.
(Гай Юлий Цезарь)
Портрет 2.
1.Этот человек очень гордился тем, что даровал римскому народу мир, которого тот почти никогда не имел за всю свою историю.
2. Под видом «заботы» о законах и правах людей жестоко пресекал любое недовольство и заговоры. С гордостью писал, что захватил и передал рабовладельцам для казни 30 тысяч беглых рабов.
3. Провозгласил восстановление Республики, а себя назначил хранителем государства.
4. Проявлял крайнюю осторожность и для собственной охраны создал отряды преторианской гвардии.
5. Носил титул «Священный». День его рождения был объявлен праздником.
6. В его честь был назван один из месяцев года.
(Гай Юлий Цезарь Октавиан Август)
Портрет 3.
1. Античный автор Светоний считал, что «не было на свете лучшего раба и худшего господина», чем этот римский император.
2. Самолично участвовал в гладиаторских боях (это считалось уделом отверженных и рабов). Руководствовался принципом: «Мне можно все в отношении всех».
3. Настолько пренебрегал традициями прошлого, что хотел назначить консулом своего любимого коня Инцитата.
4. Он требовал, чтобы ему поклонялись как богу и постоянно повторял слова из одной трагедии: «Пусть ненавидят, лишь бы боялись!»
5. Свое прозвище получил в связи с тем, что детство провел в военных лагерях, одетый в военную форму и сапоги крохотного размера.
6. Убит в результате заговора. Любопытно, что люди подозревали, что он сам распустил слух об убийстве, чтобы узнать, что о нем думают в народе.
(Гай Цезарь Клавдий Калигула)
Портрет 4.
1. Начало его правления было отмечено всеобщим ликованием, т.к. он демонстрировал свою щедрость и милость.
2. В его характере сочетались звериная жестокость и наглое лицемерие. Приказав убить собственную мать, он в притворной скорби заявлял, что она сама покончила с собой.
3. Был первым императором, лишенным власти при жизни. Сенат объявил его «Врагом Отечества».
4. Во время грандиозного пожара в Риме, устроенного по его приказу, распевал гимн о гибели Трои.
5. На развалинах города соорудил невероятной пышности и величины Золотой дворец, внутри которого находились поля, виноградники, пастбища и пруд, изображающий море. Все покой были отделаны золотом и драгоценными камнями.
6. Для этого человека лавры актера были желаннее, чем власть. Перед своей смертью произнес слова: «Какой великий артист умирает!»
(Тиберий Клавдий Нерон)
Портрет 5.
1. Увенчан военной славой. Участвовал в 30 сражениях в Британии, за что удостоился триумфа.
2. Его предки не отличались ни знатностью, ни богатством. По воле легионов в преклонном возрасте стал императором.
3. Античный автор Тацит считал его единственным правителем, кого власть изменила не в худшую, а в лучшую сторону: он обладал величайшей терпимостью и прислушивался ко всякому правдивому слову. Не был злопамятным и мстительным, заслужил славу справедливого человека.
4. По его распоряжению в Риме началось строительство знаменитого Колизея.
5. Обладал единственным пороком – скупостью. Вводил многочисленные налоги, в том числе с общественных уборных, что привело к появлению крылатого выражения «деньги не пахнут».
6. На смертном одре произнес фразу: «Увы, кажется, я становлюсь богом».
(Тит Флавий Веспасиан)
Портрет 6.
1. С юных лет служил в армии. Обладал огромной физической силой и невероятной выносливостью.
2. Он ходил по Риму пешком и был доступен просителям. Заговорщиков не боялся, а доносы совершенно уничтожил тем, что не обращал на них внимания. Плиний писал, что при нем «страх внушают не доносчики, а законы».
3. Желал быть таким правителем, какого сам пожелал бы себе, если бы оставался простым подданным. Вручая меч начальнику дворцовой гвардии, он торжественно провозгласил: «Бери этот меч, чтобы пользоваться им для моей защиты, если я буду править хорошо, и чтобы воспользоваться им против меня, если я буду править плохо».
4. Расширил территорию Римской империи, присоединив Дакию и Месопотамию.
5. Сенат официально признал его наилучшим правителем.
6. Его прах захоронен в основании колонны на Форуме.
(Марк Ульпий Траян)
Портрет 7.
1. По легенде, победил своих соперников в борьбе за власть, повелев изобразить знак креста на щитах своих воинов, т.к. накануне решающей битвы увидел на небе яркий крест с надписью «Сим победишь».
2. Он навсегда распустил преторианскую гвардию, которую считал источником внутригосударственных смут.
3. Широко привлекал в армию варваров и впервые стал назначать их на должность консулов.
4. Окружил себя азиатской пышностью, носил крашенные фальшивые волосы, пестрые шелковые одеяния, украшал себя множеством драгоценных камней, ожерелий и браслет
5. С именем этого человека связано важнейшее событие в истории Рима: он прекратил преследования христиан и даже крестился сам перед смертью.
6. Основал новую столицу государства, названную его именем.
(Гай Флавий Константин I Великий)
Портрет 8.
1. Этот человек обладал таким спокойным характером, что ни радость, ни горе никак не отражались на выражении его лица.
2. Его время было печально знаменито обилием несчастий и невзгод, обрушившихся на Рим, начиная с набегов варваров и кончая эпидемией чумы, от которой император скончался.
3. Его перу принадлежит философское сочинение на греческом языке «К самому себе».
4. Тяготясь императорской властью, добросовестно выполнял все обязанности правителя. Ненавидел войну, но почти все правление провел в войнах и походах.
5. Оказался единственным из римских императоров, изображенным в качестве всадника.
6. Огорчен был не тем, что умирает, а тем, что оставляет после себя такого беспутного и жестокого сына.
(Анний Вер Антонин Марк Аврелий)
5) Конкурс «Смекалка»
За правильный ответ начисляется 5 баллов.
1. Награда.
В 390 г. до н.э. на Рим обрушилась страшная беда. Галлы захватили город, устояла только крепость на Капитолийском холме. Изнуренные голодом и усталостью защитники крепости спали, не подозревая о готовившемся штурме. Внезапно тишину нарушил гогот священных гусей храма богини Юноны. От их гогота и хлопанья крыльев проснулся Марк Манлий, знаменитый воин, бывший консулом три года назад. Среди всеобщего смятения он кинулся вперед и ударом щита сбил вниз галла, уже стоявшего на вершине. Покатившись вниз, галл в падении увлек за собой тех, кто поднимался вслед за ним, а Манлий разил остальных. Но вот на помощь подоспели другие римляне. Капитолий был спасен, а смелый воин получил самую высокую награду, какая могла быть в осажденной крепости.
Предположите, какую награду получил Марк Манлий?
(Каждый принес к нему в дом по полфунту муки и по кварте вина, что в условиях голода было величайшим доказательством любви и признательности)
2.Меч и циркуль.
В VI в. до н.э. Ксенофан по поводу того, что все почести достаются не мудрецам, а атлетам говорил: «Напрасный и несправедливый обычай – давать предпочтение силе перед благой мудростью». История разрешила этот спор в городе Сиракузы, показав, на какие чудеса способна человеческая мысль, направленная на благородную цель защиты своего отечества. Долгим сопротивлением римлянам город был обязан не полководцу, а величайшему ученому древности.
Предположите, о каком ученом идет речь?
(Сиракузы защищались с применением технических изобретений Архимеда)
3. Хитрость Ганнибала.
Полководец Ганнибал был мастером военных хитростей, устраивал своим врагам многочисленные ловушки. Во время войны с Римом войска Ганнибала захватили несколько поместий римских богачей, в том числе поместье командующего римской армией. Ганнибал приказал своим воинам спалить и разграбить все кругом, но запретил трогать поместья командующего. Более того, он приставил стражу, чтобы там ничего не повредили и ничего оттуда не похитили.
Предположите, в чем заключалась хитрость Ганнибала?
(Суть хитрости заключалась в том, чтобы опорочить командующего в глазах римлян)
4. Кто лучший полководец древности?
В сочинениях Плутарха есть рассказ о последней встрече двух врагов – Сципиона и Ганнибала в Сирии. В беседе, затрагивались вопросы военного искусства. Сципион попросил Ганнибала назвать трех лучших полководцев всех времен и народов. Ганнибал первым назвал Александра Македонского, вторым – царя Пирра, третьим – себя. Сципион был уязвлен, но не показал этого, улыбнулся и спросил, на какое место поставил бы себя Ганнибал, если бы одержал победу над ним, Сципионом. Ответ понравился римлянину больше предыдущего, потому что Ганнибал во втором случае поставил на первое место себя, на второе – Александра Македонского, а на третье – Пирра.
Предположите, почему последний ответ понравился Сципиону?
(Ганнибал дал понять Сципиону, что считает его непревзойденным полководцем и самым опасным врагом)
5. Последний триумф Цезаря.
Победив своих противников в гражданских войнах, Цезарь в 45 г. до н.э. отпраздновал в Риме свой последний триумф. Однако этот триумф не обрадовал римлян, а крайне огорчил их. Многие говорили, что Цезарю следовало бы стыдиться такой славы, а не гордиться ею.
Предположите, чем объяснялось такое отношение римлян к последнему триумфу Цезаря?
(Последняя победа Цезаря была одержана над римлянами)
6. Марк Аврелий и заговорщики.
Римский император Марк Аврелий был человеком высоких моральных принципов, обладал глубоким умом и отличался исключительной стойкостью в перенесении превратностей жизни. Однажды против него поднял восстание один из полководцев. Восстание подавили, полководец был убит, но письма, адресованные его сторонникам из числа приближенных императора, попали в руки Марка Аврелия.
Предположите, как поступил император с попавшими в его руки письмами?
(Марк Аврелий приказал сжечь их, не распечатывая)
7. Запреты на горячую пищу.
В многоэтажных домах Рима, где жила беднота, не было возможности приготовить горячую пищу. Харчевни были местом, где люди встречались, ели горячую похлебку, беседовали, отдыхали. Между тем императоры издавали указы, которые запрещали или ограничивали торговлю горячими блюдами в харчевнях.
Предположите, в чем причина императорских запретов на торговлю горячей пищей?
(Императоры опасались заговоров и подозревали их всюду, где могли собираться кампании людей, даже в харчевнях)
8. На особом положении.
Эти люди имели большие преимущества по сравнению с другими жителями Рима. Все уступали им дорогу. В цирках и амфитеатрах им предоставлялись почетные места. Если осужденного вели на казнь и на пути встречали этого человека, то казнь отменялась. Однако немногие родители желали бы подобной судьбы своему ребенку.
Предположите, о ком идет речь?
(Речь идет о весталках – жрицах богини огня и домашнего очага Весты)
9. Неизвестный продукт.
По подсчетам археологов, этому продукту 6 тысяч лет. Его применение напрямую связано со знаменитыми термами. Римляне взяли его у галлов, использовавших для этого растительное масло и красную земляную краску. В России оно получило распространение со времен Петра I.
Предположите, о чем идет речь?
(Речь идет об обыкновенном мыле)
10. Драгоценный дар.
Аларих, вождь готов, потребовал от римлян «все золото, все ценности, всех рабов» в обмен на единственный дар с его стороны.
Предположите, что пообещал Аларих римлянам?
(В обмен на огромный выкуп он оставлял им жизнь)
Подведение итогов
Домашнее задание – не задано
план
1. “Золотым веком” - то есть временем расцвета - Римской империи называют время правления императора Траяна и его преемников. Это время пришлось на период с I по II века н.э. Историк Тацит так описывает это время: “Наступили годы редкого счастья, когда каждый мог думать, что хочет, и говорить, что думает”.
2. Император Траян
Император Траян родился в провинции Испания. С юных лет он служил в легионах. Благодаря своей смелости и отваге он дослужился до командующего. Траян всегда шёл в походах впереди войска, ел с легионерами из общего котла, обращался к каждому по имени. Став императором он заботился о справедливости: требовал соблюдения законов, заботился о бедных и даже заставил всех сенаторов отдавать часть своих богатств на развитие хозяйства Италии. Это привело к тому, что Италия перестала зависеть от египетских поставок хлеба.
3. Войны Траяна
Войска Траяна разгромили могучего восточного соседа - Парфянское царство и через Междуречье дошли до берегов Персидского залива. А на колонне Траяна запечатлено другое событие - покорение Даков. Этот народ был родственником скифов. Отважные воины очень долго не сдавались римлянам. Воинам Траяна пришлось построить каменный мост, чтобы подобраться к ним. В итоге Дакия стала римской провинцией. После дакийской войны Рим утвердился на берегах Дуная.
4. Провинции
Римские легионы стали располагаться в лагерях на границах империи. В Британии, на Рейне и Дунае были построены линии крепостей, земляных валов и рвов. Дозорные со сторожевых башен подавали сигнал о приближении врагов - и по проложенным вдоль оборонительной линии дорогам быстро выдвигались войска. По всему Средиземноморью были очищены от разбойников сухопутные и морские пути. Везде расплачивались римскими золотыми, серебряными и медными монетами. Во всех провинциях крупные и средние землевладельцы покупали рабов, производили на продажу хлеб и вино, масло и овощи. Император развернул строительство дорог и мостов в провинциях. Например, была построена дорога от Черного моря до Галлии. кроме дорог и мостов Траян строил каналы, акведуки, термы, каналы. Провинции стали процветать.
Римская империя постоянно расширяла свои территории. Сначала присоединённые земли полноправно входили в её состав. Однако начиная с Сицилии, присоединённые земли становились провинциями — внешними территориями, платившими дань Риму.
Провинции не могли вести самостоятельную внешнюю политику — объявлять войны и заключать союзы. Им запрещено было иметь наёмные войска, размер внутренних войск был ограничен. Даже заключать торговые договоры и чеканить монеты провинции могли только с разрешения Рима. За это им была предоставлена самостоятельность во внутренних делах и римские войска охраняли их границы. Во многих провинциях сохранялись собственные законы и система управления. Однако граждане провинций не имели прав за пределами своей земли, тогда как римские граждане могли приобретать земли во всех провинциях. Это привело к тому, что постепенно большая часть земель перешла в руки римлян.
Для поддержания могущества Рима требовалось всё больше средств, поэтому налоги с провинций постоянно росли. Чиновники, которые собирали налоги и управляли провинциями, назывались проконсулы и пропреторы.
5. Рим при Траяне
В Риме высился огромный, в пять этажей, Траянов рынок. Здесь в 150 магазинчиках можно было купить испанские вина, галльские ткани, египетский папирус, сирийские украшения. В городе появлялись новые постройки. Сам император оплатил постройку гимнасия, цирка, после чего начались “соревнования” между богачами: кто сможет превзойти щедростью императора. В других городах воздвигали арки в честь Траяна. Император приказал увеличить тираж монеты с его изображением. Римские монеты имели хождение по всей империи. Монет эпохи правления Траяна сохранилось очень много. На форуме Рима стоял позолоченный столб, от которого во все провинции по 372 мощеным камнем дорогам развозили почту императорские курьеры. Через каждую тысячу шагов на этих дорогах стояли столбы с указанием расстояния до Рима. Жители империи говорили: «Все дороги ведут в Рим».
6. Романизация
Служба в армии давала право не только на землю, но и на получение гражданства. Поэтому многие жители провинций стали римскими гражданами. За время службы в армии они учили латинский язык, перенимали обычаи, манеру одеваться, религию. В итоге в провинциях представители самых разных народов говорили по-латыни, одевались в тоги, читали римские стихи, развлекались в цирках и театрах, украшали свои жилища, уподобляя их римским постройкам. Это восприятие римской (романской) культуры называют романизацией.
7. Философ на троне
7.1 Император Марк Аврелий прославился не столько как глава государства, сколько как глубокий философ. Он оставил после себя много записей. Можно сказать, что он исполнил мечту другого философа - Платона, который писал, что или правители должны быть философами, или философы - правителями. Марк Аврелий считал себя слугой народа, а императорский титул - тяжелой пожизненной ношей. Он прославился особым человеколюбием.
7.2 Только из уважения к привычкам народа, император присутствовал на общественных играх в амфитеатрах, в цирке, или бывал на спектаклях в театре, но так мало интересовался ими, что во время игр и спектаклей читал книги, слушал доклады сановников, подписывал правительственные акты. Его мысли были далеки от этих развлечений. Но, будучи очень строг к самому себе, Марк Аврелий был по характеру снисходителен к другим и очень добр. «Он был воздержен без желания принуждать к тому других, – говорит Капитолин, – кроток без слабости, серьёзен без суровости». Он велел давать гладиаторам тупое оружие, чтобы они не могли наносить друг другу смертельных ран.
Задание на усвоение материала ролика
Тест. Правильный ответ стоит первым
1.Как называется время правления Траяна и его преемников?
золотым веком
Новым Царством
имперским периодом
римской республикой
2.Поверженный Траяном восточный сосед это
Парфянское царство
Боспорское царство
Сирия
Персидская держава
3.Кроме войн Траян прославился
строительством в провинциях
любовью к жестоким забавам
безразличием к внутренним делам империи
умение рисовать и писать стихи
4.Как император Траян вынудил богачей участвовать в постройке общественных зданий?
он подал пример - вложил свои деньги
он повысил налоги для тех, кто не хотел тратиться на гимнасии и цирки
он убеждал богачей поодиночке в частных беседах
он публично осуждал скупых граждан на площади
5.Покорение какого племени изображено на колонне Траяна?
даков
галлов
германцев
славян
6.Что не получал римский солдат за службу в армии?
рабов
землю
деньги
гражданство
7.Что такое “романизация”?
восприятие и копирование римской культуры
римская система счета
романтическое настроение
мода на написание романов
8.Как называли Марка Аврелия?
философ на троне
величайший из императоров
подобный Зевсу
железноголовый
9.Какова главная черта характера Марка Аврелия?
человеколюбие
жестокость
терпеливость
вспыльчивость
10.Чем считал Марк Аврелий императорский титул?
тяжелой ношей
даром богов
возможностью прославиться
своей заслугой
Задание В3
Используя приложенные карты, опиши изменения территории Римской империи от Августа до Траяна.
Задание Е2(С2)
Рассмотри иллюстрации даки1 и даки2. Одна из них - современная реконструкция, вторая - исторический источник. Найди как можно больше несоответствий. Попробуй объяснить, почему они появились.
Задание G3
Представь, что тебе надо нарисовать эскиз колонны Траяна или Марка Аврелия. Какие сюжеты их жизни стоят того, чтобы их увековечили? Какие - наоборот - лучше забыть как досадные ошибки? Для выполнения воспользуйся источниками информации из ссылок.
Ссылки на дополнительные материалы Колонна Траяна. Хан академия
Академия Хана. Статуя Марка Аврелия
Биография Марка Аврелия
Раздаточный материал
Текст 1.
« И самый закон, если сопоставить его с той великой несправедливостью и корыстолюбием, против которых он был направлен, отличался мягкостью и умеренностью: людей, которых следовало бы отдать под суд за неповиновение законам и лишить противозаконно захваченного имущества с наложением штрафа, … закон повелевал лишь отказаться, притом за выкуп, от незаконного владения в пользу нуждающихся граждан. Как ни умеренна была эта реформа, народ готов был удовлетвориться ею и забыть прошлое, лишь бы оградить себя от несправедливостей в будущем. Но богачи и крупные собственники… ополчились против закона и самого законодателя…Однако они ничего этим не достигли. Страшным для врагов и непобедимым казался он, когда, стоя перед народом, толпившимся вокруг его трибуны, говорил в защиту обездоленных… Полководцы обманывают солдат, когда на полях сражений призывают их защищать от врагов гробницы и храмы. Ведь у множества римлян нет ни отчего алтаря, ни гробниц предков, и они сражаются и умирают за чужую роскошь, чужое богатство. Их называют владыками мира, а у них нет и клочка земли».
О каком событии идет речь? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения. В каком году произошло событие?
Текст 2.
«В городе воцарился великий страх: все боялись друг друга и все приостановилось…А если опять внешняя война? Тут, конечно, надеяться не на что, кроме как на согласие граждан; всеми правдами и неправдами следует восстановить в государстве единство. Тогда-то и было решено направить к плебеям посредником Менения Агриппу, человека красноречивого и плебеям угодного, поскольку он и сам был родом из них. И вот, допущенный в лагерь, он, говорят, рассказал безыскусную историю: в те времена, когда не были в человеке согласованы все органы, как теперь, но каждый член говорил и решал, как ему вздумается, возмутились все члены, что их старания идут на потребу одному желудку, а желудок, сидя в середке, не делает ничего и лишь наслаждается тем, что получает от других. Сговорились тогда члены, чтобы ни рука не подносила пищи ко рту, ни рот не принимал подношения, ни зубы его не разжевывали. Так, разгневавшись, хотели они смирить желудок голодом, но и сами все, и все тело вконец исчахли. Таким сравнением… изменил он настроение людей. После этого начались переговоры о перемирии, и согласились на том, чтобы у плебеев были свои должностные лица с правом неприкосновенности… и чтобы никто из патрициев не мог занимать эту должность».
О каком событии идет речь? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения. В каком году произошло событие?
Текст 1.
« И самый закон, если сопоставить его с той великой несправедливостью и корыстолюбием, против которых он был направлен, отличался мягкостью и умеренностью: людей, которых следовало бы отдать под суд за неповиновение законам и лишить противозаконно захваченного имущества с наложением штрафа, … закон повелевал лишь отказаться, притом за выкуп, от незаконного владения в пользу нуждающихся граждан. Как ни умеренна была эта реформа, народ готов был удовлетвориться ею и забыть прошлое, лишь бы оградить себя от несправедливостей в будущем. Но богачи и крупные собственники… ополчились против закона и самого законодателя…Однако они ничего этим не достигли. Страшным для врагов и непобедимым казался он, когда, стоя перед народом, толпившимся вокруг его трибуны, говорил в защиту обездоленных… Полководцы обманывают солдат, когда на полях сражений призывают их защищать от врагов гробницы и храмы. Ведь у множества римлян нет ни отчего алтаря, ни гробниц предков, и они сражаются и умирают за чужую роскошь, чужое богатство. Их называют владыками мира, а у них нет и клочка земли».
О каком событии идет речь? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения. В каком году произошло событие?
Текст 2.
«В городе воцарился великий страх: все боялись друг друга и все приостановилось…А если опять внешняя война? Тут, конечно, надеяться не на что, кроме как на согласие граждан; всеми правдами и неправдами следует восстановить в государстве единство. Тогда-то и было решено направить к плебеям посредником Менения Агриппу, человека красноречивого и плебеям угодного, поскольку он и сам был родом из них. И вот, допущенный в лагерь, он, говорят, рассказал безыскусную историю: в те времена, когда не были в человеке согласованы все органы, как теперь, но каждый член говорил и решал, как ему вздумается, возмутились все члены, что их старания идут на потребу одному желудку, а желудок, сидя в середке, не делает ничего и лишь наслаждается тем, что получает от других. Сговорились тогда члены, чтобы ни рука не подносила пищи ко рту, ни рот не принимал подношения, ни зубы его не разжевывали. Так, разгневавшись, хотели они смирить желудок голодом, но и сами все, и все тело вконец исчахли. Таким сравнением… изменил он настроение людей. После этого начались переговоры о перемирии, и согласились на том, чтобы у плебеев были свои должностные лица с правом неприкосновенности… и чтобы никто из патрициев не мог занимать эту должность».
О каком событии идет речь? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения. В каком году произошло событие?
Портрет 1.
1. После его убийства римский оратор Цицерон произнес: «Тиран убит, а тирания жива».
2. Обладал многочисленными талантами и способностью делать несколько дел одновременно: читать, писать и беседовать с посетителями.
3. Пользовался огромным уважением и любовью своих легионеров, проявляя бесстрашие и хладнокровие в любых ситуациях.
4. О могуществе и славе мечтал с юных лет. По его мнению, «лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме».
5. Носил титул «Отца Отечества».
6. В его честь был назван один из месяцев года.
Портрет 2.
1.Этот человек очень гордился тем, что даровал римскому народу мир, которого тот почти никогда не имел за всю свою историю.
2. Под видом «заботы» о законах и правах людей жестоко пресекал любое недовольство и заговоры. С гордостью писал, что захватил и передал рабовладельцам для казни 30 тысяч беглых рабов.
3. Провозгласил восстановление Республики, а себя назначил хранителем государства.
4. Проявлял крайнюю осторожность и для собственной охраны создал отряды преторианской гвардии.
5. Носил титул «Священный». День его рождения был объявлен праздником.
6. В его честь был назван один из месяцев года.
Портрет 3.
1. Античный автор Светоний считал, что «не было на свете лучшего раба и худшего господина», чем этот римский император.
2. Самолично участвовал в гладиаторских боях (это считалось уделом отверженных и рабов). Руководствовался принципом: «Мне можно все в отношении всех».
3. Настолько пренебрегал традициями прошлого, что хотел назначить консулом своего любимого коня Инцитата.
4. Он требовал, чтобы ему поклонялись как богу и постоянно повторял слова из одной трагедии: «Пусть ненавидят, лишь бы боялись!»
5. Свое прозвище получил в связи с тем, что детство провел в военных лагерях, одетый в военную форму и сапоги крохотного размера.
6. Убит в результате заговора. Любопытно, что люди подозревали, что он сам распустил слух об убийстве, чтобы узнать, что о нем думают в народе.
Портрет 4.
1. Начало его правления было отмечено всеобщим ликованием, т.к. он демонстрировал свою щедрость и милость.
2. В его характере сочетались звериная жестокость и наглое лицемерие. Приказав убить собственную мать, он в притворной скорби заявлял, что она сама покончила с собой.
3. Был первым императором, лишенным власти при жизни. Сенат объявил его «Врагом Отечества».
4. Во время грандиозного пожара в Риме, устроенного по его приказу, распевал гимн о гибели Трои.
5. На развалинах города соорудил невероятной пышности и величины Золотой дворец, внутри которого находились поля, виноградники, пастбища и пруд, изображающий море. Все покой были отделаны золотом и драгоценными камнями.
6. Для этого человека лавры актера были желаннее, чем власть. Перед своей смертью произнес слова: «Какой великий артист умирает!»
Портрет 5.
1. Увенчан военной славой. Участвовал в 30 сражениях в Британии, за что удостоился триумфа.
2. Его предки не отличались ни знатностью, ни богатством. По воле легионов в преклонном возрасте стал императором.
3. Античный автор Тацит считал его единственным правителем, кого власть изменила не в худшую, а в лучшую сторону: он обладал величайшей терпимостью и прислушивался ко всякому правдивому слову. Не был злопамятным и мстительным, заслужил славу справедливого человека.
4. По его распоряжению в Риме началось строительство знаменитого Колизея.
5. Обладал единственным пороком – скупостью. Вводил многочисленные налоги, в том числе с общественных уборных, что привело к появлению крылатого выражения «деньги не пахнут».
6. На смертном одре произнес фразу: «Увы, кажется, я становлюсь богом».
Портрет 6.
1. С юных лет служил в армии. Обладал огромной физической силой и невероятной выносливостью.
2. Он ходил по Риму пешком и был доступен просителям. Заговорщиков не боялся, а доносы совершенно уничтожил тем, что не обращал на них внимания. Плиний писал, что при нем «страх внушают не доносчики, а законы».
3. Желал быть таким правителем, какого сам пожелал бы себе, если бы оставался простым подданным. Вручая меч начальнику дворцовой гвардии, он торжественно провозгласил: «Бери этот меч, чтобы пользоваться им для моей защиты, если я буду править хорошо, и чтобы воспользоваться им против меня, если я буду править плохо».
4. Расширил территорию Римской империи, присоединив Дакию и Месопотамию.
5. Сенат официально признал его наилучшим правителем.
6. Его прах захоронен в основании колонны на Форуме.
Портрет 7.
1. По легенде, победил своих соперников в борьбе за власть, повелев изобразить знак креста на щитах своих воинов, т.к. накануне решающей битвы увидел на небе яркий крест с надписью «Сим победишь».
2. Он навсегда распустил преторианскую гвардию, которую считал источником внутригосударственных смут.
3. Широко привлекал в армию варваров и впервые стал назначать их на должность консулов.
4. Окружил себя азиатской пышностью, носил крашенные фальшивые волосы, пестрые шелковые одеяния, украшал себя множеством драгоценных камней, ожерелий и браслет
5. С именем этого человека связано важнейшее событие в истории Рима: он прекратил преследования христиан и даже крестился сам перед смертью.
6. Основал новую столицу государства, названную его именем.
Портрет 8.
1. Этот человек обладал таким спокойным характером, что ни радость, ни горе никак не отражались на выражении его лица.
2. Его время было печально знаменито обилием несчастий и невзгод, обрушившихся на Рим, начиная с набегов варваров и кончая эпидемией чумы, от которой император скончался.
3. Его перу принадлежит философское сочинение на греческом языке «К самому себе».
4. Тяготясь императорской властью, добросовестно выполнял все обязанности правителя. Ненавидел войну, но почти все правление провел в войнах и походах.
5. Оказался единственным из римских императоров, изображенным в качестве всадника.
6. Огорчен был не тем, что умирает, а тем, что оставляет после себя такого беспутного и жестокого сына.