СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме"Сложение и вычитание двузначных чисел"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет в проведении урока

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме"Сложение и вычитание двузначных чисел"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Тверской областной институт усовершенствования учителей







Практико-ориентированный проект по теме:

«Моделирование современного урока с применением технологии

деятельностного метода»



Предмет: математика

Класс: 2

Автор курса: М.И.Моро



Выполняли:

учителя начальных классов:


МОУ гимназия № 12 г. Твери

Сидоренко Ирина Валериановна;


МОУ гимназия № 12 г. Твери

Пилипчук Лариса Геннадьевна;


МОУ СОШ № 35

Глущеня Светлана Фёдоровна










Тверь, 2017 г.



Структура практико-ориентированного проекта:

  1. Обоснование выбора темы.

  2. Цель деятельности.

  3. Практическая часть – сценарий урока.

  4. Методические рекомендации.

  5. Предполагаемые результаты.

  6. Выводы.





































Обоснование выбора темы.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но, прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный , т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

  • применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

  • создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Основными методическими принципами современного урока являются:

  • субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);

  • метапредметность (формируются универсальные учебные действия);

  • деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);

  • рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);

  • импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).

В современном уроке выделяют шесть основных этапов:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

  • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

  • взаимопроверка, взаимоконтроль;

  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

  • игровая деятельность;

  • создание положительных эмоциональных ситуаций;

  • работа в парах;

  • проблемное обучение.

Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической  деятельности огромные объёмы информации. В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.

Особенностью cтандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.

Учителя сегодня волнуют вопросы:

- Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?

- Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?

- Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?

- Какие методы и средства обучения выбрать?

- Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.

Современный урок предполагает применение системно- деятельностного подхода. В чем его актуальность?

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи, умение творчески преобразовывать учебный материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.

Для урока с применением технологии деятельностного метода характерно, чтобы знания и способы деятельности не преподносились в готовом виде, не предлагались правила или инструкции, следуя которым обучаемый мог бы гарантировано выполнить задание. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности школьника. Поэтому такой урок требует особой организации, побуждает учителя к выбору методов и приемов обучения, влияя на структуру и, в определённой мере, на само содержание урока.

Приоритетным направлением в новых стандартах образования лежит системно-деятельностный подход.  Развить  учащихся  - это задача работы каждого учителя. Поэтому в обучении педагоги всё больше стали применять технологию проблемно-диалогического обучения, которая помогает растить именно творческого человека.  Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. В отличие от этого традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков. При этом постановка проблемы сводится к сообщению учителем темы урока; поиск решения редуцирован до изложения готового знания, что не гарантирует его понимания большинством класса. Однако реальный урок – это не только методы, но еще  формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом. Изучены связи методов с такими средствами обучения, как опорные сигналы, учебник и ТСО. В частности, описано, какие бывают опорные сигналы, кто и в какой момент урока их создает и даже на какой части доски их лучше располагать.

Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов постановки и решения проблем, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Дж. Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой-либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится. При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

1. Умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

2. Самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

3. Креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).         

В связи с этим проблемно-диалогическое обучение

• вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;

• способствует развитию познавательной активности;

• осознанности знаний;

• предупреждает появление формализма, бездумности;

• обеспечивает более прочное усвоение знаний;

• делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.


Цель деятельности.

Основной целью в современной начальной школе является обучение каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.

Объект нашего исследования - технологии деятельностного метода обучения.

Предмет исследования – применение системно-деятельностного подхода в обучении в начальной школе.

Цель исследования – моделирование современного урока с применением технологии деятельностного метода.

Задачи исследования:

  • изучить теоретические особенности технологии деятельностного метода;

  • проанализировать методологические принципы использования технологии деятельностного метода в начальной школе.

В процессе исследования применялись методы: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; наблюдение за деятельностью детей в процессе обучения и использование собственного педагогического опыта.

Практическая значимость работы заключается в том, что технология деятельностного метода в начальной школе может быть включена в обучающий процесс на младших школьных ступенях образования с целью развития как умственной деятельности детей, так и умения самостоятельно добывать, анализировать и использовать знания, информацию в условиях быстро изменяющегося мира.

Ученик научится:

- изучать и осваивать образовательный объект (в том числе эвристически);

- создавать в результате свой личный образовательный продукт;

- с помощью учителя сопоставлять свой продукт с культурным аналогом;

- переосмысливать свой продукт и одновременно осваивать общекультурные

достижения;

- с помощью рефлексии осуществлять самооценку и оценку образовательных результатов.

При деятельностном подходе к обучению развивается не только ученик, но и программа его образования. Программа составляется и корректируется в ходе деятельности самого ученика. Ученик оказывается субъектом,

конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний.









Практическая часть.

Урок математики с применением технологии

деятельностного метода.


Тема урока: «Сложение и вычитание двузначных чисел».


Страницы в учебнике (в приложение – отсканированный материал):


Применяемая технология: технология деятельностного метода

Тип урока: ОНЗ.

Класс:2

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

у ученика появится желание и возможность познакомиться с новым действием

ученик получит возможность научиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

отработать умение сравнивать и группировать предметы и объекты, анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы в результате совместной работы

уметь в процессе учебной деятельности сотрудничать со сверстниками при работе в паре, группе;

ученик будет понимать смысл сложения и вычитания

у ученика появятся предпосылки для развития учебно-познавательного мотива

ученик получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания через правильность выполнения задания по правилу, алгоритму, выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение

отработать умение задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них


понимать, выполнять и планировать учебное сотрудничество с учителем

научится складывать и вычитать двузначные числа


использовать волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.


выполнять действия по образцу, понимать и использовать знаково-символические средства

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

будет анализировать задачи, выбор и объяснение выбора действия



-

№ п/п

Название этапа урока

Описание деятельности учителя

Описание деятельности обучающихся

Примечание

1.

Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в учениках веры в свои силы и создания игровой ситуации;

2) определить содержательные рамки урока: изучение двузначных чисел.


Предлагается поговорка:

«Одна голова на плечах».

Уточняется смысл поговорки.

  • Как вы ее понимаете?

  • В каких ситуациях так говорят?

  • Нужно ли уметь преодолевать трудности?

  • Где и как вы этому учитесь?

  • Сегодня вы продолжите учиться «открывать» новое знание при изучении двузначных чисел. Пожелайте друг другу удачи!

  • С чего начнётся урок?

- Приступая к работе, спланируйте, какой огонёк «светофора» зажжёте в конце выполнения заданий.

Высказывают свои мнения.

  • Приходится думать только своей головой.

  • Когда возникает сложность, приходится ее решать самому.

  • Да.

  • На уроках в школе, где мы понимаем, что мы еще не знаем и сами открываем новое знание.

  • С повторения необходимых знаний.






Дети учатся прогнозировать результат своей работы, работают над самооценкой.


К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.


2.

Актуализация и пробное учебное действие

Цель:

1) актуализировать знание нумерации двузначных чисел, умение записывать числа с помощью графических моделей, представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, тренировать вычислительный навык;

2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.


Организует фронтальную работу на повторение нумерации двузначных чисел, запись чисел с помощью графических моделей и цифр.

  • Я предлагаю начать с повторения натурального ряда чисел.

  • Сосчитайте от 27 до 35, от 72 до 67.

  • Назовите последующее число 39, 79.

  • Назовите предыдущее число 20, 60.

  • Назовите соседей числа 16, 84.

  • Какое число стоит между 45 и 47, 97 и 99?

  • Назовите число, в котором 1дес. 7ед., 6 дес. 4ед., 8дес. 3ед.

  • Прочитайте числа.

Учитель открывает числа (демонстрационный материал)

27, 45, 63, 81, 90, 12

  • Назовите в этих числах количество десятков и единиц.

  • Какое число «лишнее»?

  • Чем похожи и чем отличаются числа 12 и 21?

  • Нарисуйте их графические модели.

  • Что вам помогало выполнить это задание?

  • Что еще из этого эталона нужно повторить?

Предлагает выполнить задания на повторение представления двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Учитель открывает на доске задание

28 = 15 =

43 = 32 =




Учитель открывает на доске задание для проверки вычислительного навыка .

13 + 5 = 20 + 9 =

18 – 10 = 47 – 7 =




  • Найдите значение выражений.

Работа организуется фронтально: При выполнении этого задания учитель фиксирует на доске эталоны .







- Что вы повторили?





- Какое задание вы сейчас получите?


Учитель открывает на доске задание для пробного действия

35 + 23 =




  • Что нового в этом задании?

  • Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

  • Сформулируйте цель урока?


Учитель открывает тему урока.

  • Попробуйте найти сумму этих чисел.

  • У кого нет ответа?

  • Что вы не смогли сделать?

  • Кто получил ответ?

Учитель фиксирует на доске варианты ответов, из них выделяет правильный, просит учащихся обосновать свой ответ.

  • Кто получил неправильный ответ, что вы можете сказать?

  • Кто смог получить правильный ответ, обоснуйте его.




Повторяют в устном счете нумерацию двузначных чисел, продолжают работу с помощью демонстрационного материала.











Один ученик выполняет задание у доски с комментированием, остальные учащиеся – на индивидуальных планшетках или в рабочих тетрадях.



-90 – круглое, а остальные нет; 12 - сумма цифр 3, а у остальных 9.)





-Знание нумерации двузначных чисел.



-Представление в виде суммы разрядных слагаемых.


Учащиеся выполняют задание с комментированием в парах. Проверка организуется по образцу.





















Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют вычисления с комментированием, указывая правило, которым пользуются. Остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях, записывая только ответ.

Конкретизируют пройденные знания о двузначных числах.

-Мы потренировались в счете с двузначными числами, повторили запись чисел с помощью графических моделей, повторили представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.)




- Пробное задание.





- Нужно сложить двузначные числа.

- Научиться складывать и вычитать двузначные числа.

- Сложение и вычитание двузначных чисел.



Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках.

- Мы не смогли сложить числа 35 и 23.


Обосновывают свои ответы.




- Мы не смогли правильно сложить числа 35 и 23.)


- Мы не можем обосновать.

Р – находят способ решения учебной задачи
и выполняют учебные действия в устной
и письменной форме.

К – обмениваются
мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса.

Л – осознают свои возможности в учении


3.

Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявить и зафиксировать место и причину затруднения.


Организует выявления учащимися места и причины затруднения выполнения задания.

- Что вы должны сделать?

- Какое задание вы выполняли?

- Чем это задание отличается от предыдущих?

- Почему же возникло затруднение?



Фиксируют место – шаг, операцию, где возникло затруднение.


- Надо остановиться и разобраться, в чем затруднение.

Мы должны были найти сумму чисел 35 и 23.

- Числа не являются разрядными слагаемыми какого-то числа и это сложение не в пределах двадцати.

- У нас нет способа сложения двузначных чисел.

П – осуществляют сравнение, обобщение, классификацию, поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи.


4.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель: построить проект выхода из затруднения.


Организует работу в группах, корректируя ошибки.



  • Какова же цель вашей дальнейшей деятельности?

  • Вспомните, что вы использовали при открытии правила сравнения двузначных чисел?

  • Может ли вам в этом случае это помочь? Почему?

  • Составьте план ваших действий





Учитель план зафиксирует на доске.


Работают в группах, разрабатывая способ сложения двузначных чисел на основе графических моделей.


- Открыть способ сложения двузначных чисел.

- Графические модели.

- Да, так как мы умеем складывать числа, записанные с помощью укрупненных единиц счета.


- Мы запишем числа с помощью графических моделей, выполним действие, запишем результат в виде числа и сделаем вывод.



Озвучивают способ (план) сложения двузначных чисел.

П – фиксируют математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символи-
ческой форме (на моделях); проводят несложные обобщения
и используют математические знания в расширенной области применения; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; используют математические термины, символы.

К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение и позицию
в коммуникации; учитывают разные мнения; координируют
в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения.


5.

Реализация построенного проекта

Цели :

1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера нового знания.


Продолжает курировать работу групп учащихся

Выполните план в группах.


  • Какие результаты получили другие группы?

В случае расхождения в результатах, проводится анализ и коррекция ошибок.

В случае возникновения сложностей у учащихся с реализацией плана, учитель организует подводящий диалог:



  • Выполните первый шаг плана.









  • Выполните сложение?








  • Запишите результат с помощью числа и сделайте вывод?

  • Можно этот способ использовать при вычитании двузначных чисел?

  • Составим эталон. Как вам записать правила в более коротком виде?

Учитель поэтапно открывает опорный сигнал

Учитель раздает учащимся эталоны.

  • Смогли вы преодолеть затруднение?

  • Что позволяют построенные правила?

  • Что дальше надо сделать?



Группы реализуют план на индивидуальных планшетках.

По окончанию работы представители от каждой группы вывешивают на доску свой результат.

Представитель от одной из групп комментирует свой ход работы:

Мы изобразили оба числа с помощью графических моделей. Далее мы десятки сложили с десятками, а единицы с единицами. Получили в ответе 58. Наш вывод: чтобы сложить двузначные числа, нужно десятки сложить с десятками, а единицы – с единицами.



Один ученик может зарисовывать графическую модель чисел на доске, остальные учащиеся на индивидуальных планшетках:









- Десятки складываем с десятками, а единицы – с единицами







  • Чтобы сложить двузначные числа, нужно десятки сложить с десятками, а единицы – с единицами.

  • Да, можно, надо найти разность десятков и разность единиц.)

-Использовать значки.







(Да.)

(Складывать и вычитать двузначные числа.)

  • (Научиться пользоваться правилами.)


П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификацию.

П – фиксируют математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на мо-делях); проводят несложные обобщения
и используют математические знания в расширенной области применения; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; используют математические термины, символы


6.

Первичное закрепление

Цель:

создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.


Учитель заранее выносит задание на доску.



        • Вы поработали все вместе, как вы будете сейчас работать? (В парах.)



Организует работу в парах, контролируя, чтобы при решении типовых заданий учащиеся проговаривали алгоритм способа сложения двузначных чисел.



Проверка проводится по образцу.

  • Кто допустил ошибку? В чем она?

  • Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.

  • Кто выполнил все верно? Сделайте вывод.

  • Как в этом убедиться?


Учащиеся выходят по цепочке к доске и выполняют задание с комментированием. Остальные учащиеся работают в учебнике.





Работают в парах, решают типовые задания с проговариванием алгоритма.





- Неправильно сложили десятки, ….

- Мы поняли, как складывать и вычитать двузначные числа.


- Нужно выполнить самостоятельную работу.



К – формулируют
и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения; координируют
в сотрудничестве разные позиции.

Л – осуществляют смыслообразование.

Р – осуществляют
контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию
при возникновении затруднений.


7.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель:

организовать самопроверку и самооценку учащимися умения складывать и вычитать двузначные числа.


Наблюдает за выполнением самостоятельной работы учащихся.

По окончании работы учитель открывает на доске эталон для самопроверки. Проводится вербальная поэтапная проверка.

  • У кого есть ошибки? В чем они?

  • Сделайте вывод.

  • Где вы можете это сделать?

  • У кого нет ошибок? Сделайте вывод?


Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность вычислений.





- Учащиеся называют свои ошибки.

- Нам необходимо потренироваться в вычислениях, ...

- При выполнении домашнего задания.

- Мы умеем складывать и вычитать двузначные числа.


Л-развитие этических чувств и регуляторов морального поведения
П-анализ, сравнение
Р- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале
П-использование знаково-символических средств
Р- волевая саморегуляция,,
познавательная инициатива
П-использование общих приемов решения задач
Р- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
П- рефлексия способов и условий действия
Р- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив

8.

Включение нового в систему знаний и повторение

Цель:

организовать тренинг умения решать простые задачи.


  • Где вы можете использовать умение складывать и вычитать двузначные числа?

  • Верно, в конце урока я предлагаю потренироваться в решении задач.





Организует работу с экспертами в классе

  • При решении примеров, уравнений, задач…









Решают задачу, постепенно становясь экспертами, помогая друг другу.


К- уметь в процессе учебной деятельности сотрудничать со сверстниками при работе в паре, группе.

П – ориентируются в своей системе
знаний, применяют их на практике


9.

Рефлексия деятельности

Цель:

1 ) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: сложение и вычитание двузначных чисел;

2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

3) оценить собственную деятельность на уроке.


Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.

- Оцените свои собственные результаты с помощью светофорчика. Кому было все понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, поднимите зелёный сигнал. Кому удалось не всё, возьмите жёлтый сигнал. Кому было работать трудно, кто много ошибался и считает, что ему ещё нужно поработать над данной темой, покажите красный сигнал.



  • Какие же трудности у вас еще встречаются?

  • Где можно над ними поработать?


Домашнее задание.

- Составить и решить по выражению задачу:

1 вариант – 24 + 13

2 вариант – 47 – 24


Оценивают свою работу с помощью условных обозначений (цветового светофорчика), анализируют свою работу с использованием плаката на доске:







Плакат

УЗНАЛ

Я НАУЧИЛ СЯ

ЗАПОМНИЛ


П – ориентируются в своей системе
знаний, контроль и оценка действий

Р, Л – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету.

Р – принимают
и сохраняют учебные задачи.

П-рефлексия способов и условий действия
Л- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности







Методические рекомендации.

Для того, чтобы смоделировать урок с применением технологии

деятельностного метода, важно понять, какими должны быть критерии

результативности урока:

    1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

    2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

    3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

    4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

    5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  1. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

  2. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

  3. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

  4. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

  5. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

  6. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

  7. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель

– ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Показатели владения педагогом технологией деятельностного метода обучения:

  • имеет гуманистическую позицию по отношению к каждому ребенку;деятельностный обучение

  • системно видит предметный курс в иерархии внутрипредметных и межпредметных связей и отношений;

  • проектирует цели курса, тему урока, исходя из личностных, метапредметных и предметных результатов;

  • создает мотивационно- целевое пространство уроков на основе развития личностных потребностей учеников;

  • организует поисковую, проблемную, проектную деятельность детей;

  • организует учебное сотрудничество детей при решении учебных задач на основе демократического общения;

  • организовывает самоконтроль и самооценку учащимися своей деятельности в соответствии с выработанными критериями;

  • владеет способами организации рефлексии, аутентичными формами оценивания; осуществляет самоанализ собственной педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.


Предполагаемые результаты.

На современном этапе развития обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Поэтому перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, чтобы ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и были активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. Именно такой технологией обучения детей в начальных классах большинство ученых признают системно-деятельностный подход, без которого, по их мнению, невозможно развитие интеллектуальных способностей.

Таким образом, системно-деятельностный подход в начальных классах - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

На наш взгляд, практика показывает, что использование системно-деятельностного подхода в начальной школе обеспечивают учебную мотивацию детей на уроках.

В процессе уроков обучение с применением системно-деятельностного подхода вызывает у учащихся определенные затруднения, так как на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Следовательно, разработка урока требует от учителя большого педагогического мастерства и много времени. Но, несмотря на имеющиеся трудности данного аспекта обучения, с помощью технологии

деятельностного метода решаются многие педагогические задачи:

  • самостоятельный поиск новой информации;

  • самостоятельная работа с учебником;

  • овладение навыком решения задачи;

  • воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству;

  • развитие личностных качеств;

  • прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала;

  • решение проблемы психологического комфорта на уроках и т.д.

Таким образом, применение технологии деятельностного метода на практике позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.

Технология деятельностного метода реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика.

Успех развития этих способностей достигается главным образом на уроке, когда педагог остается один на один со своими воспитанниками. И от умения учителя организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

Урок с применением технологии деятельностного метода обучения позволяет осуществлять:

  • развитие мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

  • формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

  • формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Данная технология позволяет спланировать работу учителя так, чтобы каждый урок позволил развить личность каждого ребёнка, сохранить его физическое и психическое здоровье и добиться хороших высоких результатов.

Технология деятельностного метода предоставляет ребенку возможность самостоятельного приобретения знаний. Знания не даются ему в готовом виде, а задаются как предмет поиска. Ребенок встает в позицию первооткрывателя и, как результат, происходит обогащение его субъектного опыта и формирование творческого мышления. В уроке с применением данной технологии учтены все условия успешного обучения: проблематизация учебного материала (истинные знания рождаются в результате удивления и любопытства); активность и “субъектность” ребенка в приобретении знаний (знания должны усваиваться с “аппетитом”); связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Выводы.

Деятельностный подход обеспечит:

-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

-переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого

уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

-ориентацию на результат образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их

достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального

общего,основного и среднего (полного) общего образования;

-разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными

возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!