СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Сложное предложение" ССП и СПП

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Употребление и изучение ССП и СПП в русском языке

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Сложное предложение" ССП и СПП»














ТЕМА: СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ИХ ПРИЗНАКИ.

СЛОЖНЫЕ БЕССОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И СОЮЗНЫЕ

С СОЧИНИТЕЛЬНОЙ И ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ.








Учитель:

Баусова Ирина Владимировна
























Тема: Сложные предложения и их признаки. Сложные бессоюзные предложения и союзные с сочинительной и подчинительной связью.

Цель урока: научить учащихся отличать сложные предложения от простых по наличию грамматических основ и интонационной законченности, различать основные виды сложных предложений по средствам связи простых предложений в составе сложного, закрепить умение ставить запятую в сложном предложении.

Оборудование: учебник, презентация.

Ход урока:


I. Объяснение темы и цели урока.

На слайде 3 даны вопросы, которые будут рассмотрены на уроке.

Эти вопросы помогут учащимся закрепить изученный материал и составить связанные ответы по теме.

  1. Какие признаки имеют сложные предложения?

  2. На какие две группы делятся сложные предложения?

  3. Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?

  4. Каковы средства связи между простыми предложениями в составе сложного?


II. Работа над темой урока.

  1. Повторение основных признаков сложных предложений.

а) Запишите предложения, подготовьтесь к чтению их вслух, расставьте логическое ударение, определите паузы, обозначьте конец предложения.

1. Журавли на юг уходят клином, и чувствуется в крике журавлином, что для птиц чужбина тяжела. (С.Смирнов)

2. На дворе было тихо, деревня по ту сторону пруда уже спала, не видно было ни одного огонька, и только на пруду светились бледные отражения звёзд. (В.Короленко)

б) Чтение вслух предложений, проверка знаков препинания.

Вопросы к учащимся

  • В каких случаях вы можете лишь указать место, где нужен знак, но еще не знаете, как обосновать его выбор?

Слово учителя. Между простыми предложениями ставится не только запятая, но и точка с запятой, тире, двоеточие.

  • Как доказать, что между нами сложное предложение?

  • Какие признаки имеют сложные предложения?

Признаками сложного предложения являются: интонация конца предложения; наличие двух или более грамматических основ (Слайд 4).

  1. Виды сложных предложений.

Работа с таблицей «Сложные предложения» (Слайд 5).

  1. Беседа с учащимися (Слайд 6).

  • Какие виды сложных предложений вы знаете?

  • Каковы различия союзных предложений от бессоюзных?

  • Каковы различия сложносочинённых предложений от сложноподчинённых?

  • Что объединяет сложные предложения разных видов?

в) Тренировочные упражнения

Работа на доске и в тетради.

Записать, подчеркнуть грамматическую основу, определить виды сложных предложений.

  1. К вечеру пошёл дождь, снег почти растаял, и хотя дорога стала ещё грязнее, но всё же лошадям стало легче. (С.Крючков)

  2. В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная природа должна стать для наших детей самой дорогой.

  3. Я на минуту задумался, и, когда снова посмотрел на крышу, девушки уже не было.

  1. Конструирование сложных предложений.

Из простых предложений составьте сложные, используя подходящие средства связи. Запишите предложения. Запишите предложения, расставьте знаки препинания (Слайд 7).

  1. На вершинах берёз листьев уже не было. Голые прутья исполосовали огрызок луны.

  2. Не страшила даже смерть. В трепет приводили сны.

  3. Только показался берег. На палубе поднялась суматоха. Очередь выстроилась около трапа.


III. Закрепление материала.

Беседа с учащимися по вопросам, которые были озвучены в начале урока (Слайд 8).


IV. Домашнее задание.

Подготовить рассказ о сложном предложении, используя полученные на уроке знания.

Выписать 7 сложных предложений из литературных произведений.