6. Частично-поисковый 7. Обяснительно-иллюстративный 8. Проблемный 9. Эвристический
| Сабақ кезеңдері / Этапы урока | Оқытушы іс-әрекеті / деятельность преподавателя | Оқушылар іс-әрекеті / деятельность учащихся | Құрал-жабдықтар, көрнекті құралдар / оборудование, наглядные пособия |
1 | Үйымдастыру-мақсаттық кезені / организационно-целевой этап | Постановка цели урока Мотивация учебной деятельности Организация учебной работы на уроке Психологическая подготовка учащихся к проверке знаний Создание эмоционального настроя | Подготовка к уроку | |
2 | Операция-танымдық кезеңі / операционно-познавательный этап | Мы живём в мире самых удивительных явлений природы. Их очень много. Мы сталкиваемся с ними каждый день, не задумываясь о сущности. Но человек как разумный феномен должен понимать суть этих явлений. Такие явления как смачивание и не смачивание, капиллярное явление очень широко распространены в технике и природе. Они незаменимы в повседневной жизни и в решении научно-технических задач. Эти знания дают нам ответы на многие вопросы. | Например, почему капля является в свободном полете или почему планеты и звёзды имеют шарообразную форму, одни твёрдые тела хорошо смачиваются жидкостью, а другие нет. Почему капиллярные явления могут всасывать питательные элементы, влагу из почвы корней растений, или почему кровообращение в животных организмах основано на капиллярном явлении и т. д. | презентация |
| А. Үй тапсырмасын тексеру / Этап проверки домашнего задания | Дайте ответ на вопросы: 1.Где в домашних условиях можно наблюдать метод смачивания? 2.Что такое капилляры? 3.Где в природе можно наблюдать капиллярное явление? 4.Где в домашних условиях можно наблюдать не смачиваемый метод? | Капиллярные явления мы можем наблюдать и в природе, и в быту. В быту капиллярные явления используются при промокании влажной поверхности бумажным полотенцем или салфеткой. Капилляры – тонкие трубки (очень тонкие сосуды в организме человека и других животных). | |
| Б. Жаңа материалды белсенді меңгеруге оқушыларды даярлау кезеңі / Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала | Смачивание – это поверхностное явление, которое заключается в взаимодействии поверхности твёрдого тела (другой жидкости) с жидкостью. Угол смачивания (показывает степень смачивания) – это угол, который образованный касательными плоскостями к межфазным поверхностям, которые ограничивают смачивающую жидкость, при этом всём вершина угла лежит на линии раздела трёх фаз. Капиллярность - заключается в том, что жидкость может изменять уровень в трубках, а так же узких каналах, которые имеют произвольную форму, в простых телах. | Например, почва имеет рыхлое строение и между ее отдельными частицами находятся промежутки, представляющие собой капилляры. При поливе по капиллярам вода поднимается к корневой системе растений, снабжая их влагой. Также находящаяся в почве вода, поднимаясь по капиллярам. испаряется. Чтобы уменьшить эффективность испарения, тем самым сократив потери влаги, почву разрыхляют, разрушая капилляры. | видео |
| В. Жаңа білімді меңгеру / Этап усвоения новых знаний | Если силы притяжения между молекулами жидкости и твердого тела больше сил притяжения между молекулами жидкости . то жидкость будет растекаться по поверхности твердого тела (рис.1, а). Это явление называют смачиванием. Если сила притяжения между молекулами жидкости и твердого тела меньше сил притяжения между молекулами жидкости, то жидкость не будет растекаться по поверхности твердого тела, а будет собираться в каплю, стремясь уменьшить свою свободную поверхность (рис.1, б). Такое явление называют несмачиванием.  Рис 1 Смачивающая жидкость поднимается по капилляру. Жидкость, не смачивающая стенки сосуда, опускается в капилляре. Высота h поднятия жидкости по капилляру  определяется соотношением: где - коэффициент поверхностного натяжения жидкости; -плотность жидкости; r-радиус капилляра,g -ускорение свободного падения. Глубина , на которую опускается жидкость в капилляре, вычисляется по той же формуле. | Доклад учащегося Интересно знать, что. Плёнка воды, которая находится на поверхности, является для многих организмов при движении, опорой. Она наблюдается у мелких насекомых и паукообразных. Самые известные нам водомерки, которые опираются на воду только конечными члениками широко расставленных лапок. Лапка которая покрыта воскообразным налётом, не смачивается водой. Поверхностный слой воды прогибается под давлением лапки, и образовывают небольшие углубления. (рисунок) Перья и пух водоплавающих птиц всегда обильно смазаны жировыми выделениями особых желёз. Это объясняет их непромокаемость. Толстый слой воздуха, который находится между перьями утки и не вытесняемый оттуда водой, не только защищает утку от потери тепла, но и чрезвычайно увеличивает запас плавучести. | презентация |
| Г. Жаңа білімді бекіту / Этап закрепления новых знаний | Решение задач | Запись в тетради, и на доске | Методическое пособие |
3 | Рефлексивті бағалау кезеңі / рефлексивно-оценочный этап | 1.Что такое капилляр? 2.Как распознать смачивание и не смачивание? 3.Приведите пример смачивания. 4.Что такое капиллярное явление? 5.Приведите пример не смачивания. 6.Назовите формулу высоты поднятия жидкости в капилляре | Фронтальный опрос | |
| А. Үй тапсырмасы бойынша мәлімет беру кезені / Этап информации учащихся о домашнем задании | О-1, §6.4 стр. 206-212 | Запись в тетради | |
| Б. Сабақты қорытындылау / Подведение итогов урока | Что нового вы сегодня узнали? Назовите области применения смачивания | Области применения: Смачивание может объяснить применение моющих средств, тот факт, почему руки, которые в масле или смазке легче смыть бензином, чем водой, а так же почему гуси выходят сухими их воды и др. Объяснение капиллярных явлений происходит в движении воды в растениях и капиллярах. А так же при обработке почвы. Например: сохранение влаги рыхлением и др., разрушая капилляры. А так же капиллярное явление может объяснить электрические и ядерные явления, позволяет выявлять трещины с раскрытием от 1 мкм, которые невозможно увидеть невооруженным глазом. | |