СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Смачивание. Капиллярность. Капиллярные явления"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по предмету физика для студентов колледжа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Смачивание. Капиллярность. Капиллярные явления"»

15 № Сабак/Урок 15

Сабақ жоспары/План урока


Сабақтың тақырыбы/ Тема урока Смачивание. Капиллярность. Капиллярные явления.

Сабақтың мақсаты/ Цель урока: изучение важнейших явлений и свойств природы– смачивания, не смачивания, капиллярных явлений.

Білімділік/ Образовательная углубление в явления смачивания и не смачивания а так же ознакомление с понятием капиллярность жидкости, узнать сферу их применения;

Дамытушылық / Развивающая: развить у учащихся творческого мышления и речи;

Тәрбиелік /Воспитательная Воспитание аккуратности и дисциплины

Әдістемелік/Методическая Развитие системы «преподаватель-студент»

Болашақ нәтижені болжау/ Описание ожидаемого результата

Білім/Знания понятие смачивание, капилляры, капиллярность, угол смачивания

Икемділік/ Умения находить высоту поднятия жидкости в капилляре

Дағды /Навыки определения угла смачивания

Сабақтың түрлері/ Тип урока

  1. Урок изучения нового материала 2. Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков 3. Целевое применение полученных знаний, умений и навыков 4. Обобщение и систематизация усвоенного материала 5. Комбинированный 6. Урок учета и оценки знаний и умений

Әдіс- тәсілдер/ Методы

  1. Словесный 2. Наглядный 3. Практический 4. Исследовательский 5. Репродуктивный

6. Частично-поисковый 7. Обяснительно-иллюстративный 8. Проблемный 9. Эвристический

Материалдар, оқу-әдістемелік әдебиет, аңықтамалық әдебиет / Материалы, учебно-методическая литература, справочная литература

Кронгарт Б. и др. Физика: Учебник для 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ/Б. Кронгарт, В.Кем, Н.Койшыбаев. 3-е изд. перераб., доп.– Алматы: Издательство Мектеп, 2014

Құрал-жабдықтар, көрнекті құралдар / Оборудование, наглядные пособия

Персональный компьютер, проектор, доска, презентация

Пәнаралық байланыс / Межпредметные связи Геометрия

Сабақ барысы / Ход урока


Сабақ кезеңдері / Этапы урока

Оқытушы іс-әрекеті / деятельность преподавателя

Оқушылар іс-әрекеті / деятельность учащихся

Құрал-жабдықтар, көрнекті құралдар / оборудование, наглядные пособия

1

Үйымдастыру-мақсаттық кезені / организационно-целевой этап

Постановка цели урока

  • Организационный момент

  • Мотивация учебной деятельности

  • Организация учебной работы на уроке

  • Психологическая подготовка учащихся к проверке знаний

  • Создание эмоционального настроя

Подготовка к уроку


2

Операция-танымдық кезеңі / операционно-познавательный этап

Мы живём в мире самых удивительных явлений природы. Их очень много. Мы сталкиваемся с ними каждый день, не задумываясь о сущности. Но человек как разумный феномен должен понимать суть этих явлений. Такие явления как смачивание и не смачивание, капиллярное явление очень широко распространены  в технике и природе. Они незаменимы в повседневной жизни и в решении научно-технических задач. Эти знания дают нам ответы на многие вопросы.

Например, почему капля является в свободном полете или почему планеты и звёзды имеют шарообразную форму, одни твёрдые тела хорошо смачиваются жидкостью, а другие нет. Почему капиллярные явления могут всасывать питательные элементы, влагу из почвы корней растений, или почему кровообращение в животных организмах основано на капиллярном явлении и т. д.

презентация


А. Үй тапсырмасын тексеру /

Этап проверки домашнего задания

Дайте ответ на вопросы:

1.Где в домашних условиях можно наблюдать метод смачивания?

2.Что такое капилляры?

3.Где в природе можно наблюдать капиллярное явление?

4.Где в домашних условиях можно наблюдать не смачиваемый метод?


Капиллярные явления мы можем наблюдать и в природе, и в быту. В быту капиллярные явления используются при промокании влажной поверхности бумажным полотенцем или салфеткой.

Капилляры – тонкие трубки (очень тонкие сосуды в организме человека и других животных).



Б. Жаңа материалды белсенді меңгеруге оқушыларды даярлау кезеңі / Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала

Смачивание – это поверхностное явление, которое заключается в взаимодействии поверхности твёрдого тела (другой жидкости) с жидкостью.

Угол смачивания (показывает степень смачивания) – это угол, который образованный касательными плоскостями к межфазным поверхностям, которые ограничивают смачивающую жидкость, при этом всём вершина угла лежит на линии раздела трёх фаз.

Капиллярность - заключается в том, что жидкость может изменять уровень в трубках, а так же узких каналах, которые имеют произвольную форму, в простых телах.

Например, почва имеет рыхлое строение и между ее отдельными частицами находятся промежутки, представляющие собой капилляры. При поливе по капиллярам вода поднимается к корневой системе растений, снабжая их влагой. Также находящаяся в почве вода, поднимаясь по капиллярам. испаряется. Чтобы уменьшить эффективность испарения, тем самым сократив потери влаги, почву разрыхляют, разрушая капилляры.

видео


В. Жаңа білімді меңгеру / Этап усвоения новых знаний

Если силы притяжения между молекулами жидкости и твердого тела больше сил притяжения между молекулами жидкости . то жидкость будет растекаться по поверхности твердого тела (рис.1, а). Это явление называют смачиванием.

 Если сила притяжения между молекулами жидкости и твердого тела меньше сил притяжения между молекулами жидкости, то жидкость не будет растекаться по поверхности твердого тела, а будет собираться в каплю, стремясь уменьшить свою свободную поверхность (рис.1, б). Такое явление называют несмачиванием.


Рис 1

Смачивающая жидкость поднимается по капилляру. Жидкость, не смачивающая стенки сосуда, опускается в капилляре.

Высота h поднятия жидкости по капилляру 

определяется соотношением: где

- коэффициент поверхностного натяжения жидкости;  -плотность жидкости; r-радиус капилляра,g -ускорение свободного падения.

Глубина , на которую опускается жидкость в капилляре, вычисляется по той же формуле.

Доклад учащегося

Интересно знать, что.

Плёнка воды, которая находится на поверхности, является для многих организмов при движении, опорой. Она наблюдается у мелких насекомых и паукообразных. Самые известные нам водомерки, которые опираются на воду только конечными члениками широко расставленных лапок. Лапка которая покрыта воскообразным налётом, не смачивается водой. Поверхностный слой воды прогибается под давлением лапки, и образовывают небольшие углубления. (рисунок)

Перья и пух водоплавающих птиц всегда обильно смазаны жировыми выделениями особых желёз. Это объясняет их непромокаемость. Толстый слой воздуха, который находится между перьями утки и не вытесняемый оттуда водой, не только защищает утку от потери тепла, но и чрезвычайно увеличивает запас плавучести.

презентация


Г. Жаңа білімді бекіту / Этап закрепления новых знаний

Решение задач

Запись в тетради, и на доске

Методическое пособие

3

Рефлексивті бағалау кезеңі / рефлексивно-оценочный этап

1.Что такое капилляр?

2.Как распознать смачивание и не смачивание?

3.Приведите пример смачивания.

4.Что такое капиллярное явление?

5.Приведите пример не смачивания.

6.Назовите формулу высоты поднятия жидкости в капилляре

Фронтальный опрос



А. Үй тапсырмасы бойынша мәлімет беру кезені / Этап информации учащихся о домашнем задании

О-1, §6.4 стр. 206-212

Запись в тетради



Б. Сабақты қорытындылау / Подведение итогов урока

Что нового вы сегодня узнали?

Назовите области применения смачивания

Области применения: Смачивание может объяснить применение моющих средств, тот факт, почему руки, которые в масле или смазке легче смыть бензином, чем водой, а так же почему гуси выходят сухими их воды и др. Объяснение капиллярных явлений происходит в движении воды в растениях и капиллярах. А так же при обработке почвы. Например: сохранение влаги рыхлением и др., разрушая капилляры. А так же капиллярное явление может объяснить электрические и ядерные явления, позволяет выявлять трещины с раскрытием от 1 мкм, которые невозможно увидеть невооруженным глазом.