СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме «Смысловой анализ текста художественного стиля» (на основе рассказа В.Осеевой «Настоящий друг») 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока с планом анализа содержит задания,подобранные с помощью ЦОР

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Смысловой анализ текста художественного стиля» (на основе рассказа В.Осеевой «Настоящий друг») 6 класс»

Конспект урока по теме «Смысловой анализ текста художественного стиля» (на основе рассказа В.Осеевой «Настоящий друг») 6 класс

Цeль урoкa: сoвершенствовать нaвыки смыслового анализа текста художественного стиля

Дидaктические задачи:

1)обрaзовательные:

- уметь дoказывать принaдлежность текста к художественному стилю речи;

- уметь находить в тексте художественно-выразительные средства;

- повторить знания по составлению назывного плана;

- повторить знания по теме «Особенности текста»

2) развивающие:

- развивать умения выражать свои мысли;

- развивать ключевые компетенции: речь, внимание, память, логическое мышление;

- развивать творческие способности;

3) воспитательные:

-прививать интерес к творчеству детских писателей советского периода;

- воспитывать морально-ценностные качества.

Образовательные результаты:

Предметные: научиться понимать текст художественного стиля.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности.

Личностные: формирование навыков анализа; стремление к речевому совершенствованию

Тип урока:урок-актуализации знаний с изучением нового материала.

Информационные технологии и электронные средства обучения:

ИКТ,

критическое мышление, смысловое чтение,образовательные платфоры РешуОГЭ. Learningapps, Wordart.

Методические приемы, технологии с учетом формирования и развития функциональной грамотности: «Установи соответствие», «Словарик», «Тонкие вопросы», «Вопросы-ловушки», соотнесение графического изображения с текстом, анализ средств художественной выразительности с выходом на задание №11 ОГЭ, «Дерево предсказаний», «Копилка впечатлений», творческое задание (составление собственного текста), онлайн-тест формата ОГЭ по русскому языку. Тренажёр на платформе Learningapp



Оборудование: компьютер учителя, проектор, ноутбуки для работы с тренажёром, рабочие листы.

















Ход урока

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся


Мотивация к учебной деятельности

Словесное приветствие

Приветствие, проверка готовности к уроку

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.


Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Подведение к теме урока.

Целеполагание

Формулирование темы и целей урока (фронтально).

Лексико-грамматический диктант

-Чтобы сформулировать тему урока, проведём лексико-грамматический диктант


Слайд 2-5

-1)образуйте от имени существительного «смысл» прилагательное при помощи суффикса –ов-.

2) всесторонний разбор и рассмотрение произведения.

3)3.1)это слово в переводе с латинского означает «связь, сплетение, сочетание»; 3.2) предложения, связанные между собой по смыслу.

4)стиль, который воздействует на воображение и чувства читателя.

5) небольшое по объёму произведение, Слайд 6

-Сформулируйте тему урока. Запишем тему в тетрадях

-Какие учебные задачи мы перед собой ставим?

Дают ответы на вопросы.

Формулируют тему урока.

Записывают тему урока.

Ставят учебные задачи.



1)Смысловой

2)Анализ

3)Текст

4)Художественный стиль










-Смысловой анализ текста художественного стиля

-Научиться производить смысловой анализ текста, уметь находить в тексте художественно-выразительные средства

Коммуникативные:формулировка цели урока в соответствии с нормами литературного языка


Регулятивные: осуществление регулятивных действий постановки цели



Актуализация знаний

«Установи соответствие»

(фронтально)

Напоминает ребятам ранее изученную тему

Слайд 7-8

-Установим соответствие между термином и его определением

Извлекают из памяти усвоенную информацию

Тема – то, о чём говорится в тексте.

Мысль – то, чему текст нас учит.

Повествование - тип речи, в котором рассказываются события в определённой последовательности.

План - последовательное представление частей текста.

Заглавие - название какого-либо произведения.

Ключевые слова - слова, важные для понимания текста.

Художественно-выразительные средства - языковые средства, придающие тексту выразительность и эмоциональность

Жанр - вид художественного произведения

Стиль текста – система языковых средств, используемых в определённой сфер общения

Тип текста – соответствие текста ситуации общения

Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности


 Регулятивные: осуществление регулятивных действий самоконтроля в процессе коммуникативной деятельности


 Познавательные: осуществление  логических действий сравнения

Решение поставленной задачи














Выразительное чтение текста (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1)

(индивидуально-фронтальная работа)







Работа с выдержками из разных словарей

Работа в парах

Выделение ключевых слов и словосочетаний

«Словарик»
































Нахождение и извлечение информации.

«Тонкие вопросы»

«Вопросы-ловушки»





















Работа в парах по рядам.

Облако тегов (приложение 1.2)(выполнено в приложении Wordart)

Расшифровать иллюстрацию (приложение 1.2) (создана с помощью нейросети Шедеврум)

Лингвистические задачи

Составление плана
















Анализ средств языковой выразительности

Задание 11 (РешуОГЭ)






Даёт установку на восприятие текста вслух.

Даёт задание подчеркнуть ключевые слова.

Даёт задание записать получившееся определение в тетрадях.

Задаёт вопросы по содержанию текста.

Подводит к определению темы текста






Слайд 9

-Выразительное чтение отрывка из рассказа Валентины Осеевой «Настоящий друг»

-Обратимся к заглавию текста. Какую роль выполняет заглавие?

-Какая тема затронута в тексте?

-Запишем в тетрадях тему текста


-Обратимся к выдержкам из разных словарей. Подчеркните ключевые, часто повторяющиеся слова в данных определениях слова «дружба»











Слайд 11

-Какое определение мы можем сформулировать, опираясь на ключевые слова?



-Когда нам понадобится знание значения данного слова?

-Мы пополнили наш «Словарик» новым определением слова. Ребята, у вас у всех есть друзья, мы должны следовать правилу, которое записали: доверять другу, находить общие интересы. Только тогда дружба будет настоящей крепкой

-Определим и запишем в тетрадях тип данного текста

-Определим и запишем стиль текста.

-Как вы поняли, что перед нами художественный стиль?


-Определим и запишем в тетрадях жанр данного текста



Слайд 12

-Проведём беседу по содержанию текста.

-Кто является главным героем рассказа?

-Кем приходятся друг другу Паша

и Миша?

-Почему Миша ждал лето?


-Как Миша тратил подаренные деньги?

-Как Миша и Паша учились в школе?


-Какую должность занимал Паша в классном активе?

-Куда предложила сходить классная руководительница на майские праздники?

-Как Миша отнёсся к сбору денег?

-Что произошло с собранными деньгами?


-В целом рассмотрели произведение, теперь проанализируем каждую часть отдельно. Вспомним, в чём заключается особенность назывного плана?

Слайд 13

-К какой части текста можно отнести данное облако тегов? Как вы это определили? Запишите ваш ответ. Озаглавьте вашу часть назывным способом.


-Запишите ключевые слова, опираясь на иллюстрацию. К какой части текста относятся данные ключевые слова? Озаглавьте вашу часть текста назывным способом.


3 ряд. Расшифруйте утверждения, опираясь на текст. Запишите ключевые слова, решив лингвистические задачи. К какой части текста можно отнести данные ключевые слова? Озаглавьте вашу часть назывным способом.


-У нас получился один общий план, а как мы можем озаглавить 4 абзац?



-Какие средства языковой выразительности мы изучали ранее?

-Какую роль выполняют в тексте художественно-выразительные средства?

Слайд 14

-Необходимо найти и выписать средства выразительности (по одному примеру)

Для того. Чтобы вспомнить средства выразительности, обратимся к упражнению на платформе Learningapps


https://learningapps.org/27458394




Слайд 15-16-Обратимся к заданию №11 ОГЭ по русскому языку

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Сердце у меня за неё болит.

2) И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет.

3) Они стали всюду заявления строчить, будто они о правах строителей беспокоятся.

4) Это просто дикая несправедливость.

5) Они сами такие люди, которые за себя не попросят и никаких бумажек собирать не станут.

Слушают одноклассника.

Определяют тему текста после прочтения.

Подчёркивают ключевые слова.

Определяют значение слова «дружба»

Размышляют, дают ответы на вопросы.

Делают записи в тетрадях.

Находят в тексте художественно-выразительные средства.

Вступают в диалог







- Заглавие отражает тему текста.

- В тексте затронута тема дружбы.




С.И. Ожегов. ДРУЖБА. Близкие отношения,основанныена взаимномдоверии, привязанности, общности интересов.

Д.Н. Ушаков.ДРУЖБА. Близкие приятельские отношения, тесное знакомство вследствие привязанности и расположения.

С.А. Кузнецов. Дружба. Отношения,основанные на взаимной привязанности,

доверии, духовной близости, общности интересов.



-Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов.


-При написании сочинения 13.3








-Повествование


-Художественный стиль

-Главная цель художественного стиля – воздействие на эмоции и чувства читателя

-Перед нами рассказ





-Главными героями рассказа являются Паша и Миша

-Паша и Миша – лучшие друзья


-Миша ждал лето, потому что хотел получить в подарок велосипед

-Миша копил деньги

-Миша и Паша учились прилежно и старательно

-Паша в классе был старостой


-Классная руководительница предложила сходить в цирк

-Деньги на цирк собирал Паша

-Пакет с деньгами пропал


-При составлении назывного плана мы не используем глаголы




- Облако тегов относится к 1 абзацу. Мы определили это по ключевым словам. Мечта Миши




-Иллюстрация относится ко 2 абзацу. Мы записали ключевые слова, опираясь на иллюстрацию. Копилка Миши



-Павел, не разлей вода, классный руководитель, цирк, староста, рюкзак. Все эти ключевые слова относятся к 3 абзацу. Сбор денег Пашей



1. Мечта Миши.

2. Копилка Миши.

3. Сбор денег Пашей.

4. Пропажа пакета.

-Эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, фразеологизм

-Придают тексту выразительность и эмоциональность, помогают понять тему и мысль текста

-Эпитеты (прекрасная погода, отличное поведение, лучший друг);

олицетворения (погода стояла);

фразеологизмы (из него давно вырос, не разлей вода)


-2) Лютый мороз;3) дикая несправедливость.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, не перебивать друг друга.


Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию


Познавательные:слышать и понимать содержание, осуществление смыслового анализа, обобщения, классификации

Закрепление и систематизация знаний

Индивидуальная работа

«Дерево предсказаний»


Слайд 17

-Что произойдёт дальше?



-Почему вы решили, что Миша отдаст Паше накопленные деньги?


-Какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?


-Перед вами пословицы. Выберите ту пословицу, которая, на ваш взгляд, отражает содержание проанализированного нами текста и запишите в тетрадь.

Слайд 18

Верному другу цены нет.

Без беды друга не узнаешь.

Друг познается в несчастье.

Легче друга потерять, чем найти.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.


-Факты: Паша и Миша – лучшие друзья. Паша и Миша сидят за одной партой.

Предположения: Миша отдаст Паше накопленные деньги. Класс пойдёт в цирк

-Рассказ называется «Настоящий друг», а настоящий друг доказывают свою преданность поступками

-Не имей сто рублей, а имей сто друзей

-Друг в беде не бросит



Рефлексия

Индивидуальная работа

«Копилка впечатлений»

Организует рефлексию.

Обобщает сказанное


-Решена ли задача, поставленная на уроке?

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  • Что было сложно?

  • Что вам понравилось больше всего?


Слайд 19

-У Миши была копилка. У нас тоже есть копилка впечатлений. Высскажите ваше мнение о рассказе или об уроке.

Оценивают свою работу.

Выражают личное отношение к процессу и результатам урока

-Мы научились анализировать художественный текст

Познавательные: рефлексия деятельности.

Личностные: самоопределение, самооценка.


Объяснение домашнего задания

Составление собственного текста

Творческое задание

Дифференцированное задание

Объясняет технологию выполнения домашнего задания

Слайд 20

-Опираясь на выбранную вами пословицу, доказать, что Паша и Миша – настоящие друзья (5-7 предложений)

-Перейти по ссылке и решить задания формата ОГЭ (по желанию):

https://rus-oge.sdamgia.ru/test?id=9854440


Записывают домашнее задание

Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение.


Подведение итогов


Благодарит за работу.

Оценивает результаты


-Сегодня все работали активно и продуктивно.





















































































Приложение 1.1

Работа с выдержками из разных словарей.


С.И. Ожегов. ДРУЖБА. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Д.Н. Ушаков. ДРУЖБА. Близкие приятельские отношения, тесное знакомство вследствие привязанности и расположения.

С.А. Кузнецов. Дружба. Отношения, основанные на взаимной привязанности, доверии, духовной близости, общности интересов.









Памятка «Смысловой анализ текста»


  1. Заглавие

  2. Тема текста.

  3. Тип текста.

  4. Стиль текста.

  5. Жанр.

  6. Составление плана (работа с микротемами).

  7. Языковые средства выразительности.

  8. Основная мысль.







Настоящий друг


Была весна. Солнце светило очень ярко, снег уже почти растаял, стояла прекрасная погода. А Миша очень ждал лето. В июне ему исполнялось двенадцать лет, и родители обещали подарить ему на день рождения новый велосипед, о котором он давно мечтал. У него уже был один, но Миша, как он сам любил говорить, «из него давно вырос». Он хорошо учился в школе, и мама с папой, а иногда и бабушки с дедушками, давали ему деньги в качестве похвалы за отличное поведение или высокие оценки.


Миша не тратил эти деньги, он их копил. У него была большая копилка, куда он складывал все те деньги, которые ему дарили. С начала учебного года у него накопилась значительная сумма, и мальчик хотел предложить родителям эти деньги, чтобы они купили ему велосипед раньше дня рождения, уж очень ему хотелось покататься.


У Миши был лучший друг. Его звали Пашка. Они сидели с ним за одной партой и были, как говорили учителя, «не разлей вода». Пашка был старостой в их классе. На майские праздники их классная руководительница Наталья Григорьевна предложила сходить всем классом в цирк, а деньги на билеты поручила собирать старосте. Паша не только записывал, кто сдал деньги на билеты, но и аккуратненько складывал все деньги в пакет, а потом прятал их в своем рюкзаке, чтобы не потерять.


И вот, когда до праздников оставалось всего ничего, Пашка потерял этот пакет. (По В.Осеевой)


Приложение 1.2


К какой части текста можно отнести данное облако тегов? Как вы это определили? Запишите ваш ответ. Озаглавьте вашу часть назывным способом.





























Приложение 1.3


Запишите ключевые слова, опираясь на иллюстрацию. К какой части текста относятся данные ключевые слова? Озаглавьте вашу часть текста назывным способом.
















Приложение 1.4


Расшифруй утверждения, опираясь на текст. Запишите ключевые слова, решив лингвистические задачи. К какой части текста можно отнести данные ключевые слова? Озаглавьте вашу часть назывным способом.


  1. В переводе с латинского языка это имя означает «малый, небольшой»


  1. Узнай фразеологизм


  1. Должность педагога, который руководит классом



  1. Слово, правописание которого подчиняется правилу «И-Ы после Ц»

  1. Ученик, избранный классом для ведения дел класса