СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро»,10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро»,10 класс»

«Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро»

Цель урока: познакомиться с органоидами клетки, их строением и функциями

Задачи урока:

Образовательная:

углубить знания о строении и функциях клеточной мембраны и ядра.

сформировать представление об основных видах транспорта веществ, через мембрану.

Раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава.

Воспитательная:

Разъяснить обучающимся, что важнейший признак клетки – способность к размножению, передачи генетической информации следующему поколению.

Развивающая:

Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать образное мышление.

Тип урока: Изучение нового материала.

Средства обучения: презентация, ,печатные таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», «Строение клетки бактерии»,

Ход урока

Оргмомент.

Проверка знаний учащихся.

Разминка «Мозговой штурм» (быстро ответить на вопросы - 2 мин)

1) Назовите ученого, который первым увидел ячеистое строение тканей растений и предложил называть ячеистые структуры «клетками». (Р. Гук.)

2) Назовите ученого, который, обобщив знания о строении клеток животных и растений, сформулировал первую клеточную теорию. (Т. Шванн.)

3) Назовите ученого, который первым открыл крупные бактерии, одноклеточные организмы, сперматозоиды, эритроциты. (А. Левенгук.)

4) «Сходство строения и химического состава» – это одно из положений теории?? (Клеточной.)

5) О чём говорит сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов разных царств живой природы (Единстве органического мира.)

6) Какая наука занимается изучением строения и функций клетки. (Цитология.)

7) Клетка является структурной и функциональной единицей живого, так как? (Все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток.)

Тема урока. Целеполагание. Задачи урока Деятельность учителя.

          Актуализация знаний по теме: «Клеточная теория»

Эпиграф урока:

Знания всякие важны,

знания всякие нужны.

Этими словами я хочу дать понять, что для интеллектуального развития

человека нужны знания не только по русскому языку и математике, но и

знания из других наук, в том числе и знания по биологии. Как вы помните

биология -это наука о жизни.

Я жизнь сама! Я жизни порожденье!

Пред изумленным взором предстаю!

Как совершенны все мои творенья,

Ключи от многих тайн в себе храню.

Биология-это удивительная наука, которая позволяет познать не только

многочисленные организмы, обитающие на нашей планете, но даже

проникнуть в саму клетку и изучить ее строение, поэтому тема нашего урока

называется: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро»



Открыть § 14, страницу 55.Учащиеся вслух зачитывают вопросы и отвечают на них. (2 мин)

1. Перечислите царства живых организмов, клетки которых имеют ядро. (Ответ: Царство Грибы, Царство Растений, Царство Животные).

2. Трудами каких ученых была создана клеточная теория (Ответ: Клеточная теория была создана Матиасом Шлейденом, Теодором Шванном, Рудольфом Вирховым.)

3. В чем основные отличия прокариотической клетки от эукариотической? (Ответ: В прокариотической клетке нет оформленного ядра)

4. У всех ли эукариотических клеток есть ядро? Ответ: Нет, например эритроциты крови человека.

5. Каково строение клеточной мембраны? Ответ: Она состоит из билипидного слоя с вкраплёнными молекулами белка и углеводами на поверхности.

Деятельность учащихся.

Слушают, записывают цель в тетрадях.

Изучение и закрепление нового материала.

Деятельность учителя. Обращает внимание обучающихся на магнитную доску.

(на магнитной доске вывешены таблички с терминами, к которым будем обращаться в течение урока.)

Деятельность учащихся с таблицей в тетрадях:

Строение и функции органоидов клетки

         Органоиды


Строение органоидов

(рисунок)

           Функции


Рассмотрите таблицы: «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки». Обратите внимание на слайды «Строение растительной и животной клетки» -, «Строение растительной клетки» -  и «Строение животной клетки» - ( «Строение прокариотической клетки» -

Выполните задание №1: Выявите структурные элементы, характерные как для растительной, так и для животной клетки. В таблице выполните это задание.

- Какие структурные элементы общие для всех видов клеток?

- Таким образом, несмотря на большое разнообразие клеток каждая из них имеет в своем строении цитоплазматическую мембрану и ядро.

- Отметьте в задании №2 мембрану и ядро клетки. - Один ученый – биолог сказал, что после того как появилась мембрана…… из бульона выварившегося в морях, могли сформироваться первые живые организмы. На основании чего ученый пришел к такому утверждению?: проблемный вопрос-слушаем ответы учащихся

Мембрана окружает цитоплазму, отделяя ее от внешней среды, а также выполняет еще ряд функций. Используя учебник на странице 55, заполните графу в таблице – функции наружной клеточной мембраны.

- Теперь рассмотрим строение цитоплазматической мембраны. Внимательно слушайте меня и по ходу рассказа заполните графу в таблице – строение наружной клеточной мембраны.

Рис.24 с.58 Строение клеточной мембраны –

Толщина мембраны от 8 до 12 нм. Мембрана состоит из двух слоев липидов. Каждая молекула липида образована гидрофильной головкой и гидрофобным хвостом. Располагаются они плотно друг другу, при этом гидрофильной головкой наружу, а гидрофобным хвостом внутрь. В билипидном слое мембраны погружены многочисленные белки, некоторые находятся на поверхности (периферические), частично погружены (полупогруженные – полуинтегральные) и пронизывающие мембрану – интегральные, образующие каналы. В связи с белками могут находиться углеводы.

- Давайте проверим, что записали? 

- Через мембрану регулярно поступают вещества и ионы в клетку. Транспорт через мембрану может проходить разными путями. Пассивный транспорт связан с явлением диффузии, т.е. перемещением веществ по градиенту концентрации, из области с более высокой концентрацией в область с более низкой. Выделяют несколько механизмов пассивного транспорта через мембрану. Простая диффузия – транспорт веществ непосредственно через билипидный слой. Таким образом транспортируются вещества хорошо растворимые в липидах (СО2, О2).

К особому типу пассивного транспорта относят диффузию воды через мембрану – осмос. При осмосе перемещаются только молекулы воды. Некоторые ионы (Сl-) и заряженные молекулы пассивно диффузируют через мембрану благодаря белкам, формирующим поры.

Активный транспорт – транспорт молекул через мембрану против градиента концентрации. Осуществляется при помощи белков – переносчиков с затратой энергии АТФ (Na+ - K+ насос). Из клетки перекачиваются ионы К+, а поступают ионы Na+.

- Крупные молекулы биополимеров практически не транспортируются через мембрану, но клетка обладает механизмом переноса – эндоцитоз и экзоцитоз. Фагоцитоз и Пиноцитоз относятся к эндоцитозу, т.е. проходит поступление веществ в клетку в результате впячивания мембраны. Экзоцитоз обратный процесс эндоцитозу. Посмотрите, каким образом можно показать процессы эндоцитоза.

- Переходим к рассмотрению строения ядра клетки

– схема ядра – раздаточный материал с рисунком.

Ядро – важнейшая структура в клетках эукариотических организмов. Это связано с многообразием функций ядра.

В таблицу запишите функции ядра. ,прочитав в учебнике ответ на данный вопрос - заполните графу о строении ядра и ядрышка в таблице.

Итак, ядро обычно имеет шаровидную форму и отделено от цитоплазмы оболочкой.

Ядерная мембрана имеет такое же строение, как и плазматическая мембрана. Внутренняя мембрана гладкая, а наружная шероховатая и переходит в каналы ЭПС.  В ней имеется множество пор, по которым из ядра в цитоплазму выходят молекулы  и-РНК и т-РНК, а в ядро из цитоплазмы проникают ферменты, молекулы АТФ, ионы.

Под ядерной оболочкой находится ядерный сок (кариоплазма), в которой содержатся ядрышки и хроматин. Ядрышки имеют вид округлых телец и состоит из белков, которые образованы петлями нитей ДНК участвующих в синтезе р-РНК.

В ядре находится хроматин – это нити ДНК, связанные с белками. Перед делением клетки нити ДНК скручиваются с белками гистонами, и эта структура называется хромосома. А вот хромосома состоит из 4-х хроматид, которые связаны центромерой.

- Набор хромосом, содержащийся, в клетке называется кариотипом.

- Ответьте на вопрос? Почему число хромосом одинаково, а организмы по строению различны?

- Кариотип неповторим для каждого вида живых организмов, хотя число хромосом будет одинаково, а вот строение будет различно.

- Особенности кариотипа:

В кариотипе разных видов чаще всего четное число хромосом

Парные хромосомы – гомологичные (одна хромосома от отцовского организма другая из материнского).

- Клетки, которые составляют ткани организма, имеют диплоидный набор хромосом  - называются соматическими, т.е. по две хромосомы каждого вида одинаковые. Эти хромосомы называются гомологичными. А гаплоидный набор хромосом имеется только в половых клетках.

4. Закрепление изученного материала: В рубрике «Проверь себя» - Выполните тест

6. Домашнее задание: Изучить параграф 14, вопросы к параграфу, записи в тетради,  таблица «Строение и функции органоидов клетки».