Конспект урока биологии по теме: «Строение клетки» 5класс
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
-
Обучающая: изучить строение клетки.
-
Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
-
Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.
Задачи:
– показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь, состоят из более мелких образований;
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать строение клетки;
- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;
Метапредметные:
- регулятивные:- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:-
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
-
Продолжить формирование умения работать с информационным листом.
-
Объяснять значения новых слов, выделять признаки.
Коммуникативные УУД
-
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
-
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
-
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
-
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
-
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
-
Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
-
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Личностные УУД
-
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
-
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
-
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: информационный лист, ПК
Изучение нового материала
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!
Давайте с вами по рассуждаем.
– Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома.)
– Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений.)
Из чего состоит пазл? (из множества фрагментов)
– А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток.) Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка.
А теперь поговорим о строении клетки.
Прочитайте информационный лист и найдите основные части клетки и их функции.
Общие черты строения клеток всех организмов
Клетка состоит из взаимосвязанных частей, каждая из которых имеет особое строение и назначение.
Снаружи любая клетка покрыта плазматической мембраной. Она отделяет содержимое клетки от внешней среды. Главная роль мембраны - защита клетки от внешних воздействий. В мембране имеются поры, через которые содержимое одной клетки сообщается с содержимым других клеток. Через мембрану внутрь клетки проходят питательные вещества и вода, а из неё удаляются продукты жизнедеятельности.
Внутри клетки находится цитоплазма (от греч. kytos – сосуд и plasma – образование). Цитоплазма – это внутренняя среда клетки, в которой располагаются все другие части клетки. Она имеет особый химический состав. В ней протекают различные биохимические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность клетки. В живой клетке цитоплазма постоянно движется, перетекает по всему объему клетки. Цитоплазма может увеличиваться в объеме.
В цитоплазме располагаются клеточные структуры, выполняющие определённые функции, - органоиды. Это обязательные компоненты клетки.
Важнейший и самый крупный компонент клетки - ядро. Оно было открыто первым среди клеточных структур.
Ядро — небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме. В нем находятся хромосомы, которые обеспечивают передачу наследственных свойств клетки дочерним клеткам при делении. Ядро с ядрышком играет важную роль и контролирует все процессы жизнедеятельности клетки.
Теперь зная эти части и их функции, вы без труда сможете ответить на мои загадки.
-
В клетке всех объединяю,
Саму клетку охраняю,
Защищаю, берегу,
Строго за врагом слежу,
Влагу сберегаю,
Жизнь всем сохраняю. (КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА)
-
Сердце клетки - это я!
Уж поверьте мне, друзья
Координирую и согласую,
Чётко всё организую,
Хромосомы сохраняю,
За наследство отвечаю. (ЯДРО)
-
Полужидкая среда
Где живут согласно
Органеллы и ядро
Это … (ЦИТОПЛАЗМА)
Основными частями клетки являются клеточная мембрана, ядро и цитоплазма, в которой находятся органоиды или органеллы, а какие органеллы и их функции попробуйте сейчас услышать из стихотворения
Возьмем, к примеру: дом стоит из тыщи кирпичей,
И мир природы состоит из маленьких частей.
Так клетка, кажется, мала! Но в микроскоп взгляните:
Ведь это целая страна, и в той стране столицей
Является ядро. Внутри него хранятся
Запасы хромосом – дискеты с информацией.
А цитоплазма ширится огромным океаном,
Вокруг него границей – наружная мембрана.
И органы другие там трудом поглощены
Своим, согласно отраслям, на благо всей страны.
Все знают, без энергии придет всему конец.
Её даст митохондрия, работая, как ТЭЦ.
Заводов рибосомы работа нелегка –
Их вклад такой весомый при синтезе белка!
А эндоплазмы сети – то транспорт для веществ.
Пути – дороги эти основа связи есть.
Ещё есть комплекс Гольджи, и вклад его таков.
Он сортирует вещества и в пузырьки кладет.
Ученым, чтоб решить секрет всех клеточных проблем,
Еще на много сотен лет работы хватит всем.
А теперь давайте с вами сделаем аппликацию строение клетки, в которой отразим все изученные сегодня органеллы.
А теперь скажите, что на уроке вы узнали нового?
Какие моменты вызвали затруднения в работе?
Что вам больше всего понравилось?
Стихотворение «Клетки»
Клетка - жизни всей основа!
Повторять мы будем снова!
Только есть одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом.
А хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать,
Клетку перерисовать!
Ведь из клетки состоят:
Морж, медведь, петух и кит.
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Многоклеточные мы:
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки!
Все молодцы Вы хорошо работали, показали высокие знания по данной теме. Спасибо за работу!