МБОУ «Новопетровская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Тема урока «Технические культуры»
6 класс
Учитель профильного труда
Кольцова Галина Алексеевна
Тема урока: Технические культуры.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: формирование представления о технических культурах и их видах.
Задачи:
- обучающие: дать первоначальное представление о видах технических культур, строении растений подсолнечника, сахарной свеклы, льна; их значении в народном хозяйстве; способствовать актуализации жизненного опыта обучающихся;
- коррекционно-развивающие: развивать умения и навыки монологической и диалогической речи на основе изученного материала; развивать логическое мышление и память;
- воспитательные: формировать устойчивый интерес к изучению агропромышленных культур; развивать качества личности: доброжелательность, целеустремлённость, самоконтроль.
Оборудование:
Агро - выставка продуктов из полевых культур.
Карточки с изображением технических культур (индивидуальные).
Семена подсолнуха, коробочки льна.
ТСО, презентация по данной теме.
Муляжи, гербарии растений.
Словарная работа: соцветие-корзинка, лузга, ядро, корнеплод, волокно.
Ход урока
Организационный момент.
- Всем добрый день! Ребята, я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
- Тогда вперед!
Актуализация опорных знаний.
- Утром за завтраком вы съели овсяную кашу и выпили чашку сладкого кофейного напитка с булочкой.
- Давайте задумаемся, а откуда взялись эти продукты прежде, чем оказались в магазинах и на кухне?
- Овсяная каша приготовлена из зёрен какого растения?
- Булочка из ................................................... (ответы детей)
- А кофе - из семян кофейного дерева.
- Каша и кофейный напиток приготовлены на молоке. Молоко мы получаем, конечно, от коров, которые питаются растениями и мы называем эту группу ................................................ (ответы детей)
- А знаете ли вы, из чего получают сахар? Сахар получают из корней ..................................................... и стеблей ................... (ответы детей)
- Ваша одежда сшита из ткани. Многие ткани получают из волокон и плодов растений - .......... (льна и хлопчатника)
- И осталась одна группа полевых, которую называют как?
Постановка учебной задачи.
- С какими группами полевых культур вы подробно ознакомились на прошлых уроках?
- Кто хочет дополнить наши знания о культурах, входящих в эти группы? (сообщения учащихся)
- Назовите группу, которую нам предстоит изучить.
- Значит какая тема нашего урока сегодня?
- Какие цели поставим? Что нужно сделать на уроке? (ответы детей)
- Узнаем о технических культурах, строении растений, и об их значении в народном хозяйстве. Узнаем, какую продукцию из растений получают в различных отраслях промышленности, на заводах и фабриках.
- Итак, тема урока: “ Технические культуры ”.
Изучение нового материала. Работа по теме.
1.Знакомство с техническими культурами с использованием презентации.
- Технические культуры - это такие культуры, которые являются сырьем для дальнейшей переработки в различных отраслях хозяйства.
- Назовите культуры, которые относятся к техническим.
- Одной из распространенных технических культур в нашей стране является ............................................ подсолнечник.
- Прежде чем рассказывать вам новый материал, мне бы хотелось услышать от вас, что вы знаете об этом растении. (ответы учащихся)
-Масличный подсолнечник в условиях нашей средней полосы обычно не выращивают - ему здесь не хватает тепла, и его семена не успевают вызреть. Лучшие урожаи он даёт на юге.
2.Работа по рисунку. Строение растения.
- Сейчас мы вместе будем составлять рассказ о растениях. Вам в помощь даны карточки со словами-подсказками. Вы можете сами охарактеризовать части растения или воспользоваться подсказкой, но выбирайте подходящие слова.
Слова- подсказки:
высокий, толстый, грубый, покрытый жесткими волосками; крупные, покрыты грубыми волосками; соцветие корзинка; крупные зеленые; продолговатый; белого цвета; тонкий длинный; мелкие; небольшие, голубые.
- Какой стебель имеет подсолнечник? (Высокий, толстый, грубый стебель, покрытый жесткими волосками).
-Какие листья у подсолнечника? (Листья крупные, покрыты грубыми волосками).
3. Работа со словарными словами.
- Что образуется на верхушке стебля?
- Соцветие, называемое корзинкой.
- Для получения масла твердая оболочка семян (лузга) удаляется, и под сильным давлением на ядро на фабриках-маслобойнях выжимается масло.
4. Практическое задание. Получение масло из семян подсолнечника вручную.
- У вас на столах лежат семечки. Удалите лузгу и рассмотрите ядро. Раздавите ядро на листе бумаги. Расскажите о том, что увидели.
Ученики рассказывают, что на листе бумаги видят жирное пятно.
- Делаем вывод. (Значит, ядро семечки подсолнечника содержит масло).
- Урожай убирают при полной спелости семян, когда накопление жира в них закончилось.
- На больших полях подсолнечник начинают убирать, когда растения полностью засохнут. В небольших хозяйствах убирают раньше, когда растения только начинают подсыхать. Корзинки срезают и раскладывают для полной просушки. Подсохшие корзинки обмолачивают, семена хорошо просушивают
5. Работа по карточкам.
- Подпишите на карточках название соцветия подсолнечника, а также нарисуйте семена подсолнечника и укажите из чего оно состоит.
Растение сахарной свеклы.
- Самая распространенная техническая культура в нашей стране - это......................... сахарная свекла.
- Но в нашем регионе её не выращивают, так как ей не хватает тепла. Недостаток тепла резко снижает урожайность и сахаристость свеклы.
- Смотрим, какое же строение имеет растение сахарной свеклы (Сахарная свекла имеет крупные зеленые листья и продолговатый корнеплод белого цвета).
- Средний вес сахарной свеклы имеет 1-2кг.
- Подпишите на карточках название части сахарной свёклы, из которой при переработке получают сахар.
- Кроме сырья для промышленности, подсолнечник и сахарная свёкла - ценный корм для крупного рогатого скота.
Проведение физкультурной минутки.
- Отдохнём.
- Приготовьте ручки, выполним кинезиологическое упражнение. Соединяем большой палец на обеих руках сначала с указательным, потом с безымянным, далее со средним и с мизинцем. Пробуем: двигаемся так: второй, четвёртый, третий и пятый палец. Не боимся ошибок. С силой нажимаем на кончики пальцев.
-Мелкие движения рук улучшают память и повышают концентрацию внимания!
Растение лён.
- Что вы знаете об этом растении?
- Какое строение имеет растение льна?(тонкий длинный стебель, мелкие листья и небольшие голубые цветочки).
- Из стеблей льна получают волокно, из волокна делают пряжу, а из пряжи ткут льняные ткани.
- Различают два вида льна: лён- долгунец и лён-кудряш. Внимательно посмотрите на две картинки, сравните. Из какого получают волокна? Докажите.
- Семена льна содержат масло. В каком льне больше цветков, а значит и семян?
7. Задание.
- Раскройте коробочку льна, найдите семена. Семена льна какие? (Семена гладкие расплющенные).
- Подпишите на карточке, из какой части льна получают волокно.
Подведение итога урока.
- Вспомним цели, которые мы ставили в начале урока. Достигли ли мы этих целей?
- Для чего выращивают технические культуры?
Рефлексия.
- Ребята, сегодня мы изучали технические культуры. Откройте вкладку "Облако слов", печатайте слова и понятия на эту тему. Чем больше, тем лучше. Обращаем внимание на подчёркивание - исправляем ошибки.
- И выкладываем на нашу виртуальную доску "Полевые культуры". Будьте внимательны - в раздел сегодняшней темы "Технические культуры".