Урок 104
Тема урока. Умножение на однозначное число чисел в пределах 10000 письменно.
Педагогические задачи:
образовательные: создать условия для закрепления умения письменно умножать числа в пределах 10 000, знание нумерации чисел в пределах 1 000; совершенствовать навыки устного счета;
коррекционно-развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, речи, внимания учащихся;
воспитательная: содействовать воспитанию навыков аккуратного ведения тетрадей.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы; дидактический материал для устного счета; опоры; микрокалькуляторы.
Ход урока
I. Устный счет.
Дидактическая игра «Расшифруйте слово».
Учитель демонстрирует таблицу с записанными в ней буквами и числами. Игра проводится в форме математического диктанта. Учитель диктует пример, который учащиеся должны решить, найти полученный ответ в таблице и соотнести его с буквой, которую записывают в тетрадь.
е | ж | У | м | н | о | н | и | е |
910 | 200 | 750 | 791 | 600 | 530 | 305 | 230 | 567 |
– Расшифруйте слово. Код дан на доске, в тетради пишем только буквы:
Найдите сумму чисел 700 и 50. (750 – У.)
Какое число предшествует числу 201? (200 – ж.)
Первое слагаемое 300, второе – 5, найдите сумму. (305 –н.)
Найдите разность чисел 560 и 30. (530 – о.)
Какое число следует за 790? (791 – м.)
Уменьшаемое 800, вычитаемое 200, найдите разность. (600 – н.)
Какое число состоит из 9 сот. и 1 дес? (910 – е.)
В итоге должно получиться слово «умножение».
– Как решали примеры? (Устно.)
– Какие приемы знаете еще? (Письменные.)
III. Актуализация чувственного опыта учащихся.
-повторить таблицу умножения.
– Решите примеры с объяснением у доски:
123 × 5 145 × 7
142 × 8 345 × 2
Один учащийся первого уровня работает с объяснением у доски.
– Какие числа умножали? (Трехзначные на однозначное.)
– Сегодня закрепим умение производить письменные умножение чисел в пределах 10 000.
IV. Систематизация, обобщение знаний учащихся.
1. Работа по учебнику: выполнение заданий 526 (1, 2 ст.) на с. 143.
– Напишите примеры столбиком и решите их.
– Назовите правило письменного умножения чисел в пределах 10 000. (Умножаем в столбик, поразрядно, начиная с низшего разряда.)
– Каким арифметическим действием выполним проверку?– Выполните проверку с использованием микрокалькулятора.
– Решите задачу с.143 №523
-Читаем задачу.
-Слушаем задачу (учитель читает).
– Какие слова возьмем для краткого условия?
– Сколько всего грибов нанизано на трех нитках? (неизвестно)
– Сколько ниток? (3
-Сколько грибов нанизано на каждой нитке? (65 грибов)
- Сколько грибов израсходовали? (48 грибов)
– Как обозначим главный вопрос задачи? (сталось-?.)
– Запишите краткое условие задачи.
Всего-? на 3 нитках по 65 грибов.
Израсходовали-48 грибов.
Осталось-?
– Как звучит главный вопрос задачи? (Сколько грибов осталось?)
– Сможем ли мы на него ответить? Почему? (Нет, потому что нам неизвестно, сколько всего грибов.)
– Как узнаем, сколько всего грибов нанизано на 3 нитках? (умножением; 65грибов умножим на 3)
– Сможем ли ответить на главный вопрос задачи после того, как узнаем, сколько всего грибов? (Да.)
– Во сколько действий задача? (В два.)
– Какое первое арифметическое действие? Почему? (Умножение, потому что на 3 нитках по 65 грибов)
– Какое второе арифметическое действие? Почему? (вычитание, потому что израсходовали 48 грибов.)
– Решите задачу самостоятельно.
1) 65 г.
× 3
195 г. нанизано на трех нитках.
2) 195 г.
48 г.
147г.
– Какой ответ запишем? (Ответ: 147грибов осталось)
2. Тренинг для развития мышления
Учитель демонстрирует рисунок
– Нарисуйте недостающую фигуру, не нарушая закономерности. (Четырехугольник, внутри которого треугольник.)
– Какая фигура изображена внутри четырехугольника? (Треугольник.)
– Что называют треугольником? (Фигуру, состоящую из трех сторон и трех углов.)
– Назовите треугольники по видам углов. (Остроугольный, прямоугольный, тупоугольный.)
4. Самостоятельная работа: выполнение задания 526(2) на с. 143.
V. Итог урока.
– Назовите правила письменного умножения чисел в пределах 10 000. (Числа умножают в столбик, поразрядно, начиная с низших разрядов.)