СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Уроки мудрости и доброты в рассказе В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Уроки мудрости и доброты в рассказе В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"»

Тема урока: Уроки мудрости и доброты. Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»»

Цели: рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», анализировать героев произведения.

ХОД УРОКА:

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний

- Послушайте отрывок из произведения и скажите, как называется этот рассказ и кто автор?

"Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал"

- С каким автором мы сегодня познакомимся ближе?

Откройте стр. учебника 62. Чтение текста в применением метода «Инсерт», напомню: V-уже знал; + узнал новое; - думал иначе, не согласен; ? хотел бы узнать.

- Какая информация о В. П. Астафьеве уже была известна?

- Что узнали нового?

- Были ли моменты, когда вы думали иначе?

- Что хотели бы узнать подробнее?

- Прослушайте стихотворение.

Не ищи себе оправдания,
не надейся, что всё обойдётся,
коль другим приносишь страдания,
всё сполна тебе же вернётся!
Вор теряет то, что своровано,
а предатель познает предательство,
ложь обманщикам уготована,
ты дождёшься своих обстоятельств…
по заслугам судьба будет дадена,
все на место однажды встаёт,
ты не веришь? но глупость печальная —
это тоже от жизни урок.
Тавлади

- Что, по-вашему, означает выражение «жизни урок»?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

Итак, тема нашего урока «Уроки мудрости и доброты».

- А как вы понимаете слово «доброта»?

3. Изучение нового

- Прежде, чем приступить к анализу рассказа, вспомним, что такое рассказ.

- Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»?

(действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)

  • Что это было за время? Как жилось людям?

(время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)

  • Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири?

(автор использует сибирские диалектизмы)

  • С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?

Увал – пологий холм

Туесок – берестяная корзина с крышкой

Заполошная – суетливая

Бадога – длинные поленья

Шаньга – булочка с творогом

Заимка – земельный участок, вдали от села

Поскотина – пастбище, выгон

Яр – крутой край оврага


- Кто главные герои рассказа?

- Почему же бабушку, которой в рассказе отводится так мало места, мы все считаем главной героиней рассказа?

- Сюжет здесь очень прост. Что такое сюжет?

Сюжет – это событие, или ряд событий, изображённых в произведении.

Восстановим основные сюжетные моменты рассказа

  • Обещание бабушки купить пряник;

  • Сбор ягод;

  • Наставления Саньки;

  • Переживания;

  • Раскаяние;

  • Пряник конем.

- Мы знаем, что в любом произведении есть следующие моменты: Завязка, развитие действия, кульминация, спад действия и развязка.

- Какое же событие можно считать завязкой?

Завязкой сюжета можно считать обещание бабушки купить Витьке замечательный, необыкновенный пряник.

- Что нужно было сделать, чтобы заслужить его? (Текст)

- Почему пряничный конь был таким желанным подарком? (Текст)

Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей. Он белый – белый этот конь, а грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые.

........ Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцем то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Санька или Танька так цапнут, что останется от коня хвост да грива».

- Итак, пряник– это не только лакомство и игрушка, а что ещё?

- Почему бабушка поручила Витьке самому собирать ягоды для того, чтобы получить желанный подарок?

(Любая награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше.)

Утром «с орлами-то дяди Левонтия и отправился я по землянику трудом заработать пряник…» 

- Что мы знаем о семье дяди Левонтия?

- Чем эта семья отличается от семьи Витьки?

«Ребёнок учится всему, что видит у себя в дому»

- Как вы понимаете эту народную мудрость?

- Возьмите памятки и дайте сжатую характеристику семье Левонтия и бабушки.

- Кто особенно выделялся среди левонтьевской «орды»?

«Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят».

- Расскажите, пожалуйста, как ведут себя дети по пути на увал, какие поступки совершают? (Текст)

«Парнишки вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два принимались драться, плакали, дразнились…

по пути заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не поспело, напластали луку- батуна, наелись до зелёной слюны…

- Наконец ребята дошли до увала, где росла земляника. Что же там произошло?

- Почему Витька не хотел идти с ними?

(Он ещё не выполнил свою работу, не набрал ягод, а он знал, что без них не получит пряник.)

- После чего он присоединился к ребятам?

Санька стал его дразнить. (Текст)

- Бабушки Петровны испугался? Эх ты!

- Зато мне бабушка пряник конём купит!

- Может, кобылой! Скажи уж лучше – боишься её и ещё жадный!

.......

- Давай! Только одного калача мало! Шанег прихвати! А лучше ещё и пирог! Лишнее не будет!

- Ладно!



-Витька поддался на провокацию Саньки, ему не хочется выглядеть трусом и «жадиной», он хочет быть в глазах ребят героем, ни в чём от них не отставать. Мы знаем, что основное средство характеристики героя – поступок. Витя проявляет слабость, хочет показать себя «смельчаком» и вместе со всеми совершает один плохой поступок за другим

- День проходит незаметно, Витька на время забывает о своём поступке, но вот пора возвращаться домой.

- Как автор рисует душевные переживания героя? (Текст)

«Грустно. Тоска на сердце – предчувствует оно встречу с бабушкой, отчёт и расчёт».

- Почему он не хочет сказать бабушке правду?

- Что ему посоветовал Санька?

И Витя соглашается, он решает обмануть бабушку, а первый обман рождает другие.

- Можно ли это считать кульминацией рассказа?

- Что такое кульминация? 

- Какие ещё плохие поступки пришлось ему совершить?(Текст)

«Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принёс его Саньке под рубахой. Потом ещё принёс и ещё, пока Санька не нажрался».

- Какой же можно сделать вывод?

Нельзя поддаваться слабости, нужно уметь отвечать за свои поступки, иначе ложь рождает новую ложь, а проступок может перерасти в преступление.

- Что Витя чувствует после всех событий? (Текст)

«Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет? – терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою варначью душу… А что если слезть с полатей, забраться к бабушке под одеяло и всё-всё рассказать? Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека…Нет уж, я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всём: и про туесок, и про домовиху с домовым, и про калачи, и про всё, про всё»…

Мы знаем, что этим мыслям не суждено было сбыться – Витька уснул. Утром он «слоняется» по дому и идёт с «левонтьевскими» на рыбалку. Там он отвлекается от своих горьких мыслей, но ненадолго.

А сейчас обратим внимание на пейзаж, который рисует автор. Вспомним, что такое литературный пейзаж и какую роль он играет в произведении.

«День был ясный, летний. На длинных стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики и, наверное, только пчёлы слышали, как они звенели. …Тени скал лежали неподвижно на воде… Железнодорожный мост колыхался тонким кружевцем…»

И от этой красоты ещё тяжелее на душе у мальчика, ещё сильнее он ощущает свою вину. На реке появляется лодка, в ней Витя видит бабушку. Он убегает, понимая, что расплаты не миновать. Тётя приводит его домой.

Утром Витя слышит, как бабушка всем рассказывает о его преступлении. Он хочет «скорее помереть». Витька изо всех сил сдерживается, но жалость дедушки вызывает поток слёз, это уже не слёзы страха, а слёзы раскаяния. Мальчик понимает свою вину и ждёт справедливого наказания.

- Как же наказала его бабушка? (Текст) 

«И срамила же меня бабушка…того дивного коня с розовой гривой».

Почему бабушка так поступила?

- Что она – неграмотный простой человек поняла?

- Какое же ещё качество характера проявляется здесь кроме доброты?

- Как вы считаете, что такое мудрость?

- Какой урок извлёк Витя из бабушкиного урока?

- Можно ли это событие считать развязкой?

- Что такое развязка?

Итог урока. Какие жизненные уроки получил герой?

  • Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок

  • Признайся в содеянном

  • Раскаяние приносит облегчение

  • Спешить делать добро

  • Надо быть милосердным всегда

  • Люби ближнего своего как самого себя

На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке. В рассказе «Последний поклон» он пишет:

«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта… Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».

Эти слова посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.

Напишите, пожалуйста, синквейн «Бабушка»????























Семья Катерины Петровны

Семья Левонтия

1. Описание жилья. Как выглядят дома этих семей, обстановка.

Было свое хозяйство.

Чистота, порядок в доме. Вытряхивала половики, занималась хозяйством.




О чём нам говорит обстановка в этих домах?

Сразу видно, что в этом доме все трудолюбивы.


2. Внешний вид хозяев домов. Как они себя ведут, во что одеты.

Обстоятельная бабушка-генерал.


Дед немногословный.


Дед аккуратно одет.



3. Отношение к деньгам.

Запас на черный день.


4. Ценности дома. Отношение к детям.

Катерина Петровна учит совестливости, честности. Хочет, чтобы ее внук вырос совестливым, а не таким, как левонтьевские.



«Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами – ни забор, ни ворота, ни наличники, ни ставни».

Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал.




В доме Левонтия все сами по себе, занимаются бездельем.




Загнанная, суетливая, покорная тетка Васеня.


Левонтий любил поговорить, особенно пьяненький.

Выходил на улицу в рубахе без пуговиц, штаны на одной пуговке держались.


Всегда брала в долг. Когда Левонтий приезжал с деньгами, закатывали пир на всю деревню.




Родители не следят за детьми. Дети предоставлены сами себе. Живут вне правил и законов деревни.




Вывод: таким образом, эти миры отличаются двумя способами существования. В семье Виктора- это ответственность, основательность, трудолюбие, постоянная забота о завтрашнем дне. И полная противоположность в семье Левонтия, где нет этой ответственности, основательности, где будням предпочитают праздники, где живут только сегодняшним днем, а не завтрашним.