СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториальных и тропических поясов"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториальных и тропических поясов"»

Тема урока: Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториальных и тропических поясов.

Тип урока: изучение нового материала.

Дидактическая цель: продолжить развитие знаний о географической зональности; познакомить с особенностями природных зон трех климатических поясов; углубить представления о взаимосвязях между компонентами природы зон, об особенностях почв и характерных представителях их растительного и животного мира; раскрыть экологические проблемы зон.

Цели урока по содержанию:

  1. Воспитательные:

  • способствовать воспитанию интереса к предмету;

  • способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и географии.

  1. Образовательные:

  • формировать определение понятия «природная зона»;

  • составлять характеристику экваториальных лесов, саванн, пустынь тропического пояса с установлением связей между компонентами зоны;

  • называть нескольких представителей растительного и животного мира зоны;

  • выявлять по картам антропогенные изменения природы зон.


  1. Развивающие:

  • формировать умение выделять существенные признаки понятия «природная зона»;

  • формировать умение ориентироваться в географическом положении изучаемых зон на карте мира.

  • формировать умение анализировать картографическую, иллюстративную и текстовую информацию в процессе изучения природных зон;

  • овладение умением сравнивать свою природную зону с изучаемыми на уроке зонами.

Методы обучения: исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: карты атласа (природных зон мира), презентация, ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, физическая карта мира, маршрутные листы с заданиями.

Основные представления и понятия: природный комплекс, зональные и незональные комплексы, природная зона, широтная зональность, высотная поясность, почва, климатический пояс, климатообразующие факторы, экваториальный лес, саванна, тропическая пустыня.















Ход урока

Этап урока

Действия учителя. Формы организации работы учителя

Действия учеников. Формы организации работы детей

Доброжелательный настрой на урок

(8:00-8:01)

– Здравствуйте, ребята. 
Я рад  приветствовать вас.

С добрым утром начат день, 
Первым делом гоним лень. 
На уроке не зевать, 
А работать и искать.



– Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок  позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач! 
Сегодня у нас с вами на уроке присутствуют гости. Мы должны показать свое гостеприимство, поэтому давайте повернемся к гостям и им улыбнемся. Видите, они совсем не страшные, поэтому мы ничего не боимся и работаем как обычно на уроке.

Осуществляют само­проверку готовности к уроку.

Проверка домашнего задания

(08:01-08:07)

- Это будет не простой урок, мы вместе с вами совершим увлекательное путешествие. Вы время путешествия вы узнаете и услышите много интересного о природе нашей земли.

- Скажите, ребята, какие знания нужны будут в путешествии? (правильно умение работать с картой, наблюдательность, багаж знаний, который мы тоже прихватим с собой)

- Сейчас мы должны проверить, какой багаж знаний вы взяли с собой. Проверяем домашнее задание, выполняем тестовую работу.

1. «География» в переводе с греческого означает:

а) «природа»      б) «смешивание»    в) «землеописание»       в) «астрономия»

2. Как называется параллель, которая делит земной шар на Северное и Южное полушарие?

а) экватор               б) нулевой меридиан          в) параллель                 г) полюс

3. Литосфера это -

а) твердая  оболочка   б) воздушная оболочка       в) живая оболочка

г) водная оболочка

4. Из данного списка выберите только материки

а) Европа  б) Америка   в) Австралия   г) Антарктида   д) Евразия   е) Африка

5. Атмосфера это –

а) каменная оболочка   б) воздушная оболочка   в) живая оболочка  

г) водная оболочка

6. Самое глубокое озеро планеты

а) Байкал   б) Каспийское   в) Ладожское        г) Гурон

7. В центре Земли находится

а) ядро б) мантия       в) земная кора           г) лава

Ключ: 1- в, 2-а.3-а, 4-вгде, 5-б, 6-а, 7а.

- Итак, время вышло. Сдаем свои работы.

7 баллов – оценка «5»;

5-6 баллов - оценка «4»;

4 балла – оценка «3»;

Менее 4 баллов – оценка «2».


Слушают учителя, отвечают на вопрос:

умение работать с картой, наблюдательность, знания.



Выполняют тестовую работу.




Организационно - мотивационный этап урока (08:07-08:11)

Определение темы урока


- Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку:

Где-то бушует вьюга,

Где-то метет метель,

Где-то полгода длится

Долгий полярный день.

Где-то жара и пекло-

Солнца лучи горячи,

Так нагревают землю,

Будто в жаркой печи.

Где-то реки, озера,

Где-то край топких болот,

Где-то с ясного неба

И капля дождя не идет.

Где-то сосны и ели,

Густой и тенистый лес,

Где-то мхи и лишайник-

Край пустоты окрест.



- Как вы думаете, о чем речь пойдет на нашем уроке?







- Собрав, свой багаж мы отправляемся виртуально в путешествие по природным зонам Земли. Путешествуя, мы будем придерживаться определенного плана: сначала познакомимся с географическим положением и климатическими условиями природной зоны. Затем с растениями и животными.

Определимся с маршрутом: от класса аэродрома на север, с севера на самый юг, вокруг земного шара. Во время путешествия мы предстоит заполнять бортовой журнал (Приложение 1 к уроку)

- И тема нашего урока «Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториальных и тропических поясов»



- Давайте сформулируем цель нашего урока



- Я раздаю вам бортовые журналы.

Записываем свою фамилию в правый нижний угол. И по ходу урока выполняем задания, предложенные в ваших бортовых журналах.

Слушают загадку

































Отвечают на вопрос учителя: о природных зонах







Слушают учителя































Формулируют цель урока:

Изучить особенности природных зон трех климатических поясов


Формулирование задач урока


- Посмотрите, пожалуйста, в текст учебника на стр. 88-91 и на его основе определим для себя основные задачи, которые помогут нам в достижении нашей цели.

Рассматривают текст учебника, формулируют основные задачи урока:

- углубить представления о взаимосвязях между компонентами природы;

- об природных особенностях данных природных зон;

-характерных представителях растительного и животного мира;

- раскрыть особенности хозяйственной деятельности в данных природных зонах.

Процессуально содержательный этап урока (08:11-08:33)

Природная зона

- Ребята, как вы думаете, что такое природная зона?

- Выполняем задание №1 в ваших бортовых журналах, самостоятельно дописываем пропущенные слова в определении природной зоны.



- Проверяем, что у нас получилось. Смотрим на слайд и исправляем ошибки, если они есть.


Выдвигают свои ответы

Выполняют задание в бортовых журналах.



Природная зона - это крупный природный комплекс, обладающий общими температурными условиями и увлажнением, почвами, растительным и животным миром.


Зона экваториальных влажных вечнозеленых лесов

- И первая наша остановка – это зона экваториальных влажных вечнозеленых лесов. Переходим к заданию №2.



Вам нужно определить географическое положение зоны экваториальных влажных вечнозеленых лесов, пользуясь текстом учебника на стр.88.

- А какую же территорию занимает данная природная зона? Смотрим на слайд и проверяем.



- Кто смелый и желает показать данную природную зону на слайде? Молодцы!





- Ребята, а каковы же природные особенности данной природной зоны? Следующее задание - перечислите природные особенности экваториального леса (см. стр. 88-89 в учебнике) и выбери картинку экваториального леса и наклей ее в бортовой журнал. Типы почв записываем в задание № 11











- Проверяем выполненность задания. Смотрим на слайд и сверяем.



- Любая природная зона не может существовать без растительного и животного мира. Давайте определим, какие растения и животные там встречаются. Пользуемся картами атласа и учебником на стр. 89.























- Проверяем себя. Смотрим на слайд. Молодцы, справились с заданием!



- Ребята, а как вы думаете, возможно ли хозяйственная деятельность в таких лесах? Правильно, возможна. Теперь в бортовых журналах заполним раздел хозяйственная деятельность.

- А какие экологические проблемы существуют?







- Вот так вот быстро и легко мы преодолели первую остановку. Молодцы!

Выдвигают свои ответы

Выполняют задание в бортовых журналах.



Отвечают: 1. большую часть бассейнов Конго и Амазонки, островов Малайского архипелага, полуостров Малакку, юго-запад острова Шри - Ланка.



Выходит ученик и показывает данную зону на слайде.



- Выполняют задание. Отвечают. высокие температуры воздуха; обильные и равномерные осадки; большая облачность; большая масса органического вещества; почвы не очень плодородные; огромное разнообразие видов деревьев; разнообразный и богатый животный мир.



Выполняют задание. Растения: многоярусность, наличие корней-подпорок, древовидные папоротники, бамбуки, лианы.

Животные Южной Америки: тапиры, ленивцы, встречаются ягуары. Животные Африки: человекообразные виды обезьян (шимпанзе,

гориллы), лесные слоны, окапи, лесные антилопы, леопарды



Дети отвечают, что возможна: можно снимать три урожая в год.



Ответы детей: из-за расширения с/х деятельности людей площадь влажных вечнозеленых лесов сокращается.

Зона саванн

- Третье задание. - Зона саванн! Так называется вторая остановка нашего путешествия. И нас ждет выполняемость задания №3. Как и в задании №2, вам нужно определить географическое положение зоны саванн, пользуясь текстом учебника на стр.90.



- Проверяем задание и смотрим на слайд.



- Итак, показываем данную территорию на слайде экрана. Вызывается самый смелый ученик к доске!





- Выявляем природные особенности саванн и пользуясь учебником на стр.90, выполняем задание в бортовых журналах.















- Действительно, в саваннах выделяется два сезона года: сухой и влажный.





















- А сейчас мы поработаем с текстом учебника на стр. 90 и заполним бортовой журнал: перечисляем растения, произрастающие в саваннах на разных материках.













- Ребята, а какие же животные могут обитать в данной природной зоне? Перечисляем их.











- Ребята, а что создается в зоне саванн в целях сохранения природы? Молодцы! Перечислите их.













- Ребята, сколько много и интересноного мы с вами узнали. Двигаемся дальше. А в переди у нас привал! Отдыхаем!

Выполняют задание в бортовых журналах.

Отвечают: свойственны саванны Южной Америке, Африке, Северной Америки и Юго-Восточной Азии





Выходит ученик и показывает данную зону на слайде.





Отвечают: обширные пространства, покрытые травяной растительностью с редко разбросанными деревьями и кустарниками. Типичны для субэкваториального климата с резким разделением года на сухой и дождливый сезоны. В сухое время года растительность саванн замирает; саванны желтеют, а высохшие растения зачастую подвергаются пожарам, по причине которых кора деревьев обычно является опалённой.



Работают с текстом учебника:

Африка – акации, баобабы;

Австралия – эвкалипты. Бутылочные деревья;

Южная Америка – различные виды пальм.



Дети отвечают: птицы, термитники, слоны, жирафы, носороги, львы, гепарды, антилопы, буйволы, зебры, страусы.



- Дети отвечают заповедники и нац.парки: в Африке - Солонга в бассейне Конго, в Южной .Америке - Центральная Амазония, на п-ве Индостан - Казиранга.




Физкультминутка


Я по природным зонам иду (шагаем на месте)

Замечаю на ходу (всматриваемся в даль)

Как из моря буйных трав.

Шею вытянул жираф (вытягиваем шею)

Справа львица пробежала (бег на месте),

Слева зебра проскакала (скачем на месте),

А большой огромный слон

Нам ребята шлет поклон (наклоняемся).

Мы немножечко размялись

По Саванне прогулялись (встряхнем ручками и ножками)


Зона тропических полупустынь и пустынь

4 задание. - Ребята, наконец то, на нашем пути последняя, третья остановка под названием зона тропических полупустынь и пустынь. Как и в предыдущих заданиях мы определяем географическое положение зоны тропических полупустынь и пустынь, пользуясь текстом учебника на стр.90.

- Какую территорию занимает зона полупустунь и пустынь. Перечислите?



- Проверяем задание и смотрим на слайд.





- Кто желает показать данную территорию на слайде? Смотрим и запоминаем.





- А какие же природные особенности характеризуют данную зону? Находим материал на стр. 91 учебника. Не забываем ответ занести в бортовой журнал.

















- Рассмотри представителей растительного мира пользуясь текстом учебника на стр.91.





- Действительно, растительный покров разрежен и располагается в местах неглубокого залегания грунтовых вод. Растут жесткие полукустарнички и злаки. После редких дождей появляются эфемеры – растения с коротким периодом развития.







- Вспомним, какие животные там обитают?









- Итак, доделываем задание. Какие виды хозяйственной деятельности развиты в пустынях и полупустынях. Результат заносим в бортовой журнал

Выполняют задание в бортовых журналах.

Отвечают на вопрос учителя.

Дети отвечают: большая часть тропической Африки и Австралии, западное побережье тропич.пояса Юж.Америки, территорию Аравийского полуострова Евразии



Выходит ученик и показывает данную территорию на слайде.



Дети отвечают: весь год тепло и сухо (летом до +50 градусов), суточные колебания температуры, осадков мало, сильное выветривание, большие пространства занимают сыпучие пески и каменистые участки.



Выполняют задание и пишут в бортовой журнал представителей растительного мира.

Растут жесткие полукустарнички и злаки. После редких дождей появляются эфемеры – растения с коротким приодом развития.





Дети отвечают: животный мир пустынь не отличается разнообразием.



Дети отвечают: земледелие возможно только при искусственном орошении. Скудный растительный покров пустынь люди используют как круглогодичные пастбища, разводят верблюдов, коз и овец.

Этап закрепления (08:33-08:38)

Закрепление полученных знаний


- Итак, сегодня мы с вами совершили воображаемое путешествие по некоторым природным зонам мира. Остальные нас ждут на последующих уроках. А сейчас проверим, как вы усвоили тему урока.



Задание 5 Поиграем в игру «Найди лишнее слово»:

А) черепаха, верблюд, ящерица, бурый медведь, змея;

Б) жираф, сайгак, сурок, суслик, койот;

В) антилопа, леопард, лесной слон, шимпанзе, зебра.

- Следующее задание. О какой природной зоне идёт речь?

А) Растительность образует несколько ярусов, нет времён года, круглый год тепло;

Б) Территории с травянистой растительностью и отдельными группами деревьев. Здесь различают зимний тёплый сухой сезон и летний жаркий сезон дождей;

В) Формируются в результате недостатка влаги, скудная растительность. Обитают грызуны, змеи, ящерицы, скорпионы, пауки, муравьи.

Анализируют информацию.









Отвечают на вопросы













Отвечают на вопросы


Выставление оценок за урок

Ребята, наше путешествие подходит к концу. Сейчас мы должны определить самого активного ученика на уроке с помощью вашего мнения.


Высказывают свою точку зрения и выбирают самого активного ученик

Рефлексивный этап урока (08:38-08:40)


Ребята, урок подошел к завершению. Мы выполнили все задания и пополнили наш багаж новыми знаниями! Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. А теперь скажите, как работал ваш сосед по парте.


Анализируют и оценивают свои знания, деятельность и навыки, полученные на уроке

Домашнее задание (08:39-08:40)

Домашнее задание

Домашнее задание: параграф 18

Придумайте и нарисуйте эмблемы, отражающие самые существенные признаки каждой природной зоны

Записывают домашнее задание в дневник







Бортовой журнал урока

Задание 1.

Природная зона - это …………………………………. природный комплекс, обладающий ………………………………… температурными ……………………………. и увлажнением,…………………………., растительным и ………………………..миром.

Задание 2. Зона экваториальных влажных вечнозеленых лесов (см. стр. 88-89в учебнике)

План описания природной зоны:

1.Географическое положение…………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………..

2.Природные особенности экваториального леса …………………………………………….

………………………………………………………………………………………………...

………………………………………………………………………………………………...

3.Растительность…………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………..

4.Животный мир на разных материках:

- Южная Америка…………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………..

- Африка…………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………..

5.Использование человеком в хозяйственной деятельности……………………………

……………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………

Задание 3. Зона саванн (см. стр. 90 в учебнике)

План описания природной зоны:

1.Географическое положение…………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………..

2.Природные особенности саванн …………………………………………….

………………………………………………………………………………………………...

………………………………………………………………………………………………...

3.Растения, произрастающие в саваннах на разных материках:

Африка…………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………..

Австралия…………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………..

Южная .Америка…………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………..

4.Животный мир…………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………..

5.Что создается в зоне саванн для сохранения природы? ……………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………..

Задание 4. Зона тропических полупустынь и пустынь (см. стр. 91 в учебнике)

План описания природной зоны:

  1. Географическое положение…………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………..

  1. Природные особенности тропических пустынь и полупустынь……………………..

………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………….

  1. Растения, произрастающие в тропических пустынях и полупустынях

  2. Азия и Африка…………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………..

  1. Америка…………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………..

  1. Австралия…………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………..

  1. Животный мир…………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………..

  1. Использование человеком в хозяйственной деятельности…………

……………………………………………………………………………………………..





Задание 5 «Найди лишнее слово»

А) черепаха, верблюд, ящерица, бурый медведь, змея;

Б) жираф, сайгак, сурок, суслик, койот;

В) антилопа, леопард, лесной слон, шимпанзе, зебра.



Задание 6 О какой природной зоне идёт речь?

А) Растительность образует несколько ярусов, нет времён года, круглый год тепло;…………………………………………………………………………………………………………………………………

Б) Территории с травянистой растительностью и отдельными группами деревьев. Здесь различают зимний тёплый сухой сезон и летний жаркий сезон дождей;…………………………………………………………………………………………………………………………….

В) Формируются в результате недостатка влаги, скудная растительность. Обитают грызуны, змеи, ящерицы, скорпионы, пауки, муравьи……………………………………, …………………………….



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!