Конспект урока.
Ф.И.О. педагога: Карасёва Марина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
МБОУ«СШ №15» им В.Н.Рождественского, город Глазов УР
Предмет: математика
Класс: 4 «А»
Учебник: УМК «Школа России», Моро М.И.,Бантова М.А. «. Математика: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
Тема урока: Единица длины – километр. Таблица единиц длины»
Тип урока: урок введения нового знания
Оборудование: Моро М.И. Бантова М.А. «Математика» 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2013, часть 1, стр. 36-37;дидактический материал (см. Приложение 1 к конспекту урока ).Презентация.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
У учащегося будут сформированы:
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
Учащийся получит возможность для формирования:
понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расширению возможностей использования математических способов познания и описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Учащийся научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Учащийся получит возможность научиться:
ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный.
Познавательные УУД:
Учащийся научится:
владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина,), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий;
применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
Учащийся получит возможность научиться:
понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям – и делать на этой основе выводы;
устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;
осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Коммуникативные УУД:
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
принимать участие в определении общей цели и путей её достижения;
уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умениям не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Учащийся получит возможность научиться:
обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать величины (длину), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; и соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1–3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;
оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц.
Методы и приёмы: словесный (беседа), проблемный диалог,
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная.
Технологии: технология сотрудничества, технология оценивания учебных достижений, здоровьесберегающая технология, технология проблемного обучения.
Ход урока
Организационный момент. (1,2мин.)
-Здравствуйте, настроились на урок и на работу. Занимаем, пожалуйста, свои места. Для начала оформим тетради. Запишите число, классная работа. Вижу вашу готовность.
-Мы начинаем урок математики. Я желаю вам всем хорошо потрудиться на уроке.
Актуализация знаний: (5-7 мин)
Устный счёт.
1)На доске записаны числа:10 477(л), 98063(и), 95628(ч), 10153(е), 49617(и), 648213(н), 709043(а), 7934(в)
- Прочитайте по цепочке числа, записанные на доске. (Учащиеся читают числа по цепочке)
-Чему, ребята учились, выполняя это задание? (Чтению многозначных чисел)
2) –Ответим на вопросы. (Учитель указкой показывает на числа, записанные на доске, учащиеся отвечают на вопросы)
-Сколько единиц в первом числе? (В числе 10 477 (7ед)
-Сколько всего единиц во втором числе? (В числе 98063 (98063ед.)
-Сколько десятков в третьем числе? (В числе 95628(2дес)
-Сколько всего в этом числе десятков? (В числе 10153(1015дес.)
-Сколько сотен? (В числе 49617(6сот.)
-Сколько всего сотен в данном числе?( В числе 6482139(64821сот)
-Чему учились, выполняя это задание? (Учились отвечать на вопросы сколько ед,и всего ед,и тд.)
3) -Расположите в порядке возрастания числа и буквы, которые им соответствуют.(Учащиеся записывают в тетради, в порядке возрастания числа и слово)
7934, 10153, 10477, 49617, 95628, 98063, 648213, 709043
В Е Л И Ч И Н А
-Какое было задание? (Записать числа в порядке возрастания.)
-Как проверить правильность задания? (У меня получилось слово величина.)
-Какое слово у вас получилось? (ВЕЛИЧИНА)
Проверьте. (Учащиеся проверяют записи на слайде)
-У кого так же поставьте + вы справились с заданием успешно.
-Напомню - : Величина это свойство предметов, которое можно измерить. (На слайде учащиеся читают данную запись)
Самоопределение к деятельности. (5-7 мин)
1.Чтение текста
-Послушайте текст.
-О какой величине говорится в этом тексте? .(Учитель читает текст, учащиеся слушают)
Текст
Виктор Петрович ходит на работу пешком. Он измерил расстояние от дома до офиса шагами, у него получилось 1280 шагов. Длина его шага составляет 1 м, значит, каждое утро он проходит 1280м.
-Какое было задание? (Определить о какой величине говорится в тексте)
-О какой величине говорится в этом тексте? (Учащиеся отвечают на вопрос, учитель записывает их на доске.)
Варианты (длина, расстояние,шаг,1280 шагов,1м,1280м.
Учитель уточняет, что мы называем величиной. Слайд.
Расстояние и длина - это свойство
Шаг-мерка
1280 шагов 1 м,1280м результат измерения
Значит, в тексте говорится о величине длина.
-У каждой величины есть единицы измерения.
2.Работа в парах
При измерении длины забыли указать ед.измерения. Догадайтесь, какими единицами пользовались
- Работая в парах, заполните пропуски. (Учащиеся заполняют таблицу, вписывая подходящие единицы измерения длины)
Карточка №1
Заполните таблицу, вставьте пропущенные единицы измерения длины. |
Толщина блокнота | 3 |
Длина карандаша | 1 6 |
Длина монитора компьютера | 2 |
Ширина класса | 7 |
Расстояние от Земли до Луны | 3 84 400 |
-Проверим ваши результаты. (Учащиеся читают записи, другие сверяют)
Карточка- ответы
Вставьте пропущенные единицы измерения длины. |
Толщина блокнота | 3мм |
Длина карандаша | 16см |
Длина монитора компьютера | 2дм |
Ширина класса | 7м |
Расстояние от Земли до Луны | 384 400км |
-Какое у вас было задание? (Вставить пропущенные единицы измерения длины.)
Назовите, изученные единицы измерения длины. (Учащиеся называют мм, см, дм, м, могут назвать км)
-Километр, изученная нами ед. измерения? или –Какая единица измерения, нами не изучена? или -Где возникло затруднение?
Определим тему и задачи урока . (Учащиеся называют тему урока)
Тема. Единицы длины – километр.
Задачи: Познакомится с новой единицей длины километр.
-Проверим свои предположения на стр.36 учебника.(Открывают учебник, читают тему и задачи урока)
Открытие новых знаний.
1.Работа по учебнику.3 мин
-Прочитайте текст рядом с красной чертой на стр. 36. (Учащиеся читают самостоятельно)
- Что узнали? (Километр более крупная единица длины, чем метр, используют для больших расстояний.)
-Чему равен километр? (1км=1000м)
-Запишем в тетради главное!1 км=1000м (Учащиеся записывают в тетради, что 1 км=1000м)
2.Работа по карточке .2 мин.Вернуться к карточке с записью Расстояние от Земли до Луны, написать соответствующую ед. измерения км.
-Вернёмся к заданию на карточке, с записью Расстояние от Земли до Луны. (Учащиеся вписывают соответствующую ед.измерения длины в карточку)
-Какая единица пропущена?(км)
-Почему именно она? (Для измерения больших расстояний используют более крупную единицу –километр)
-Используем полученные знания при решении задач.
3. Работа в группе.3 мин. Работая в группе, выполним №149 устно.
-Прочитайте, а результат представьте на альбомном листе фломастером.(Учащиеся читают задачу, записывают результат)
-Какое было задание ?(Ответить на вопрос задачи, сколько шагов он должен сделать, чтобы пройти 1км)
-Представьте результат.
-Карточки поднимите по моей команде. (Учащиеся поднимают карточку с ответом 1000м)
-Какой ответ верный?(1000м)
Почему? (В 1км=1000м)
Оценивание с помощью карточек
Физминутка 2 мин
4. Самостоятельная работа. 2-3 мин.
Работая самостоятельно, заполните таблицу. (Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу)
Карточка №2
Заполните таблицу
1см=…..мм | 1дм=…см |
1м=…дм | 1км=…..м |
| |
-Какое было задание? (Заполнить таблицу ед измерения длины)
-Что нужно знать? (Соотношение единиц длины)
Проверим правильность задания по учебнику на стр. 37 №151(Учащиеся самостоятельно проверяют записи, у кого есть ошибки ,исправляют их)
-У кого так же поставьте + вы справились с заданием успешно.
У кого есть ошибки, необходимо выучить и запомнить таблицу.
Продолжите работу в парах, выполнив этот номер под цифрой 2 (Учащиеся читают задания, используя полученные знания, отвечают на вопрос)
Озвучьте (В1д=100мм,а в 1м=100см)
Впишите эти данные в таблицу .(Учащиеся записывают в таблицу 1д=100мм, 1м=100см)
Эти знания нам необходимы для дальнейшей работы.
5.№152 Коллективная работа (8 мин)
- Используем уже полученные знания, выполним № 152 на стр.37.
Прочитайте задание.(Задание на доске, учащиеся делают записи в тетради)
Объяснение учителя (фронтальная работа)
Первое равенство
-Сколько в числе 620 всего десятков (в этом числе всего62 дес.)
Запишем первое равенство.(620=62 дес.,учащиеся делают записи в тетради)
-Прочитайте запись.( 620=62 дес. один ученик читает запись.)
Второе равенство
Надо выразить 620 мм в см.
- Сколько в одном см мм?(в 1см=10мм),
-А сколько дес. (В числе 620 62дес.)
Допишите второе равенство. (620мм=62см,учащиеся делают записи в тетради)
-Прочитайте запись. (620мм=62см ,один ученик читает запись.)
Третье равенство
Надо 620 дм выразить в метры. Сколько в 1 м дм?(В 1м=10дм)
-А сколько дес.в числе 620?(62)
Допишите следующую запись. (620дм=62м,учащиеся делают записи в тетради)
-Прочитайте равенство.( 620дм=62м, один ученик читает запись.)
2 столбик.
Почитаем первое равенство. (756=…дес…ед.)
-Сколько всего десятков в этом числе?(75),а ед.(6)
-Запишите. ( 756=75дес.6 ед., учащиеся делают записи в тетради)
-Прочитайте ,допишите самостоятельно другие равенства этого столбика. (756=75см.6м.,756дм=75м. 6 дм, учащиеся самостоятельно записывают другие записи)
Почитайте записи. (756=75см.6м.,756дм=75м. 6 дм , один ученик читает запись.)
Оцените себя.
+ с задание справился успешно
3 столбик
-Прочитаем 1 равенство.1000см=….м,
- Сколько в 1 м см (в 1 м= 100см) Значит в 1000см =10 м
Запишите эту запись, рассуждая так же, выполните задание этого столбика. (Учащиеся самостоятельно записывают)
Проверим. (2500м=25км,6000мм=6км)
Оцените себя.
+ с задание справился успешно
-Чему учились, выполняя это задание? (Работать с таблицей)
- Что необходимо знать? (Таблицу единиц длины)
6.Самостоятельная работа 2-3 мин (Учащиеся самостоятельно выполняют задания)
Карточка№3 Заполните таблицу
790 мм=……см 795дм=…м…дм 7000м=…км |
Проверим ( Ответы читает 1 ученик другие проверяют, 790 мм=79см
795дм=79м5дм,7000м=7км)
Без ошибок справились успешно+
ошибка было трудно, но справились +-
Кто не встал, какие ещё знания необходимы?(Выучить таблицу единиц длины)
V. Подведение итогов.(2-3мин)
Наш урок подходит к концу.
-С какой новой единицей длины вы познакомились? (Километр)
- Что такое километр?( Километр более крупная единица длины, чем метр, используют для больших расстояний.)
-Что узнали? (В 1км=1000м)
-Чему учились? (Решать задачи, соотносить км с другими мерами длины)
Рефлексия
Теперь вы должны подвести итог тому, чему вы сегодня научились.
Я понял тему урока и могу работать с единицами длины. | Я понял тему урока, но испытываю затруднения в переводе единиц длины. | Я не понял темы урока и не могу работать с единицами длины. |
Закрепить полученные знания дома.
-Урок окончен, всем спасибо .
Домашнее задание.
На стр.36прочитать и выучить информацию по теме, выучить таблицу ед.длины на стр. 37 №151,на повторение №155 на стр.37