8 класс Физика Урок № 6
Тема: Виды теплопередачи. Теплопроводность. Конвекция. Излучение
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели: сформировать знания о трёх видах теплопередачи: теплопроводности, конвекции,
излучении; научить объяснять различные тепловые явления на основе
молекулярно–кинетической теории.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Учитель проводит опрос–беседу по вопросам и заданиям учебника.
– Как изменяется внутренняя энергия тела, когда над ним совершают работу?
– Какой опыт показывает, что за счёт внутренней энергии тело может совершить работу?
– Что такое теплопередача?
III. Изучение нового материала
– Внутреннюю энергию можно изменить двумя способами: путём совершения работы и путём теплообмена. Изменение внутренней энергии посредством теплообмена может производиться по–разному. Различают три вида теплообмена.
Способы изменения внутренней энергии
Совершение работы
Теплопередача
Теплопроводность
Конвекция
Лучистый
теплообмен
Ученики систематизируют материал темы в таблице «Виды теплопередачи», заполнение которой продолжат на следующем уроке.
Виды теплопередачи
| Теплопро- водность | Конвекция | Излучение |
Определение | | | |
Отличительные особенности (перенос вещества, наличие среды и пр.) | | | |
Применение в быту и технике | | | |
Теплопроводность – такой тип теплообмена, при котором тепло перемещается от более нагретых участков тела к менее нагретым вследствие теплового движения молекул. Очевидно, что этот перенос энергии требует определённого времени.
– Можно провести опыт, который показывает, что тепло по разным материалам перемещается с разной скоростью.
Демонстрация 1. Возьмём два стержня одинаковой
геометрии из меди и железа. На равных расстояниях
по длине стержней укрепим кнопки на воске и
свободные концы стержней начнём нагревать от
спиртовки. Первыми начнут падать кнопки с медного
стержня.
Вывод. Тепло быстрее перемещается по медному
стержню.
– Рассмотрим другой опыт.
Демонстрация 2. На деревянный цилиндр наколем ряд кнопок и обернём его одним слоем бумаги. При кратковременном помещении цилиндра в пламя горелки происходит неравномерное обугливание бумаги.
– Почему бумага, прилегающая к кнопкам, обуглилась меньше?
– Рассмотрим физическое содержание процесса. У пламени горелки молекулы, получив избыток энергии, начинают совершать колебания с большей амплитудой, передавая часть энергии при соударениях с соседними слоями.
– Особенность теплопроводности состоит в том, что само вещество не перемещается. Чем меньше расстояние между молекулами, тем с большей скоростью идёт перенос тепла.
– Все кристаллы имеют очень хорошую теплопроводность. И наоборот, те вещества, в которых расстояния между молекулами больше, – плохие проводник тепла. К ним относятся различные породы древесины, строительный кирпич, в котором есть поры, заполнение воздухом, различные газы. Плохая теплопроводность у шерсти и меха, так как между ворсинками много воздуха. Именно наличие меха позволяет животным переносить зимнюю стужу.
– Под конвекцией понимают перенос энергии струями жидкости или газа.
Демонстрация 3. Включим лампу накаливания с отражателем и поместим над лампой бумажную вертушку. Вертушка начала вращаться. Холодный воздух при нагревании у лампы становится тёплым и поднимается вверх. При этом конвекционные потоки тёплой жидкости поднимаются вверх. При этом вертушка вращается.
– Плотность горячего воздуха или жидкости меньше, чем холодного, поэтому нагрев производят снизу. При этом конвекционные потоки тёплой жидкости поднимаются вверх, а на их место опускается холодная жидкость.
Демонстрация 4. Нагреем пробирку с водой, на дно которой опущены кристаллики медного купороса. Появились голубые «змейки», которые поднимаются вверх.
– Жидкость можно нагреть сверху, но это длительный процесс. В данном случае нагрев происходит не за счёт конвекции, а за счёт теплопроводности. Система отопления помещений основана именно на перемещении конвекционных потоков теплого холодного воздуха: постоянное перемешивание воздуха приводит к выравниванию температуры по всему объёму помещения.
– Главным отличием конвекции от теплопроводности является то, что при конвекции происходит перенос вещества, имеющего большую внутреннюю энергию, а при теплопроводности вещество не переносится.
– Под лучистым теплообменом, или просто излучением, понимают перенос энергии в виде электромагнитных волн. Любое нагретое тело является источником излучения. Этот вид теплообмена отличается тем, что может происходить в вакууме. Ведь солнечная энергия доходит до Земли.
Демонстрация 5. Если тёмную мембрану теплоприёмника заменить на зеркальную, то степень поглощения лучистой энергии станет заметно меньше, что видно по малому перепаду уровней жидкости в коленах манометра.
– Тёмные тела не только лучше поглощают энергию, но и лучше её отдают в окружающую среду. Два одинаковых тела, нагретые до одной температуры, остывают
по–разному, если у них разный цвет поверхности. Способность светлых тел хорошо отражать лучистую энергию используют при строительстве самолётов; крыши высотных зданий в жарких странах также красят в светлые тона.
IV. Закрепление изученного материала
Учитель проводит опрос–беседу .
– Какие вещества имеют наибольшую и наименьшую теплопроводность? Приведите примеры.
– Объясните, как и почему происходит перемещение воздуха над нагретой лампой.
– Почему конвекция невозможна в твёрдых телах?
– Почему тела с тёмной поверхностью больше нагреваются излучением, чем тела со светлой поверхностью? Приведите примеры.
V. Рефлексия
Учащиеся работают с карточкой «Подведение итогов урока», с помощью которой оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала, продолжив фразы.
Подведение итогов урока Продолжи фразы: 1. Мне больше всего удалось… 2. Для меня было открытием, что … 3. Сегодня я научился … 4. Мне было трудно … 5. Мне было интересно … 6. Я почувствовал, что … 7. Я понял, что … 8. Своей работой на уроке я доволен (не доволен), потому что … |
VI. Домашнее задание
Прочитать § 4–6
Подготовить доклад (по желанию). Примерные темы докладов:
«Значение видов теплопередачи в авиации и при полётах в космос»
«Виды теплопередачи в быту»
«Теплопередача в атмосфере»
«Учёт и использование видов теплопередачи в сельском хозяйстве».
Выполнить задания на карточке:
Домашнее задание Вопросы и упражнения 1. Почему вода не замерзает под толстым слоем льда? 2. Почему подвал – самое холодное место в доме? 3. Если температура в комнате 16°С, то нам не холодно, но если войти в воду, температура которой 20°С, то мы ощущаем довольно сильный холод. Почему? 4*. Возможны ли конвекционные потоки в жидкостях или газах в искусственном спутнике Земли в состоянии невесомости? (Объясните почему.) |