Тип урока: постановка и решение учебной задачи. |
Задачи: обеспечить усвоение знаний о законе всемирного тяготения; формировать умение применять закон всемирного тяготения для решения заданий |
Планируемые результаты |
Предметные: научиться записывать закон всемирного тяготения в виде математического уравнения | Метапредметные: познавательные – владеть навыками планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; самостоятельно приобретать новые знания; регулятивные – соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий; коммуникативные – вступить в учебное сотрудничество с учителем; владеть вербальными и невербальными средствами общения. | Личностные: развитие любознательности, интереса к познанию мира; формирование самостоятельности в приобретении новых знаний. |
Образовательные ресурсы: учебник рабочая тетрадь, задачник. |
Организационная структура урока |
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
I.Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. - Очень рада вас видеть сегодня на уроке. - Что вам мешает настроится на учебную деятельность? - Как вам моё предложение: строить наши отношения на полном доверии? Что скажите? | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. Прием «Я контролирую свои мысли»: - Я на уроке… физики. - Я сосредотачиваюсь на изучении физики. - Мне нужно перестать думать о …- Мои мысли только о физике, потому что… | Формировать навыки самостоятельной организации. |
II.Проверка домашнего задания | Организует самопроверку домашнего задания. Организует выполнение задания: - Теннисный мяч бросили вертикально вверх с начальной скоростью 9,8 м/с. Через какой промежуток времени скорость поднимающегося мяча мяч уменьшится до нуля? Какое перемещение от места броска совершит при этом? | Заполняют таблицу: Задания | Решил правильно/ неправильно | Не смог решить потому что… | | | | | | | Ответ: | Умение оценивать свои достижения |
III.Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи. | - Что вам уже известно о явлении всемирного тяготения? Вопрос запуска постановки учебной задачи: - Закон ли вам закон всемирного тяготения* Формирует учебную задачу: - Исследовать закон всемирного тяготения? | - Между всеми телами во Вселенной действуют силы притяжения. Осознают важность решения поставленной учебной задачи. | Развивать навыки целеполагания. |
IV.Сообщение темы. Постановка цели и задач урока. | Сообщает тему урока. Организует совместное с обучающимися формулирование целей и задач урока: - Внимательно прочитайте тему урока. - Что от вас ожидается на уроке? - Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формировании целей и задач урока: - Усвоить суть закона всемирного тяготения; - Научиться использовать закон всемирного тяготения для решения заданий. | Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу. |
V.Мотивирование к учебной деятельности. | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: - Насколько тема урока важна для меня? - Что от меня ожидают родители и учитель? - Что необходимо делать на уроке? - Какую личную цель я ставлю на этот урок? - Почему я буду прикладывать усилия, чтобы достигнуть поставленной цели урока? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации. |
VI.Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала. | Организует обсуждение проблемного вопроса: - Как математический записать, от чего зависит сила тяготения между двумя телами? Выслушивает предложения учащихся. Объясняет учащимся: - К выводу о существовании сил всемирного тяготения пришел Ньютон в результате изучения движения Луны вокруг Земли и планет вокруг Солнца. Формулирует: - Закон всемирного тяготения: два любых тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной массе каждого из них и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними. Формула закона: где F – модуль вектора силы гравитационного притяжения между телами массам m1 и m2; r – расстояние между телами ( их центрами) G – коэффициент, который называется гравитационной постоянной. Формула даёт точный результат при расчете силы всемирного тяготения в трех случаях: 1)если размеры тел пренебрежимо малы по сравнению с расстоянием между ними; 2)если оба тела однородны и имеют шарообразную форму; 3)если одно из взаимодействующих тел – шар, размеры и масса которого больше, чем у второго тела, находящегося на поверхности этого шара или вблизи него. | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Испытывают определенные трудности при ответах на вопросы. Выбирают, как им лучше всего будет организовать свою работу на уроке по изучению нового материала: а) буду самостоятельно изучать новый материал; б) буду работать в паре; в)буду работать в группе г)буду слушать объяснения учителя. Делают записи в рабочей тетради. Задают вопросы учителю | Выражать свои мысли в соответствии с задачей. Умение с помощью вопросов добывать недостающую информацию. |
VII.Закрепление изученного материала. | Организует беседу по вопросам: - Кто и в каком веке открыл закон всемирного тяготения? - Как иначе называются силы всемирного тяготения? - Сформулируйте закон всемирного тяготения. - Притягивается ли Земля к висящему яблоку? «Будущий учитель». Предлагает учащимся сыграть каждому по очереди роль учителя: объяснить классу, что представляет собой закон всемирного тяготения. Лучшим учащимся рекомендует в будущем выбрать профессию учителя. | Отвечают на вопросы. - Закон всемирного тяготения был открыт Исааком Ньютоном в XVII веке. - Силы всемирного тяготения иначе называются гравитационными. - Два любых тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной массе каждого из них и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними. - В соответствии с законом всемирного тяготения яблоко притягивает Землю с такой же силой, что и Земля – яблоко, только противоположно направленной. | Осуществлять актуализацию полученных на уроке знаний и умений. |
VIII.Решение заданий. | Организует самостоятельную работу. Задание 1. Космическая станция летит от Земли к Луне. Как при меняется модуль вектора силы ее притяжения к Земле? К Луне? С одинаковыми или различными по модулю силами притягивается станция к Земле и Луне, когда находится посередине между ними? Задание 2. Известно, что масса Солнца в 330000 раз больше массы Земли. Верно ли, что Солнце притягивает Землю в 330000 раз сильнее, чем Земля притягивает Солнце? | Самостоятельно решают задания. 1.По мере удаления станции от Земли и приближения ее к Луне сила притяжения ее к Земле уменьшается, а к Луне увеличивается, т.к. одно расстояние уменьшается, а другое растет. На середине Земля притягивает станцию в 81 раз сильнее, чем Луна. 2.Нет, тела притягивают друг друга с одинаковыми силами, так как сила притяжения прямо пропорциональна произведению их масс. | Развитие умения самостоятельно принимать решения. |
IX.Поведение итогов урока. Рефлексия. | Организует подведение уроков обучающимися. Способствует размышлению обучающихся над вопросами: - Можно ли сказать, что я понимаю суть закона всемирного тяготения? - Какие вопросы я бы хотел исследовать дополнительно дома? - Достиг ли я поставленных целей и задач урока? | Поводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Отслеживать цель учебной деятельности. |
X.Домашнее задание. | § 15 учебника, упр. 15(3,4), №299. Помогает учащимся выбрать задания из учебника, задачника, рабочей тетради. Обращает внимание на возможности и способности учащихся. | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формировать навыки самоорганизации. |