СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема. Закон всемирного тяготения.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока физики для базового класса общеобразовательных школ

Просмотр содержимого документа
«Тема. Закон всемирного тяготения.»

9а - 9б - 9в -

Тема. Закон всемирного тяготения.

Цели урока:

- изучить закон всемирного тяготения, историю открытия закона;

- показать практическую значимость закона, границы его применения.


Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания.


  1.  Изучение нового материала

Что же удерживает планеты в их движении вокруг Солнца?

О притяжении планет к Солнцу говорили многие учёные.

1) Тихо Браге – датский астроном, наблюдал за движением планет.

2) Николай Коперник – создал гелиоцентрическую систему.

3) Иоганн Кеплер – установил законы движения планет вокруг Солнца.

4) Исаак Ньютон – выяснил, как планеты обращаются вокруг Солнца.

Первые мысли о природе сил, определяющих движение небесных тел, возникла ещё у Ньютона студента. Согласно легенде, мысль о всемирном тяготении осенила Ньютона в тот момент, когда он, отдыхая в саду, увидел падающее яблоко. Было это или нет, никто точно не знает. Первые вычисления не дали правильных результатов, так как имеющиеся в то время данные о расстоянии между Землёй и Луной были неточными. После того как было уточнено это расстояние, Ньютон опубликовал свой закон.

Формулировка закона:

Два любых тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной массе каждого из них и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.

F=G(m1m2)\r2

F – сила гравитационного притяжения;

m1, m2 – массы тел;

r – расстояние между телами;

G – гравитационная постоянная.


G= 6,67 · 10-11 Н · м/кг2

Гравитационная постоянная была измерена Кавендишем с помощью

Границы применимости закона:

1. Для шара большого радиуса, взаимодействующего с телами, размеры которых значительно меньше размеров шара.

2. Для тел, имеющих форму шара.

3. Для материальных точек.

Открытие закона позволило Ньютону создать теорию движения небесных тел. Но почему все тела притягиваются друг к другу? Ответ на этот вопрос Ньютон не дал.

«Причину же свойств силы тяготения я до сих пор не мог вывести из явлений, гипотез же я не измышляю. Довольно того, что тяготение на самом деле существует и действует согласно изложенным нами законам и вполне достаточно для объяснения всех движений небесных тел и моря».

Скажите, какое явление подразумевал Ньютон, говоря о море? (приливы и отливы).

Как они образуются?

Практическая значимость закона.

1. Закон объясняет движение планет.

2. Закон объясняет приливы и отливы.

3. Закон объясняет солнечные и лунные затмения.

4. Закон объясняет движение космических кораблей.

Одно из блестящих подтверждений закона произошло спустя 120 лет после смерти Ньютона. Это было открытие планеты Нептун.


II Закрепление изученного материала

Решение задач. 11.2, № 139(С)

Скажите, а мы с вами притягиваемся?


Задача №1. Оцените силу притяжения между соседями по парте. Все необходимые данные оцените сами. Работаем в парах.


Задача №2. Вычислите силу притяжения Луны к Земле. Все необходимые данные найдите в таблице. (F = 2*1020 Н).


Задача №3. Два корабля массой 50000 т каждый стоят на рейде на расстоянии 1 км друг от друга. Какова сила притяжения? (F = 0,17 Н).

III Домашнее задание

§11, 11.1


IV Подведение итогов урока.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!