СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по тр"Робинзон Крузо " Д.Дефо.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный коспект урока можно использовать как в 5 класссе ,так ив 6 классе ( по новой программе). В разработку включены весь необходимый для урока материал.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по тр"Робинзон Крузо " Д.Дефо.»

Д.Дефо.«Робинзон Крузо»

(главы по выболу)

Цель:знакомство с некоторыми фактами биографии Д. Дефо, обзорное изучение романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

Задачи:формирование интереса к творчеству Д. Дефо;

выявление главных черт характера Робинзона Крузо через анализ избранных эпизодов романа;

формирование представлений о прототипе, приключенческом романе.

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с еще одним представителем зарубежной литературы, его творчеством; обратить их внимание на интерес Д. Дефо к человеческой личности, подчиняющей себе природу; донести мысль о том, что труд оказался условием и способом спасения жизни; проанализировать характер главного героя, его поведение, душевные и нравственные качества.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать биографию и творчество Д. Дефо, современное значение слов «робинзон» и «робинзонада»; уметь анализировать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; доказывать, что роман Д. Дефо «Робинзо Крузо» - гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста, пересказывать эпизоды произведения.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Наглядность: иллюстрации к тексту, стеклянная бутылка для записок.

Ход урока

I Орг.момент.

II. Проверка домашнего задания

III. Знакомство со статьей в учебнике о жизни и творчестве Д. Дефо.

1. Кто такой Даниель Дефо?

2. Назовите даты жизни писателя.

3. Что вы знаете о родителях знаменитого романиста?

4. В каких странах побывал Дефо, с чем это связано?

5. В каком возрасте писатель взялся за создание всемирно известного романа «Робинзон Крузо»? В каком году было написано это произведение? (1719.)

6. Имя Робинзон стало нарицательным. Кого теперь называют «робинзонами»?

IV. Теоретический блок

Слово учителя:
Роман вызвал множество подражаний, получивших название «робинзонад». В них изображалась жизнь людей, оказавшихся по каким-то причинам вне человеческого общества. Сюжетный стержень робинзонады – борьба человека и природы.

Жанр «робинзонады» получил развитие и в литературе XIX–XX веков. Наиболее талантливой «робинзонадой» XIX века стал роман Жюля Верна «Таинственный остров». Среди «робинзонад» XX века можно назвать рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро».

Современный толковый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой определяет слово «робинзонада» как «путешествие или жизнь в одиночестве, вдали от цивилизации, обычно сопровождающиеся различного рода приключениями».

Слово «робинзон» сегодня тоже стало нарицательным. Так называют человека, вынужденного жить вдали от людей и добывать все необходимое для жизни своим трудом.

Деятельность учеников: записываем в тетрадь значение слов «робинзон», «робинзонада».


V. Мини-тест:

Какое название дал Робинзон необитаемому острову, на который забросила его судьба?

Варианты ответов:

Остров:

Невезения

Отчаяния

Одиночества

Забвения

Искупления

Прозрения

Размышления

Правильный ответ – остров Отчаяния.

Вопрос: Почему Робинзон даёт такое название острову?

Правильный ответ: поняв, что абсолютно одинок, что нет надежды на быстрое спасение, герой отчаялся; первый день на острове он провёл в слезах и жалобах на судьбу, поэтому и название острову дал такое – остров Отчаяния.

Впишите пропущенные слова.

Когда Робинзон Крузо на тонущем корабле находит деньги, он произносит: «____________».

Варианты ответов:

Вот удача!

Я богат!

Какая находка!

Негодный мусор.

Правильный ответ: «Негодный мусор».

Почему герой так говорит о деньгах?

Ответ: Робинзон Крузо понимает, что в условиях необитаемого острова деньги ему не нужны, «всю кучу золота» он «охотно отдал бы за любой из грошовых ножей». Зато ящик с плотницкими инструментами Крузо считает «драгоценной находкой». Поразмыслив немного, он всё же прихватил деньги с собой. Это говорит о том, что герой не теряет надежды на спасение.


VI. Динамическая пауза

Игра «Бинокль» - гимнастика для глаз.

Ребята, давайте представим себя Робинзонами, которые оказались на острове. Что мы будем делать первым делом? (осмотрим местность, поищем источники пресной воды). Сложите руки перед глазами в виде бинокля, посмотрите влево, право, вверх, вниз, вдаль, на соседа.

VII. Работа по тексту

Задание: подготовить пересказ эпизода

VII. Аналитическая беседа по вопросам (анализ эпизода):

1. Что больше восхитило вас в действиях героя?

2. Какими чертами характера обладал герой?

3. Как ведет себя Робинзон в первые дни пребывания на острове?

4. Вспомните, как Робинзон спасал уцелевшие в крушении вещи. Расскажите.

5. Что заставило человека выстроить для себя надежное убежище-дом?

6. Подумайте, что изменилось в характере Робинзона за время его испытаний?

7. Какие еще «робинзонады» вы знаете? (Ж. Верн «Таинственный остров», В. Астафьев «Васюткино озеро»)

VIII.Творческая работа.

Представьте себе, что вы попали на остров, что вы бы сделали в первую очередь?

- Пишем записки ,сворачиваем в трубочку, вкладываем записку в бутылку

( отправляем записки в бутылке)

IX Рефлексия.

-что вам больше всего запомнилось на уроке?

-что вы хотели бы добавить?

X.Домашнее задание: подготовить сообщение по т.»Тема выживания на острове».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!