Тема: «Стачивание распоровшегося шва ручным стачным швом»
Цель: Знакомство учащихся с видами ремонта одежды;
формирование навыка ремонта одежды по распоровшемуся шву;
воспитание аккуратности и опрятности во внешнем виде.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку. Наличие швейных принадлежностей.
Ориентировка во времени.
- Кто может сказать, какое сегодня число, месяц, и день недели?
- Ребята, какое по календарю время года?
- Ребята. Наступила весна. Посмотрите в окно, как стало на улице?
2 . Актуализация знаний.
- Все вы переоделись в вещи более легкие, но все равно вам тепло и уютно. Выходите на улицу и видите, что идет школьник в куртке – нараспашку, ему очень холодно, а застегнуть куртку он не может, у него оторвалась пуговица, да еще и на брюках у него огромная дырка, даже коленки видно.
- Как можно назвать такого человека?
- Правильно.
- Глядя на такого человека можно сказать, что он неаккуратен в одежде. С ним не хочется разговаривать, стоять рядом.
Не забывайте, что по внешнему виду судят о культуре человека. Поэтому, прежде чем выйти на улицу, куда надо посмотреть?
- То есть, как ты выглядишь.
- А если вы обнаружили непорядок в вашей одежде?
- Верно.
Уже не первый раз мы говорим об опрятности одежды.
-Что значит быть опрятным? ( Чистая одежда, выглаженная, пришиты все пуговицы, нет дыр, на месте вешалка). - Объясните смысл поговорки: « По одежде встречают – по уму провожают»?
- И поэтому, сегодня на уроке труда мы с вами будем учиться ремонтировать одежду, в которой распоролся шов.
Тема нашего урока будет звучать так: «Ремонт одежды по распоровшемуся шву».
3. Вступительная беседа. Подведение к теме урока. Беседа о внешнем виде учащегося.
- Ребята, посмотрите, что за вещь у меня в руках?
- Могу я ее одеть?
- Почему?
- Что же мне делать?
- Конечно, потому что в такой одежде ходить нельзя, я буду неряшливо выглядеть.
Вы знаете, что все люди хотят быть хорошо и красиво одеты. Для любого человека важно быть аккуратным и чистоплотным.
Нельзя носить грязные, не глаженные вещи, а уж рваные тем более. Нельзя носить вещи с оторванной пуговицей.
Чтобы ваши вещи были всегда в порядке надо за ними ухаживать: чистить, отглаживать, и, конечно, ремонтировать. Надо своевременно заштопать маленькую дырочку, зашить разорвавшийся шов, пришить пуговицу.
- А что случиться, если сразу не зашить маленькую дырочку?
- И чтобы сделать ремонт надо знать основные способы ремонта одежды, и я вам о них расскажу.
Ребята, иногда одежда рвется. Из-за чего такое может происходить, кто скажет?
-Но чаще всего на одежде появляются распоровшиеся швы!
4. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Зашивание распоровшегося шва».
Активизация у учащихся знаний.
-Как вы думаете если распоролся шов, значит, порвалась ткань или порвались нитки соединяющие ткань?
- Ремонт можно выполнить как вручную, так и на швейной машине.
- Как называется шов, который мы используем?
- Какими нитками мы будем шить?
5. Изучение нового материала.
- Давайте теперь посмотрим, как можно отремонтировать одежду, если она распоролась по шву.
Какие инструменты вам понадобятся для ремонта одежды?
- Проверьте, все ли у вас есть для работы?
-Какие предметы нам пригодятся?
нитки
иголки
ножницы
утюг.
-Запомните главное правило – распоровшийся шов зашивают только по старым дырочкам!
Физкультминутка.
- Немного разомнемся, выполним небольшую разминку:
1. Маршируем около стола, высоко поднимая колени.
2. Поднимите руки вперед, вверх, разведите руки в стороны
(упражнение повторяется 4-5 раз).
3. Поставьте руки на талию, и выполните повороты в каждую сторону по два раза
(упражнение повторяется 4-5 раз).
4. Поднимите руки вверх, потрясите кистями.
5. Наклонитесь вперед, опустите руки вниз, потрясите кистями.
- Садитесь
Работа с наглядностью:
- сначала надо убрать оставшиеся старые нитки, которые и порвались.
- ровно сложить края ткани или изделия.
- дальше от края разрыва делаем наметку. Зачем? Чтобы не ездила не сдвигалась ткань.
- зашиваем особенным швом по старым дырочкам.
- по окончании работы наметочную нить надо убрать
- разгладить изделие с лицевой стороны.
- Теперь, я объясню вам, как будем выполнять ремонт рубашки по распоровшемуся шву:
1. Определим место, где разорвался шов – место ремонта.
2. Удалим обрывки старых ниток, если они имеются.
3. Сколем место ремонта булавками, уравнивая края.
Прометаем.
- Каким стежком?
4. Удалим булавки.
- Куда нужно деть булавки?
5. Стачаем место ремонта на швейной машине по следу старой строчки, если она видна, или на расстоянии от края на котором уже имеется старая строчка.
- Кстати, все помнят, что означает слово «стачать»?
- Завяжем узелки в начале и в
конце строчки.
- Для чего надо завязать узелки?
6. Удалим сметочный шов.
- Кто знает, зачем?
7. Проутюжим шов.
- Мы с вами разобрали все этапы выполнения ремонта по распоровшемуся шву моей одежды. Я ее отремонтировала. А теперь рассмотрим вещи, лежащие у вас на партах.
Я вижу, что каждый из вас принес свою одежду, требующую ремонта.
- Посмотрите внимательно на нее, и найдите место, которое надо отремонтировать.
- Что случилось с вашей одеждой?
- Что надо с ней сделать, чтобы она была не рваной и выглядела красиво?
- Прежде чем каждый из вас приступит к ремонту своей одежды по месту распоровшегося шва, давайте еще раз повторим основные этапы ремонта, а помогут нам в этом пооперационные карты. Кто сможет рассказать, как выполняется ремонт одежды по распоровшемуся шву?
- Ребята, прежде чем приступить к работе, давайте с вами вспомним, как надо обращаться с иглой, ножницами, швейной машиной, утюгом. Начнем с инструкции «Работа с иглой»:
1. Игла это – КАКОЙ предмет?
Пользоваться иглой надо КАК?
2. Иглу нужно хранить только в определенном месте, ГДЕ?
3. Можно брать иголку в рот, вкалывать ее в одежду?
4. Сломанную иглу надо отдать....
5. Можно кусать нитку зубами.
Инструкция «Работа с ножницами»:
1. Ножницы нужно хранить ....
2. КАК держат ножницы?
Можно оставлять на столе ножницы открытыми?
3. КАК можно передавать ножницы товарищам?
«Работа с утюгом»:
1. Перед началом работы надо проверить шнур утюга, нет ли оголенных мест.
2. Перед включением и выключением утюга нужно браться только......
Какими можно работать руками?
3. Можно, чтобы шнур касался утюга?
Почему?
4. Если перегрелся утюг, что с ним надо сделать?
5. Утюг можно брать.....
6. Куда можно ставить горячий утюг?
7. Что произойдет, если оставить утюг без присмотра?
8. Что нужно сделать по окончанию работы?
- Итак, последовательность выполнения работы вы знаете.
Технику безопасности вы повторили, надеюсь, ее никто не будет нарушать, и теперь нам осталось провести коррекционную гимнастику для рук, чтобы они были разогретыми, послушными и наш ремонт получился качественным, и за него нам не было бы стыдно.
Коррекционная гимнастика для рук.
- Прежде чем вы начнете работать, давайте, выполним несколько упражнений для рук.
- На улице какое время года?
- Наши руки и пальцы замерзли, давайте согреем их.
1. Выполним упражнение «Согрей замерзшие руки».
2. «Надень на пальцы перчатки».
3. «Кулачки - ладошки».
4. Снимаем перчатки.
5. Руки разогрели, они готовы к работе.
Гимнастика для глаз.
- Прежде чем приступить к ремонту нам необходимо вспомнить правила безопасности при работе с названными предметами.
- передавать ножницы кольцами вперед.
- иглу вести от себя вперед.
- длина нити должна быть обхвату локтя (Сколько это сантиметров если длина локтя 30 см?)
6 . Практическая работа.
-Распоролся маленький шов – надо ли доставать швейную машину? Не обязательно!
-Сегодня мы будем учиться зашивать разрыв машинным швом с помощью рук и необходимых предметов.
- Ребята, сегодня, мы говорили об аккуратности в одежде, и сейчас каждый из вас приступит к ремонту своей вещи, чтобы она выглядела красиво и не была рваной.
Давайте еще раз повторим тему занятия.
- Положите ремонтируемую вещь перед собой.
- С какой стороны вы будете проводить ремонт одежды: с
с лицевой или с изнаночной?
- Значит, что нужно сделать перед началом работы?
- Правильно. Вывертывайте.
Приготовили рабочее место: иглу вдели нить, завязали узелок.
- Пожалуйста, приступайте к работе.
- Чтобы ткань не съехала, а нам было легче шить что мы должны сделать? (наметать).
- Какой нитью надо делать наметку одинарной или двойной? (одинарной потому что нитку будем убирать)
- Где делаем наметку – ближе к краю или дальше от края? (дальше от края)
Задание сделать наметку.
- Будем делать основной шов!
Демонстрация учителем приема выполнения шва.
7. Индивидуальная работа. (По технологическим картам.)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА:
Зашивание распоровшегося шва.
Инструменты : иголка , нитки, ножницы, утюг
1. Убрать старую нить.
2. Сложить ровно края. Наметать.
3. Прошить по старому шву.
4. Убрать наметочную нить.
5. Прогладить шов.
По окончании работы убрать наметочную нить разгладить изделие с лицевой стороны.
Оформить работу в тетради.
8.Закрепление полученных на знаний.
- Чему мы сегодня научились ?
- Зачем делается наметка?
- Распоровшийся шов выполняют по старым дырочкам или по новым?
- С какой стороны зашивается распоровшийся шов с лицевой стороны или с изнаночной?
9.Рефлексия.
- Вспомните название темы занятия.
- Какая цель стояла перед вами?
- Чему новому вы научились?
- Какие ранние полученные знания были использованы?
- Наведите на своем рабочем месте порядок, уберите инструмент в коробки.
10.Подведение итогов.
Обсуждение правильности выполнения работы.