Конспект урока по творчеству Н.Рубцова в 11 классе.
Тема урока: «Н.Рубцов. Личность. Судьба. Творчество».
Цели урока:
- узнать о жизни и творчестве поэта Н.Рубцова;
-получить представление о поэтическом мире Н.Рубцова с помощью анализа его стихотворения;
-воспитать любовь к поэзии Рубцова.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование: портрет Н.Рубцова, стихотворения, презентация, рисунки к произведениям поэта, проектор
Учитель:
-Прослушайте, пожалуйста, стихотворения. (Звучит запись стихотворений в исполнении учащихся младших классов)
-Знакомы ли вам эти строки, слышали ли вы их раннее? (в детском саду, в начальной школе).
-А вспомните ли вы автора этих строк? (Н.Рубцов).
Конечно, эту фамилию мы слышим не так часто, кажется, что она малоизвестна.
Сегодня у нас есть возможность познакомиться с жизнью и творчеством одного из замечательных поэтов – лириков Николаем Рубцовым, который унаследовал лучшие традиции русской классической литературы.
Учитель:
-Я надеюсь, что жизнь, трудная судьба Рубцова не оставят вас равнодушными и, конечно, вы проникнитесь любовью к его чистой и светлой, как родник, поэзии.
Попытаемся, опираясь на подготовленный вами материал, представить себе личность и поэтический мир Н. М.Рубцова.
Предоставим слово «библиографам», которые расскажут вам о жизни поэта (слово учащимся).
-Спасибо за рассказ. Подведем итоги и сделаем выводы по первому этапу нашей работы.
Учитель - учащиеся:
Беседа:
1) Какие жизненные испытания, выпавшие на долю Н.Рубцова, с вашей точки зрения, были для него самыми трудными?
(Он рано потерял мать, двух сестёр, воспитывался в детдоме. Его разлучили с братом Борисом. Николай пережил войну, перенёс бедность и скитания).
2) Смог ли Рубцов преодолеть все испытания, которые выпали на его долю?
(Да, он много пережил в жизни, но не утратил любви к родине, к людям, не ожесточился, а продолжал создавать самые задушевные строки.)
3) Прослушав рассказ, не вспомнили ли вы ещё об одной выдающейся личности, писателе, с такой же тяжелой судьбой (В.Астафьеве).
Учитель:
-Второй этап нашей работы «Творческая лаборатория», мы послушаем ребят, которые познакомят нас с «тихой лирикой» Н.Рубцова.
Группа учащихся исследовала стихотворение «Русский огонёк». Итак, мы вас внимательно слушаем.
Чтение и анализ стихотворения «Русский огонёк».
Вопросы классу (обсуждение стихотворения).
(Ответы учащихся примерные):
1.Каким настроением проникнуто это стихотворение?
(Ответы учащихся: грустью, печалью, как большинство произведений поэта)
2.О чём это поэтическое произведение?
(Ответы учащихся: об одиночестве лирического героя, потерявшего дорогу в непроглядной беззвёздной ночи).
3.Назовите символические образы, несущие значение печали, грусти, душевного холода?
(Ответы уч-ся: глушь, бескрайнее мёртвое поле, томительный мороз, оцепеневшие снега и ели – всё подчёркивает печаль, тоску и уныние, душевный голод. Вообще звезда у поэта- это один из главнейших символов: звезда – это и судьба, и красота, и счастье. А в этом стихотворении - небо без звёзд.)
4.Отличается ли концовка стихотворения от начала? Как она связана с названием произведения?
(Ответы учащихся: она звучит оптимистически. Немеркнущий огонёк русского дома излучает свет заблудившимся в ночи людям).
Учитель: чему (кому) посвящено это стихотворение?
(Ответы учащихся: теме войны и мира, образу женщины – Матери (одному из главных в поэзии Н.Рубцова) и матери – России посвящено стихотворение «Русский огонек».
(Ученица Мищенко В. читает стихотворение).
Учитель:
-В непрерывном странствии по дорогам родины, в разговорах со встречающимися людьми, в тесном единении с природой постигает поэт великий смысл своего назначения – быть голосом народа, выразителем его чаяний и устремлений. Таким странником по земле своей родины предстает перед нами герой стихотворения «Русский огонек».
Учитель:
-Мы продолжим наше пребывание в «Творческой лаборатории» и сделаем анализ самого задушевного, одного из лучших стихотворений Н.Рубцова.
1)Чтение учителем стихотворения.
2)Анализ стихотворения «Звезда полей». (Разговорова Ю)
Учитель:
-Я немного добавлю к сказанному Юлией.
В стихотворении есть антитеза – малая родина, та, над которой «звезда полей» и вся Родина, и даже планета (все города, все жители земли). Как видим, пространство расширяется, и звезда объединяет лирического героя уже с планетой. Всё же счастье ему приносит «звезда полей», то есть звезда деревенской Руси. И здесь символ звезды.
С образом символа звезды связано представление о тепле. А где, как не здесь, в морозной мгле, нужны её приветливые лучи, побеждающие мрак и холод.)
Беседа:
- С какой целью автор 5 раз повторяет слово «горит»?
- Вспомним, что повтор – самый распространённый приём в народной поэзии. Часто он выполняет функцию заклинания, ведь человеку свойственно верить в силы природы и стремиться установить с ними контакт. Возможно, так и здесь. В стихах Н.Рубцова мы будем встречать этот приём часто).
- Сколько раз употребляется слово «звезда»? (4 раза, и от этого стихотворение кажется звёздным).
-В каких строчках выражена главная мысль стихотворения?
(И счастлив я, пока на белом свете. Горит, горит звезда моих полей…)
Вывод: стихотворение утверждает любовь поэта к родине, вневременное, вечное её горение.
Учитель:
-Сокровенную суть своего восприятия мира Н. Рубцов предельно четко выразил в стихотворении «Тихая моя Родина»: (читает стихотворение Бебко И.)
Учитель:
-Невозможно прочитать те строки громко, и не потому, что они приглушаются словно специально предназначенными словами «тихая моя родина», «тихо ответили жители», а потому, что так и кажется: помешаешь- спугнешь того, кто со взгорка оглядывает «тихую родину» и с нежностью и печалью признается:
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Высказывание ученицы Даньшиной А.:
Тихо произнесенные, эти строки громко отзываются в моем сердце: ведь и у меня есть «речка туманная» моих воспоминаний, которая, сколько буду жить, столько за мною… «будет бежать и бежать», ведь это и обо мне сказал поэт:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
В глубоко личных стихах выражено и мое чувство связи с миром, людьми, землею. Я читаю Рубцова и вспоминаю строки другого, тоже любимого писателя:
«И вот опять родные места встретили меня сдержанным шепотом ольшаника. Забелела чешуёй драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своем стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса; прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишеские богатства.
Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростнее тянуло меня обратно.
Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной. Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым березам, а к белым сказкам моей земли.
Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родной травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками.
Как мне понять, что это? Или мои слезы, а может быть, выпала в полдень скупая соленая роса?»
Это строки из произведения «На родине» (В.Белов).
Учитель:
-Возвращаясь к стихотворению Н.Рубцова «Тихая моя Родина», можно отметить, что и оно, и рассказ В.Белова объединены общей темой – возвращением на родину, и общим чувством людей, выросших и живущих на северной земле.
Учитель:
-Художественный мир Николая Рубцова связан с родным ему северным селом. Это - "тихая родина", царство красоты и первозданной гармонии.
Н.Рубцов писал о своем творчестве: «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений». Давайте попробуем проникнуться настроениями, переживаниями, размышлениями поэта.
Сообщения учащихся:
-Стихотворение вызывает чувство спокойствия, умиротворенности. Просветленный образ старика-странника противостоит несовершенному, злому миру (“Кружились птицы и кричали во мраке тучи грозовой”). Старик не боится “черных туч”, не отягощен мирскими заботами. Единственная его ценность – душа, светлая, “как луч”. Как говориться в Евангелие: “Будьте как дети, и войдете в царствие небесное”, “живите, как птицы, не заботьтесь о завтрашнем дне”. Именно эти библейские истины претворяет в жизнь герой рубцовского стихотворения. Все материальное – тленно, копить необходимо только богатство души. Так и сам Н.Рубцов, не озабоченный улучшением материально-бытовых условий жизни, оставил нам бесценное наследство, опыт души – свое творчество.
В стихотворении «Старая дорога» он пишет:
-Здесь каждый славен – мертвый и живой!
И оттого, в любви своей не каясь,
Душа, как лист, звенит, перекликаясь
Со всей звенящей солнечной листвой,
Перекликаясь с теми, кто прошел,
Перекликаясь с теми, кто проходит…
Здесь русский дух в веках произошел,
И больше ничего не происходит.
Но этот дух пройдет через века!
И пусть травой покроется дорога,
И пусть над ней, печальные немного,
Плывут, плывут, как мысли, облака…
Учитель:
-Как вы думаете, какая проблема поставлена в этом стихотворении.
(Ответы учащихсяся: проблема исторической памяти, без которой немыслимо существование любой нации и любого государства. Н.Рубцов ощущает себя наследником тысячелетней русской истории.)
Учитель:
-Русская история, как и русская природа, вызывает у Н.Рубцова очень личное чувство сопричастности всему, что было и что еще будет в судьбе нашей Родины.
-У критика Ю.Селезнева читаем: «Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов; их не надо перекладывать на музыку, ее нужно улавливать в них, слышать ее. Многие стихи Рубцова – это песни в их эпическом смысле. Вслушаемся в музыку (звучат песни на слова Н.Рубцова)
-Вот и подошёл к концу наш урок. А закончить разговор о поэзии Николая Рубцова я хочу отзывом Глеба Горбовского: «Популярность поэзии Николая Рубцова среди людей, читающих стихи, не затухает. Скорее - наоборот. Популярность, возникшая почти сразу же после гибели поэта, теперь перерастает в прочную закономерность приятия рубцовской музы как бесспорно истинного, устоявшегося, почти классического…
Поэзия Н.Рубцова – не «тихая», не камерная, не подходит она под определение «деревенской» поэзии. Она просто – поэзия. Поэзия Николая Рубцова. И спасибо ему от нас запоздалое за красоту и пронзительность этой поэзии, спасибо ему за любовь его земную, неопалимую».
Горит звезда поэзии для многих почитателей большого русского поэта.
Домашнее задание:
1) выучить наизусть одно из понравившихся стихов Рубцова.
2) письменная работа: написать мини – сочинение: «Когда я читаю Николая Рубцова…» Можно написать о том, что вы представляли, когда слушали его стихотворения.