СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по Всеобщей истории на тему "Вечный город и его жители" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Всеобщей истории на тему "Вечный город и его жители" 5 класс»

Вечный город и его жители

1.  Лучшим из римских императоров римляне считали:
а)   Цезаря;          б)  Октавиана Августа;              в) Траяна;  г) Нерона.

2.  В состав Римской империи при Октавиане Августе вошли:
а)   Египет;            б)  Парфянское царство;                   в) Финикия; г) Македония.

3.   Колоны — это:
 а)  земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет;

 б)  греки, выходцы из причерноморских колоний;
 в)  пленники, участвующие в триумфальном шествии.
  г)   рабы, получившие от хозяина участок земли.

4.   Колоны хорошо работали, потому что:

 А) им за это платили деньги

 Б) их били палками за невыполнение работы

 В) были заинтересованы в своём труде

5.   В годы правления Траяна:

а)   усилился гнёт людей б)  прекратились казни по ложным доносам
в)  продолжились завоевания римлян г)   римляне потеряли огромные территории
6.  Годы правление Траяна:
а)   98-117 г. б) 92 – 115 г.; в)   90 – 110 г.   г) 85-112 г.
7.   Последние в истории Рима завоевания были сделаны при императоре:
 а) Нероне; б) Цезаре; в) Траяне; г) Октавиане  Августе.
8.   Император, приказавший своему слуге заколоть его кинжалом и произнесший перед смертью «Какой великий артист погибает!»:
а) Нерон; б) Траян;  в) Антоний; г) Октавиан Август.
9.   Рабы с хижинами — это рабы:
а)   получившие от хозяина в пользование участок земли;
б)  ставшие свободными земледельцами после указа Траяна;
в)  составившие основу римского войска;
г)  земледельцы, взявшие землю на срок 5 лет.
10.  Римские землевладельцы отказывались от использования рабов в сельском хозяйстве, потому что:
а)  рабы в имениях не берегли орудия труда, калечили скот;
б)  прекратились завоевания, и рабов стало меньше;
в)  невозможно было уследить за работой рабов;
г)   их стало выгодно продавать по высокой цене.

 Ответы:

1  - в, 2 – в, 3 – а, 4 –в, 5 –б, 6 – а, 7 – б, 8 – а, 9 – г, 10 – в.

Тысячи жителей Италии и провинций стремились попасть в Рим. Одни приезжали по торговым делам, другие – хотели получить выгодную должность. Но всех привлекали гладиаторские игры, гонки колесниц и триумфальные шествия.

Город украшали дворцы на Палатинском холме, статуи богов и императоров, храмы и портики, многочисленные фонтаны.

( сл. 5) Для прославления императоров на многих Форумах строились колонны.

На самой колонне помещались барельефы со сценами жизни императоров, а венчали колонны многометровые статуи императоров.

( сл. 6) Размерами и красотой выделялся огромный амфитеатр Колизей, который вмещал 50 тыс. зрителей. Строительство велось на протяжении 8 лет, в 72 — 80 годах как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения. При императоре Макрине он сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого. После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена.


( сл. 7) Другой достопримечательностью Рима был храм Пантеон ( дословно – храм всех богов). Пантеон был увенчан куполом, похожим на половину шара. Внутри храма находился огромный зал. В центре купола находилось отверстие, Как вы думаете, для чего оно?( через него проникал свет)

- Как вы думаете из чего был выстроен этот храм? ( кирпич и бетон, внутри облицован мрамором коричнево – золотистых тонов)

2) работа с иллюстрацией.

Особняки на городских холмах.

( сл. 8-9) Рассмотрите иллюстрацию на стр. 267 и расскажите, как выглядел дом богатого римлянина

- Они жили на холмах, где было много свежего и чистого воздуха. В главном помещении дома не было окон, 4 колонны поддерживали перекрытие. В доме находился бассейн, куда попадала дождевая вода. Здесь хозяин дома принимал гостей, пришедших по делам. И только близких друзей он приглашал в дом, в благоухающий сад.

- А как вы думаете, сколько спален было в доме? ( много)

- Какие ещё комнаты могли находиться в доме? ( кабинет, спальни рабов, столовая, кладовая)

( сл. 10) Посмотрите внимательно на слайд и предположите, как же жили бедняки?

( сл. 11)

1) Большинство римлян не могли иметь собственный дом, поэтому снимали жильё в 5-6 этажных домах.

2) Бедняки ютились в каморках под черепицей крыши

3) На улицах отсутствовали таблички с названиями улиц и номерами домов.

4) Их окон на прохожих часто выливались помои

( сл. 12 – 13 ) Предположите, как жилось римлянам в многоэтажных домах? ( стр. 268 - зачитать)

Печей не было, в сырые и холодные дни жильцы обогревались жаровнями, куда

засыпали древесный уголь. Тут же готовили пищу. Бедняки часто ели всухомятку. В окнах домов не было стёкол и закрывались ставнями.

- Кому же в Риме жилось лучше?


( сл. 14 – 16) Термы – это бани. Давайте прочитаем, как они выглядели и для чего служили. ( стр. 268 – 269)

3) самостоятельная работа по учебнику:

Прочитайте п. на стр. 269 – 270 и ответьте на вопрос, что означает выражение « хлеба и зрелищ»

( сл. 17 – 18)

Чтение материала в синих рамках


5. Подведём итог урока

Вопросы на стр. 271

Игра « Верно или неверно»

Х – верно, О - неверно

Х

О

Х

О

Х

О

Х

О

Х


1. Многие жители Рима и провинций стремились попасть в Рим (Х)

2. Самой главной достопримечательностью Рима был храм Парфенон ( О. Пантеон)

3. Богатейшие римляне жили в своих домах, расположенных на холмах (Х)

4. Бедняки жили в своих собственных домиках поменьше. (О)

5. На римских улицах не было названия и обозначение домов (Х)

6. Улочки в Риме были широкими и чистыми (О)

7. Римляне любили посещать термы (Х)

8. Они посещали их раз в неделю (О, ежедневно)

9. Беднота в Риме требовала « хлеба и зрелищ» (Х)


6. Домашнее задание.

Параграф 58, вопросы, записи, творческое задание « Один день в Риме»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!