СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по всеобщей истории "Религия и культура Древней Индии" (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе изучения данной темы ученики  узнают о возникновении одной из древнейших религий мира. При помощи схемы они смогут понять , что такое социальное неравенство и что оно объяснялось божественным происхождением.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по всеобщей истории "Религия и культура Древней Индии" (5 класс)»

Религия и культура Древней Индии

(Всеобщая история 5 класс)


Цель:

Ознакомить учащихся с древнейшими культами и куль­турой Древней Индии; дать представление об особен­ностях общественного устройства Индии; показать вклад древнеиндийской культуры в развитие мировой науки и культуры.

Ожидаемые результаты:

После этого урока ученики смогут: расска­зать о религиозных воззрениях в Древней Индии; на­звать отрасли культуры, которые развивались в Индии в древнейшее время; определить особенности обществен­ного устройства Индии.

Основные термины и понятия: веды, варны, касты, санскрит.

Тип урока: комбинированный.


Структура урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Изучение нового материала

  1. Древнейшие культы.

  2. Буддизм.

  3. Варны и касты.

  4. Культура Древней Индии.

  1. Закрепление новых знаний

  2. Итоги урока

  3. Домашнее задание

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Фронтальный опрос.


  1. Чем отличаются природные условия долин рек Инд и Ганг?

  2. Когда существовала Индская цивилизация? Назовите доказа­тельства высокого уровня его развития.

  3. Кто такие арии? Как они проникли в Индию?

  4. Как происходило заселение долины Ганга?


Завершая опрос, учитель отмечает, что с приходом ариев начина­ется ведийский период истории Индии. Свое название этот период получил по названию священных индийских текстов — Вед, кото­рые являются главным источником наших знаний об этой эпохе. В текстах Вед собраны многочисленные гимны богам и заклинания, которые позволяют нам составить представление о религии, обря­дах, общественной жизни, быте и культуре Индии.





  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА



  1. Древнейшие культы.


Рассказ учителя


План (образец)

  1. Веды — «Книги Знаний», которые хранились в памяти народа.

  2. Индуизм — религия Индии.

  3. Священные книги индуизма.

  4. Троица богов индуизма.


Чтение соответствующих пунктов параграфа


Дополнительная информация

Чтобы создать более яркое представление о священных книгах ин­дуизма, учитель может прочитать отрывок из «Бхагавадгиты»:

«Человек, который отказался от всех стремлений к чувственному удовлетворению, кто живет свободным от желаний, кто не считает, что он владеет чем-либо, и кто не имеет ложного эго — только он может обрести истинное спокойствие».

«Тот, кто родился, обязательно умрет, и после смерти обязательно вновь родится. Поэтому не следует предаваться скорби, исполняя свой долг» .

  1. Буддизм.

Рассказ учителя.

По преданию, около 2,5 тыс. лет назад молодой царевич Гаутама был так потрясен лишениями простых людей, что оставил дворец своего отца, чтобы отправиться на поиски справедливой жизни.

Как-то, сидя под деревом, Будда постиг истину. Он представил себе весь мир человеческих страданий, понял их причину и нашел суть избавления.

Будда говорил: «Святая истина о происхождении страдания такова: жажда бытия, наслаждения, жажда созидания, жажда власти. Святая истина об уничтожении страдания такова: уничтожение этой жажды через уничтожение желания, через отстранение от него...».

Будда проповедовал свое учение сорок четыре года и умер в возрасте 80лет. После смерти его тело было кремировано, а прах, разделенный за восемь частей, помещен в восемь ступ (мемориальные сооружения циллиндрической формы), находящихся в разных частях Индии.

В 261 г. до н. э. при царе Ашоке буддизм был провозглашен госу­дарственной религией Индии.



  1. Варны и касты.

Работа со схемой.

Прочитайте в учебнике определения понятий «варны» и «касты». Рассмотрите схему:







Комментируя схему, следует обратить внимание на то, что деле­ние на варны является отражением не только общественной, но и ре­лигиозной жизни Древней Индии. Представление о варнах было тесно связано с верой в перерождение: душа человека после его смерти переселяется в тело другого существа. «Успех» переселения души и будущего воплощения зависел от поведения человека в нынешней жизни.

4. Культура Древней Индии.

Самостоятельная работа по заданию.

Прочитайте текст параграфа и дайте ответ на вопрос:

Какие отрасли культуры были наиболее развиты в Древней Ин­дии?

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Учитель проверяет выполнение предыдущего задания. Ответ на вопрос может быть записан в тетради.

Если позволяет время, можно рассмотреть вопрос:

— Сословное деление было присуще и другим древним обществам. Почему только в Индии оно представляло собой четкое деление на варны и касты?

V. ИТОГИ УРОКА

Заключительное слово учителя.

— Религиозная и культурная жизнь Индии отличается богатством и своеобразием.

  • Религией ариев был индуизм; священными книгами этой ре­лигии стали «Махабхарата», «Рамаяна», «Бхагавадгита».

  • В III в. до н. э. государственной религией Индии был провоз­глашен буддизм.

  • Важнейшей традицией Индии, которая повлияла на общест­венную, религиозную и культурную жизнь, было деление на Вар­ны и касты.

  • Наибольшее развитие в Древней Индии получили литература, архитектура, математика, астрономия.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Проработать текст параграфа.

  2. Письменно ответить на вопрос: Почему только в Древней Индии появились варны, касты? (Если задание не было выполнено в классе.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!