Религия и культура Древней Индии
(Всеобщая история 5 класс)
Цель:
Ознакомить учащихся с древнейшими культами и культурой Древней Индии; дать представление об особенностях общественного устройства Индии; показать вклад древнеиндийской культуры в развитие мировой науки и культуры.
Ожидаемые результаты:
После этого урока ученики смогут: рассказать о религиозных воззрениях в Древней Индии; назвать отрасли культуры, которые развивались в Индии в древнейшее время; определить особенности общественного устройства Индии.
Основные термины и понятия: веды, варны, касты, санскрит.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Изучение нового материала
Древнейшие культы.
Буддизм.
Варны и касты.
Культура Древней Индии.
Закрепление новых знаний
Итоги урока
Домашнее задание
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Фронтальный опрос.
Чем отличаются природные условия долин рек Инд и Ганг?
Когда существовала Индская цивилизация? Назовите доказательства высокого уровня его развития.
Кто такие арии? Как они проникли в Индию?
Как происходило заселение долины Ганга?
Завершая опрос, учитель отмечает, что с приходом ариев начинается ведийский период истории Индии. Свое название этот период получил по названию священных индийских текстов — Вед, которые являются главным источником наших знаний об этой эпохе. В текстах Вед собраны многочисленные гимны богам и заклинания, которые позволяют нам составить представление о религии, обрядах, общественной жизни, быте и культуре Индии.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Древнейшие культы.
Рассказ учителя
План (образец)
Веды — «Книги Знаний», которые хранились в памяти народа.
Индуизм — религия Индии.
Священные книги индуизма.
Троица богов индуизма.
Чтение соответствующих пунктов параграфа
Дополнительная информация
Чтобы создать более яркое представление о священных книгах индуизма, учитель может прочитать отрывок из «Бхагавадгиты»:
«Человек, который отказался от всех стремлений к чувственному удовлетворению, кто живет свободным от желаний, кто не считает, что он владеет чем-либо, и кто не имеет ложного эго — только он может обрести истинное спокойствие».
«Тот, кто родился, обязательно умрет, и после смерти обязательно вновь родится. Поэтому не следует предаваться скорби, исполняя свой долг» .
Буддизм.
Рассказ учителя.
По преданию, около 2,5 тыс. лет назад молодой царевич Гаутама был так потрясен лишениями простых людей, что оставил дворец своего отца, чтобы отправиться на поиски справедливой жизни.
Как-то, сидя под деревом, Будда постиг истину. Он представил себе весь мир человеческих страданий, понял их причину и нашел суть избавления.
Будда говорил: «Святая истина о происхождении страдания такова: жажда бытия, наслаждения, жажда созидания, жажда власти. Святая истина об уничтожении страдания такова: уничтожение этой жажды через уничтожение желания, через отстранение от него...».
Будда проповедовал свое учение сорок четыре года и умер в возрасте 80лет. После смерти его тело было кремировано, а прах, разделенный за восемь частей, помещен в восемь ступ (мемориальные сооружения циллиндрической формы), находящихся в разных частях Индии.
В 261 г. до н. э. при царе Ашоке буддизм был провозглашен государственной религией Индии.
Варны и касты.
Работа со схемой.
Прочитайте в учебнике определения понятий «варны» и «касты». Рассмотрите схему:
Комментируя схему, следует обратить внимание на то, что деление на варны является отражением не только общественной, но и религиозной жизни Древней Индии. Представление о варнах было тесно связано с верой в перерождение: душа человека после его смерти переселяется в тело другого существа. «Успех» переселения души и будущего воплощения зависел от поведения человека в нынешней жизни.
4. Культура Древней Индии.
Самостоятельная работа по заданию.
Прочитайте текст параграфа и дайте ответ на вопрос:
Какие отрасли культуры были наиболее развиты в Древней Индии?
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Учитель проверяет выполнение предыдущего задания. Ответ на вопрос может быть записан в тетради.
Если позволяет время, можно рассмотреть вопрос:
— Сословное деление было присуще и другим древним обществам. Почему только в Индии оно представляло собой четкое деление на варны и касты?
V. ИТОГИ УРОКА
Заключительное слово учителя.
— Религиозная и культурная жизнь Индии отличается богатством и своеобразием.
Религией ариев был индуизм; священными книгами этой религии стали «Махабхарата», «Рамаяна», «Бхагавадгита».
В III в. до н. э. государственной религией Индии был провозглашен буддизм.
Важнейшей традицией Индии, которая повлияла на общественную, религиозную и культурную жизнь, было деление на Варны и касты.
Наибольшее развитие в Древней Индии получили литература, архитектура, математика, астрономия.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Проработать текст параграфа.
Письменно ответить на вопрос: Почему только в Древней Индии появились варны, касты? (Если задание не было выполнено в классе.)