Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Тема: Голубой март.
Подготовила
Учитель начальных классов
Шарашкина Вера Николаевна
Менделеевск, 2018
Цели:
обучающие:
познакомить с различными названиями марта; дать представление об изменениях в жизни природы в марте месяце.; формировать умения обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, показать связь живой и неживой природы.
развивающие:
развивать коммуникативные навыки через работу в парах,группах; развивать связную устную речь.
воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за родной край; любовь к прроде.
Ход урока:
Организационный момент.
Чтоб природе другом стать
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научитесь наблюдать
Будем вместе развивать у себя внимательность
А поможет всё узнать наша любознательность.
- рапорт дежурного. Дата. День недели.
Артикуляционная гимнастика.
Какой сейчас урок? Что мы делаем в начале урока живого мира?
НА – НА – НА - наступила вновь весна
НЕ – НЕ – НЕ - очень рады мы весне
ХИ – ХИ – ХИ - о весне стихи
ЛО – ЛО – ЛО - на улице тепло
НУ – НУ – НУ - очень ждали мы весну
КО – КО – КО - солнце светит высоко СЛАЙД
Постановка учебной задачи.
- О каком времени года шла речь в чистоговорках?
- Какие еще времена года вы знаете?
- А, вот о каком времени года мы будем говорить сегодня, отгадаете сами.
Собрав слово. На партах карточки с цифрами. Поставьте их по возрастанию. Если все верно, то перевернув получится слово, которое можно прочитать.
-О каком времени года мы сегодня будем говорить на уроке? (о весне)
-По каким признакам мы узнаём, что наступила весна?
Возможные ответы детей:
( Солнце ярче светит. Тает снег. Дни становятся длиннее, ночи – короче. Прилетают птицы. И др)
-Назовите весенние месяцы (март, апрель, май) какой первый месяц, какой последний.
Послушайте загадку и скажите, о каком весеннем месяце идёт речь.
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? ( март) СЛАЙД
-Сегодня мы поговорим о первом весеннем месяце — о марте
Какой по счету в году месяц март?
- Назовите сегодняшнюю дату? ( 20 марта)
А ЗАВТРА?
21 марта наступит день весеннего равноденствия. Когда количество часов дневного света и темноты становится одинаковым, день равен ночи. Теперь светлого времени будет всё больше и больше. Настоящий праздник света!
Как только не называли март на Руси.
Но все по порядку.
-Послушайте стихотворение, которое мы проходили на прошлой неделе А.Плещеева и определите в нём приметы весны.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною….
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
- О каких признаках весны вы услышали в стихотворении?
Первое название месяца – голубой март.
А вот почему его так называют вы сможете ответить, если верно вставите слово голубой, голубая, голубое или голубые вместо точек.
Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. На снегах тени - как синие молнии. Голубая даль, голубые льды. Голубые на снегу следы. Голубые перелески, голубые канавы. Первые голубые лужи и последние голубые сосульки. А на горизонте синяя полоска далёкого неба. Весь мир голубой!
Почему автор назвал март голубым?
В каком предложении выражена главная мысль?
Художники о голубом марте.
Март - месяц, когда природа пробуждается от зимнего сна. На теневой стороне снег ещё блестит, а на солнечной он уже побурел, почернел, кое-где показались проталины.
И второе название марта – протальник.
Почему март называли протальник? (ответы детей) СЛАЙД
-А как вы думаете, что можно услышать в природе в этот период? (капель)
-От солнечных лучей сугробы тают, оседают. Сосульки падают и разбиваются. Поёт весёлую песню капель. Поэтому третье название месяца «капельник». Слайд
Люди радовались первому весеннему месяцу.
Март – месяц переменчивый, иногда морозом хвалится, иногда на лето поглядывает.
-Мы с вами выяснили, какие изменения происходят в природе.
- А изменилась ли жизнь растений?
-Деревья пробуждаются от зимнего сна. Разогретые солнышком, наполняются соками. Почки на деревьях набухают, становятся больше, толще.
-Появляются и первые клейкие зелёные листочки.
-Ещё лежит снег. А лесные жители почувствовали приближение весны.
-Скажите, какая птица возвращается к нам раньше других? (грач)
физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
Закрепление.
Работать будем в паре.
-Перед вами на столе карточки с заданием. Работать будем в паре
Возьмите карточки. Выберите те явления природы, которые относятся к марту месяцу и, подчеркните их. Слайд
Карточка работы в парте
Стало холоднее. Стало теплее
Образовались проталины Земля покрылась снегом.
День уменьшается. День увеличивается.
Река замерзает. Листья желтеют.
-Назовите по порядку, какие признаки выделили.
-Давайте попробуем выделить самый главный признак марта. (стало теплее) Слайд
На парту дана одна пословица, у одного ученика начало, у другого конец. Соберите и прочтите.
Существуют народные приметы о первом весеннем месяце:
-Предлагаю вам съиграть в игру «Подбери слово»
игра «Четвертый лишний»
На доске прикреплены карточки с названиями месяцев. В каждой паре присутствует лишний месяц – март, но под разными названиями.
итог. Оценивание.
- о чем шла речь на уроке.
-Как вы думаете, всё ли мы узнали о весне?
-Да, ребята, мы ещё не всё узнали. Нам предстоит ещё многое узнать и многому научиться.
-А вы узнали что-то новое о весне?
Какие названия марта вы запомнили?
Д/З
Рефлексия . Вам понравилось? А какое сейчас у вас настроение?