Открытый урок по окружающему миру 3-б класс
Тема: Почему воду надо беречь?
Учитель : Гурина В.В.
2018 г.
Тема: Почему воду надо беречь?
Цель: рассмотреть причины загрязнения водоемов и способы избежать этого.
Задачи: ознакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить бережно относиться к воде и экономить воду.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.
Коммуникативные УУД: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД: формулировать тему урока; искать и выделять
необходимую информацию; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи; рассуждать, доказывать; самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.
Оборудование:
Тесты, учебник, тетрадь на печатной основе, проектор.
Ход урока:
Организационный момент
-Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок. Встали все у парт красиво.
Повернитесь к своему соседу и своей улыбкой пожелайте ему успехов на сегодняшнем уроке.
2.Мотивация к учебной деятельности
Учитель:
Ребята, Наш урок я хочу начать стихотворением, которое поможет нам узнать , о чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке.
-Говорят она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что ОНА–
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею Вам я доложить –
Без нее нам не прожить!
- О чем идет речь? ( О Воде)
3.Актуализация знаний.
-Вода, ребята, не всегда бывает одинаковой она умеет
превращаться и быть разной. – расскажите нам всё , что вы знаете о воде.
4.Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
Как вы думаете, много ли воды на Земле?
Посмотрите на глобус. Какого цвета больше всего на нем? Почему.
Голубым цветом изображают моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾
поверхности земного шара. Вода повсюду.
Возьмите бумажный круг. Представьте, что это планета Земля. Разделите его на 4 части. Закрасьте 3 части голубым цветом. Это вода. А оставшуюся часть закрасьте коричневым, зелёным цветом. Почему? Это суша.
Вывод: Воды на Земле больше.
- Ребята, а кто из вас знает, какая вода необходима для жизни растений, животных,
людей? (Пресная).
В каких водоёмах встречается пресная вода? ( реки озёра льды)
А какая ещё вода встречается в природе? (солёная)
В каких водоёмах встречается солёная вода?
-А какой воды больше?
Как вы думаете нам не о чем беспокоиться. Воды хватит всем?
Сказка:
В одном красивом селе жил-был пруд. Много в нем водилось рыбы. Люди приходили в гости к нему. Одни любовались красотой пруда, другие - купались в его водах, третьи - ловили рыбу. Но случалось так, что каждый, кто приходил в гости к пруду, оставлял там много мусора. Обиделся пруд на людей и спрятал всю рыбу под своим обрывистым берегом, а сам покрылся густой тиной и зарос камышом, а потом и вовсе исчез. Пришли утром люди к пруду и заплакали. Ни рыбы они не увидели, ни чистой воды. Совсем скоро исчезли деревья, которые росли по берегам, люди больше не слышали пения птиц, которые жили на этих деревьях, в воздухе не парили стрекозы. А еще через некоторое время опустели и дома людей. Вместе с водой ушла и жизнь.
- Ребята, как вы думаете , какая проблема стоит перед человечеством? (Воду нужно беречь, не загрязнять)
И чтобы ее оставалось достаточное количество нам надо ее…..БЕРЕЧЬ
-Давайте откроем учебник на стр. 91 и сформулируем тему нашего урока.
-Какую цель поставим перед собой на этом уроке?
Почему нужно беречь и охранять воду?
- Почему вода находится в опасности?
- Как сохранить воду на Земле?
5. Работа по теме урока.
1. Я предлагаю вам послушать одну историю
Старший брат открыл
тетрадь:
«Как мне лучше написать,
Для чего нужна вода?»
Младший молвил: «Ерунда!
Ведь её невкусно пить,
Без воды легко прожить».
Вот встает наш Саша рано,
Не течет вода из крана.
Саше глазки не умыть,
Что же делать, как же быть?
Мама в кухне громко плачет:
«Невозможная задача –
Без воды сварить компот».
Недоволен рыжий кот:
« Не напиться молоком».
И ушёл, вильнув хвостом.
Без воды нельзя стирать,
И детей нельзя купать.
Как порядок наводить,
Даже пол нельзя помыть!
Загрустили в речке рыбы:
« Без воды вы плыть смогли бы?»
На поля не льётся дождь–
Засыхает в поле рожь.
Все деревья и цветы
Погибают без воды.
Без воды не будет снега,
Как же нам по снегу бегать?
И конькам нужна вода –
Без воды не будет льда.
Людям всем нужна вода,
Потому она важна –
Есть и пить, расти, друзья,
Без неё никак нельзя!
Саша наш сказал тогда:
«Ой, прости меня, вода!
Знаю я теперь ответ –
Без воды нам жизни нет!»
2.Работа в учебнике.
-Давайте ответим на вопрос из учебника : стр.91,Приведём примеры использования воды человеком в быту. ( Ответы детей)
3.Чтение учебного материала в учебнике. Использование воды человеком.
( Читают по цепочке ,по абзацу 4 ученика).
4.Работа с иллюстрацией учебника стр.92.
-Расскажем, как из солёной воды можно получить пресную воду. Для этого воду доводят до кипения, при кипении вода превращается в пар и поступает в колбу. Когда пар соприкасается с стенками колбы , он охлаждается и превращается в капельки воды. Капельки воды из колбы стекают в стакан. Такой способ очисти воды называется перегонкой, а воду такую называют дистиллированной.
-Маша с помощью органов зрения и вкуса определила, что вода стала пресной.
4. Чтение учебного материала стр.92
6.Физкультминутка
Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.
Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,
Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора
7. Работа по теме урока
1). Работа с пословицами.
-Вода является домом для множества растений и животных.
-Животные, если их лишить воды, быстро гибнут.
-Собака может без еды прожить до 100 дней, а без воды не больше 10 дней.
-Без пищи человек может прожить до 1 месяца, а без воды несколько дней.
-О воде сложено много песен, пословиц, поговорок.
-Китайская пословица гласит : Вода- мать полей, а без матери не прожить.
-А какие пословицы и поговорки о воде знаете вы ?
-Не плюй в колодец: пригодится водицы напиться.(не делай вреда кому-либо, этим можешь лишить себя помощи в будущем)
-Чистая вода для хвори беда.( Чистая вода способна изгнать болезнь, надо умываться )
-Хлеб вскормит, вода вспоит. ( Вода и хлеб остаются для нас самыми главными продуктами)
-Покуда есть хлеб да вода, все не беда.( это значит человек не будет голоден, если есть эти продукты)
-Не всякая водица для питья годится.
2). Работа по учебнику.
-Отвечают на вопрос : Кто виноват в том, что на Земле остаётся всё меньше чистой воды. пресной воды?
( Ответы детей)
3).Сценка «Разноцветная речка»
Жёлтая рыбка: Соседка! Ты почему такая красная?
Красная рыба: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала красной от сточных вод. А ты почему жёлтая?
Жёлтая рыбка: Жила я на мелководье, плескалась, играла с подружками. Но однажды сильный дождь пошёл. Чего только с собой не принёс: отходы, ядохимикаты, удобрения. Пожелтела наша заводь и я тоже. А ты, подружка, почему фиолетовая?
Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой груз на мне лежал! Прошёл корабль и сбросил на меня бутылки, банки, колёса и даже брёвна. От натуги я краснела, синела, зеленела. Еле выбралась! Вот даже фиолетовой стала!
Красная рыбка: Ой! Смотрите, кто это?
Фиолетовая рыбка: Среди моих сородичей я таких не видела.
Чёрная рыбка: Не пугайтесь, подружки! Я такая же рыбка, как и вы!
Только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду. Стало нечем дышать, нечем питаться. И я стала чёрной.
-Помогите нам! Спасите нас!
-Ребята, как вы думаете что стало причиной всему случившемуся , о чём нам сейчас рассказали эти рыбки?
4) Работа по учебнику стр.93
-Чтение учебного материала. Что является причиной загрязнения пресной воды.
Делается вывод, что воду загрязняют промышленные, сельскохозяйственные,
бытовые отходы.
5)Работа по учебнику
Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоёмах? (найти информацию в учебнике на стр. 93.
6)Самостоятельная работа. Работа в парах.
-Составьте памятку , которая позволит нам сохранить воду чистой.
-На столах у вас лежат листочки , запишите на них правила, которые мы должны все соблюдать.
-Ребята, посмотрите какие правила записала я.
Памятка как сохранить наш пруд
Не оставляйте после себя мусор у водоёма.
2. Не бросайте мусор в воду.
3.Экономно используйте воду.
4.Не обижайте обитателей водоемов
8. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
1.Беседа.
Наш урок подходит к концу.
Давайте вспомним наши задачи. Все ли выполнили?
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались –
положите сою капельку в водоемы, которые расположены на доске. Пусть знания , которыми вы овладели сегодня помогут человечеству спасти воду , наше самое дорогое, что есть на планете Земля.
Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – положите
капельку рядом. Не бойтесь признаться в трудностях мы все равно все капельки сбережем и научим вас тому ,что для вас сегодня было трудным..
2.Тест. (Работа с карточками).
Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?
а) крахмал
б) воду
в) соль
Какая вода нужна людям?
а) прозрачная
б) бесцветная
в) чистая
От чего загрязняется вода в реках и озерах?
а) от использования воды в быту;
б) от слива без фильтрации сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм;
в) от использования воды на производстве
Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?
а) очистные сооружения
б) насос
в) сетка
9. Домашнее задание.
- Выучить материал на странице 91-94.
- Ответить на вопросы 1,2,3 стр. 94.