Урок окружающего мира
Тема: «Почему звенит звонок?»
1 класс
Форма урока: Урок-исследование.
Цели:
-
сформировать первоначальные представления о звуках, их возникновении, распространении;
-
показать разнообразие звуков окружающего мира;
-
познакомить детей с эхом;
-
формировать у детей понятия о том, как мы слышим и почему нужно беречь слух.
Задачи: формировать первоначальные представления о звуке, его возникновении и распространении; показать разнообразие звуков окружающего мира; обеспечить опыт исследования.
Планируемые ожидаемые результаты: усвоить, что звук возникает из-за дрожания, колебания предметов и невидимой волной доходит до наших ушей.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент (Слайд 2)
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Всё запомнить и узнать.
Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и нашим гостям, ведь улыбки располагают к приятному общению. А теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём волшебную фразу(Слайд 3): Я ХОЧУ МНОГО ЗНАТЬ! Ведь вокруг нас так много интересного, стоит только оглянуться по сторонам. Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила.(Слайд 4)
(На слайде табличка с правилами. Дети озвучивают их).
Не выкрикиваем
Не перебиваем друг друга
Мы слышим друг друга
Учимся работать сообща
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель: На какой вопрос Муравьишки мы сегодня ответим, вы узнаете позже, а сейчас ответим на вопросы кроссворда и узнаем, о чём будем говорить сегодня на уроке. (Слайд 5)
Вопросы:
-
Его нет на луне, поэтому там не живут люди.
-
Как называется движущийся воздух?
-
Густое, тёмное облако, из которого жди дождя.
-
Какое слово пропущено: Луна – естественный … Земли.
-
Дождь, который хлещет по кустам, бьёт без промаху, наклоняет ветки.
Ответы: 1. Воздух. 2. Ветер. 3. Туча. 4. Спутник. 5. Ливень.
III. Работа над новой темой
-
Вступительная беседа.
Учитель: Ребята, сейчас мы поговорим о звуках. Послушайте стихотворение Александра Соколова и скажите, почему не слышна тишина в классе.(читают заранее подготовленные учащиеся) .(Слайд 6)
В нашем классе
В нашем классе тишина
Почему-то не слышна:
То линейка упадёт,
То резинка пропадёт,
То Потапова под партой,
Чей-то тапочек найдёт.
Кто-то хрюкнет, кто-то гавкнет,
Кто-то скрипнет, кто-то чавкнет.
«Рты закрыли, сели ровно! –
Говорит Мария Львовна. –
Будем слушать тишину».
Я чего-то как чихну!
Засмеялся Витька сзади.
«Тише, тише!» - шепчет Надя.
Ничего опять не вышло,
Тишины у нас не слышно.
Учитель: Так почему же не слышна тишина в классе?
- Скажите одним словом, что это мы слышим в классе?
2.Работа по учебнику.
- Чем наполнен окружающий нас мир?
- Какие звуки мы можем услышать?
- А сейчас давайте сядем тихо и послушаем, какие звуки мы услышим вокруг себя.
Учитель засекает одну минуту. Дети рассказывают, какие звуки они услышали в классе, в коридоре, на улице.
После этого читается задание на странице 38 учебника. Дети рассматривают рисунок и называют, что изображено.
Учитель:А теперь попробуем передать голосом звуки, которые издают предметы и живые существа на картинке. А чтобы в классе не было шумно и всем было понятно, мы с вами немного поиграем.
Игра «Узнай по звуку»Учитель вызывает ученика и на ушко говорит ему, какой рисунок ему надо оживить голосом. Ученик изображает, класс отгадывает(Лошадь,собака,шмель,лев,комар)
Остальные рисунки отгадываются после прослушивания.
Будильник,трамвай,дятел,часы,птица,барабан(слайды7-12),
- А теперь отгадайте загадку и скажите, когда мы слышим звуки этого предмета:
Кулик не велик,
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись. (Слайд 13)
Учитель: Ребята, Муравьишка приготовил нам вопрос: «Почему звенит звонок?».
Давайте будем искать ответ на этот вопрос Муравьишки.
3.Практическая работа.
Учитель показывает металлофон.
Учитель: Звучат ли эти предметы сейчас?
- Что надо сделать, чтоб услышать звук?
- А слышен ли звон от резинки, которая лежит у вас на столе?
-Что надо сделать, чтоб от неё мы услышали звук?
- Почему эти предметы сначала молчали, а потом издали звук?
-Что вы увидели в момент удара, щипка?
- Когда предмет начинает мелко дрожать, эта дрожь передаётся по воздуху. Так рождается звук. Дрожание воздуха невидимой волной доходит до наших ушей. Уши улавливают эту волну, и мы слышим звук.(слайд 14)
- Ребята, а как художник показал, что предметы, изображённые на рисунках издают звуки?
- Как бежит звук? (слайд 15)
- Что улавливает эту волну? (слайд 16,17)
- Чего боятся уши?
- Как надо относиться к ушам?
- Как же мы должны беречь уши?
Работа в парах.
У вас на столе есть конверты с карточками, поработайте в паре, выберите те карточки, которые помогут составить нам памятку «Правила ухода за ушами»
Правила ухода за ушами
-
не ковырять в ушах острыми предметами;
-
регулярно мыть уши;
-
не допускать попадания в уши грязной воды;
-
использовать для чистки ушей специальные палочки;
-
защищать уши от мороза;
-
оберегать уши от сильного шума;
-
беречь уши от ударов.(слайд18)
- А у животных есть уши? (слайд 19)
Уши и слух есть почти у всех животных.
Они помогают животным поймать добычу, спастись от врагов,
найти друг друга. Правда, не у всех животных уши заметны так же хорошо, как у человека. У рыб, насекомых и птиц ушных
раковин просто нет, хотя слышат они часто
даже лучше человека.
А у какого животного самые большие уши?(слайд 20-21)
IV. Физкультминутка (слайд 22)
V. Работа по теме урока Что такое эхо?
Учитель: А теперь узнаем, кто у нас самый внимательный. О чём пелось в песне, под которую проходила наша физминутка?
Если дети затрудняются,то учитель предлагает загадку
Живёт без тела,
Говорит без языка;
Никто его не видит
А всякий слышит. (Эхо.)
Учитель: А где живёт эхо?
- Как же образуется эхо?
Дети высказывают свои предположения, после этого учитель читает текст на слайде, в котором описан механизм образования эха.(слайд 23-25)
- Ребята, если бы Муравьишка спросил у вас, как образуется эхо, что бы вы ему ответили?
Это интересно! (слайд 26)
2. Работа в Рабочей тетради (с.27).(Слайд 27)
-Откройте рабочую тетрадь на с.27
- Рассмотрите рисунок.
- Представьте себе, что вы находитесь в горах, где можно услышать эхо. Ребята, а человек услышит всю фразу или только часть, окончание?
- Что бы вы услышали в ответ, если бы крикнули РЫБАК? (Бак).
- А если крикнуть МАШИНА, что услышим? (Шина).
- Запишите эти слова в клеточках.
Поиграем в эхо. (Слайды 28-32)
Смех-мех
Коса-оса
Какой цветок получил чемпион?
Как называется водный поток, у которого растёт гречка?
Какой суп приготовила стряпуха?
VI. Итог урока
- О чём мы с вами беседовали на уроке?
- Что вам было интересно?
- Что нового узнали?
У вас на партах лежат круги трёх цветов. Оцените свою работу на уроке
«На уроке мне было интересно. Я всё понял» -зелёный круг
« На уроке мне было интересно. Но не всё было понятно»-жёлтый круг
«Я ничего не понял, мне было неинтересно»-красный круг
- Поделитесь с близкими и друзьями открытиями, а я благодарю вас за урок, за вашу активную работу. Вы молодцы, у вас всё получилось.