СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Подготовка к написанию сочинения по пьесе М. Горького "На дне"."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Подготовка к написанию сочинения по пьесе М. Горького "На дне"."»

Конспект урока по теме «Подготовка к написанию сочинения по пьесе М. Горького «На дне».

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Тема (запись в тетрадь), задачи, цели, структура.

  3. Проверка домашнего задания.

  4. Основная часть (подробный разбор каждой темы).

  5. Подведение итогов урока.

  6. Домашнее задание.

Конспект урока.

Темы сочинений (темы сочинений даются заранее как ДЗ, дома дети проанализировали каждую тему самостоятельно: выявили ключевые слова, определили тип сочинения, подобрали рабочий материал к одной-двум темам).

На уроке мы должны объяснить каждую тему: выявить ключевые слова, определить проблему, идею, основные микротемы. Темы №1, 5 разберем кратко, при разборе темы №4 выявим ключевые моменты, темы №2 и №3 проанализируем подробно.

  1. Мое восприятие М. Горького.

  2. Лука. Кто он?

  3. Лука и Сатин.

  4. Ночлежка и ее обитатели.

  5. Зачем живет человек (размышления после прочтения пьесы М. Горького «На дне»).

Тема «Мое восприятие М. Горького» (очень кратко).

МОЕ – ключевое слово темы. Вы пишите о Вашем личном отношении к творчеству М. Горького. Восприятие может быть положительное или негативное; вы можете полемизировать с Горьким или соглашаться с писателем. Пишите строго с опорой на текст. Вспомните биографию писателя (это может вам помочь). Можно выбрать формат статьи или оформить сочинение как рассуждение на предложенную тему.

Можно использовать следующую структуру: тезис – ответ на вопрос «почему так, а не иначе?» и т.д.

Можно использовать систему вопросов:

- Что заставило меня дочитать пьесу до конца?

- Может ли человек подняться с самого «дна»? Горький считает, что … … … А мне кажется… (или я полностью согласен с писателем) и т.д.

Помните про заключение! Заключение = подведение итогов. «Мой Горький - … … …».

Тема «Лука. Кто он?» (подробный разбор темы).

- О чем (о ком) мы будем писать это сочинение? (ответы учеников).

- Это обычное сочинение-характеристика литературного героя (родился, женился, пришел в ночлежку, как выглядел, говорил, ушел)? (ответы учеников).

Да, действительно, это не просто сочинение о Луке, как персонаже пьесы. Это сочинение-рассуждение о литературном герое.

- Назовите ключевые слова темы (ответы учеников)

КТО ОН? – ключевые слова. Значит, в сочинении мы должны выявить жизненную позицию Луки, его двойственность.

Лука – 1) указывает путь к свету (желание помочь людям);

2) безразличие к человеку (отстранённость от людей, покой для себя).

Для выявления жизненной позиции Луки важно все.

Ученики с помощью учителя определяют основные моменты, важные для характеристики персонажа.

  1. Первое появление (открываем текст, быстро вспоминаем сказанное о появлении Луки на уроке).

  2. Поведение Луки (слово и дело).

- Очень показателен конец пьесы. Лука наобещал всего и ушел. Почему? (ответы учеников).

Варианты ответов:

- не хочет неприятностей для себя, ему все равно, что случилось с обитателями ночлежки, безразлична их судьба, наобещал и ушел;

- вынужден уйти, т.к. у него не было паспорта; возможны неприятности при общении с властями (можно оправдать его уход);

- все уже сказал, теперь дело за людьми: смогут выбраться – хорошо, нет – их беда. Если человек слаб, то Лука помочь не сможет (ушел вовремя).

Основные эпизоды:

- Лука предотвращает невольно убийство Костылева Пеплом (старается предотвратить убийство);

- Сцена «бегите, Василиса Наташку убивает». Все бросаются на помощь, а Лука стоит и лишь смотрит в сторону бегущих. Что это? Безразличие или жизненная мудрость (все равно не смогут помочь)?

Вспоминаем основные высказывания Луки о человеке, жалости, правде (выписывали на предыдущих уроках//дома или обращаемся к тексту).

- Что и кому говорит Лука? Зачем говорит? (рефлексия, разбирали на предыдущих уроках). Устные ответы учеников.

- Как воспринимают Луку обитатели ночлежки (вспоминаем, что говорили на уроке: разное отношение к Луке, к его появлению, к его словам, реакция обитателей ночлежки на уход Луки; стихотворение Актера).

Мы выявили основные ключевые моменты, необходимые для написания данного сочинения, но это не значит, что весь материал нужно вставить в одно небольшое сочинение. Необходимо отобрать материал, доказывающий ВАШУ точку зрения (в сочинении ваше личное отношение к Луке является приоритетным, главным, основным).

Лука – спорный персонаж. О нем спорят, воспринимают его все по-разному (лжец, правдоискатель, ищет покой для себя). Даже Горький не знал до конца как относится к Луке. В сочинении вы решаете ДЛЯ СЕБЯ кто он. Таким образом, содержание сочинение – ваше восприятие Луки (опора на текст обязательна).

Составляем план сочинения (если у кого-то из учеников составлен план дома, то читаем, разбираем, исправляем).

План

  1. Вступление (не озаглавливаем).

Возможны различные варианты вступления

А) Рассуждение о том, что Лука – фигура спорная, о разном восприятии Луки.

Б) М. Горький взгляд на Луку в течение жизни менялся (отмахивается от людей; голос самосохранения – лжец по необходимости, чтобы самому было легче; правдоискатель).

Вступление обязательно заканчивается предложением-связкой (Каков же Лука на самом деле? Кто он? Давайте попробуем это выяснить).

  1. Основная часть.

Жизненная позиция Луки (пункт с подпунктами).

Первое предложение – это тезис–утверждение. Далее следует доказательство утверждения.

Количество подпунктов (один подпункт = одно доказательство верности изначального утверждения) каждый ученик определяет самостоятельно, озаглавливает в зависимости от последовательности рассуждения.

  1. Заключение.

Варианты

Зачем пришел Лука?

Приемлема ли для Вас позиция Луки? И др.

Тема «Лука и Сатин» (подробный разбор темы).

- Предыдущее сочинение – это сочинение-индивидуальная характеристика. Каков тип данного сочинения? (ответы учеников, сочинение-сравнение).

- Что (кого) мы будем сравнивать? (ответы учеников).

- Мы будем сравнивать людей, жизнь персонажей или жизненные позиции? Почему? (ответы учеников).

На первом уроке мы говорил, что конфликт в горьковской пьесе создается не противоборством отдельных характеров, а противоборством разных жизненных платформ, разных философий жизни, разных идеологий, точек зрения. Т.е. мы должны сравнить жизненные позиции Луки и Сатина: их взгляды на жизнь, людей, правду, жалость; особенности их поведения. Мы должны услышать, понять и сравнить, что они говорят (основные высказывания). Увидеть, проанализировать и сравнить поступки, действия в определенных ситуациях. Найти, в чем соприкасаются герои, и, что их отдаляет друг от друга.

Вы на уроках и дома выписывали высказывания Луки и Сатина. Мы говорили о полемике, развернувшейся вокруг этих персонажей после выхода пьесы. Да и сейчас нет единого мнения о персонажах.

Как следствие, прежде чем писать сочинение, вам необходимо выявить СВОЙ взгляд на данных персонажей (свою точку зрения).

На уроке мы выявили только одну позицию, мы доказали, что «Сатин – однобокое продолжение Луки» (Альфонсов) (рефлексия). Но, если прочитать внимательно текст, то можно посмотреть на все совершенно иначе. Возможно, вы выберете иную позицию (см. ниже).

  1. «Сатин – однобокое продолжение Луки» (Альфонсов).

  2. Сатин – иное восприятие жизни.

  3. Сатин = Лука.

  4. Лука – призыв к лучшему, иному. Сатин – пьяница, скептик, циник, ни во что не верит.

Особое внимание обратите на поведение Луки и Сатина (слово и дело). Поведение Сатина в эпизоде, когда ошпарили ноги Наташе.

Как писать?

  1. Структура сочинения максимально должна быть приближена к структуре ЕГЭ-сочинения (рефлексия).

  2. Заключение писать сложно! Убираем эмоции, не пытаемся объяснить, «что такое хорошо и что такое плохо». Можно сказать, чья жизненная позиция Вам ближе или «жизнь все расставляет на свои места» («время покажет»).



Тема «Ночлежка и ее обитатели» (ключевые моменты).

- О чем будем писать? (ответы учеников).

Тема настолько объемна, что писать можно практически обо всем.

Необходимо сузить тему. Ваше сочинение должно быть философским рассуждением о жизни, о том, в кого (во что) такая жизнь превращает человека (превратила людей).

Ключевые моменты (основное, что нужно вспомнить для рассуждения о жизни «на дне»)

  1. Ремарка (кратко вспоминаем то, что говорили на уроке: «без имени нет человека» и т.д.)

  2. Условия жизни (акт 1) – лексический ряд (уже есть в тетради).

  3. Отношения людей между собой, отношение друг к другу.

  4. Как должен чувствовать себя человек в такой жизни? (прежняя и эта жизнь, все обитатели разные, все попали не по своей воле; нет возможности вырваться, т.к. «дно» затягивает, как болото).

  5. Такая жизнь калечит людей.

  6. Озлобленность, ненависть – основные чувства.

  7. Безразличие, нет уважения ни к чему.

  8. Бессмысленность жизни.

  9. Унижение человека.

  10. Невозможность возрождения человеческого «я».

На что обратить внимание при подготовке к сочинению

- Появление Луки (реакция людей), уход Луки (яркое раскрытие характеров).

- Что происходит после ухода Луки? (временно объединяются, песня – то, что объединяет).

- Но о чем песня? (невозможность уйти, возродиться, лучшее невозможно, может быть только хуже; герои понимают всю грязь своего существования, а это страшно, т.к. могут совсем опуститься, вплоть до самоубийства, как Актер).

Тема «Зачем живет человек? (размышления после прочтения пьесы М. Горького «На дне»).

Тема разбирается кратко.

Это центральный вопрос пьесы. Личные рассуждения о жизни с обязательной опорой на текст пьесы. Структура строго в соответствии с ЕГЭ-требованиями. Без пустых эмоций и беспочвенных утверждений.

«Зачем живет человек? Трудно сказать… Может быть для счастья? Или для служения другим? Рождается ради страданий? … … …».

ДЗ написать сочинение.