СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Поисковый этап проекта. Конструкторский этап проекта" 6 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Поисковый этап проекта. Конструкторский этап проекта" 6 класс»

Дата: 24.04.2020г.

Класс: 6К, Б

Раздел: Технологии творческой и опытнической деятельности.

Добрый день ребята.

  1. Откройте тетради. Запишите число и тему урока.

Тема урока: Поисковый этап проекта.

Конструкторский этап проекта.

Поисковый этап включает в себя:

  • определить проблему;

  • выбрать тему проекта, обосновать необходимость изготовления проектного изделия;

  • определить требования к проектируемому изделию;

  • придумать несколько вариантов изделия и выбрать лучший

Данный этап начинается с определения тематического поля проектов. Под тематическим полем в данном случае мы понимаем некую ограниченную область знаний, выделяемую на основе наблюдений познавательных потребностей и интересов детей.

Педагоги отмечают, что деятельность, увлекающая ребенка, активизирует к жизни все его потенциальные способности. Вопрос лишь в том, как породить такой интерес. Один из классиков отечественной педагогики В.Н. Сорока-Росинский призывал следовать "здравому смыслу и прислушиваться к рассуждениям воспитанников". То есть достаточно прислушаться к тому, о чем разговаривают учащиеся, иметь представление об их увлечениях, быть в курсе того, что их интересует, чтобы задать тему для обсуждения.

Выбор тематического поля - это организуемая и координируемая учителем процедура, результатом которой является определение темы проектной работы.

Мы сознательно употребляем не понятие "тема", а "тематическое поле", так как тема - это нечто застывшее, раз и навсегда определенное. Тематических полей для проектов неисчерпаемое множество, и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, «целесообразные» - дело совершенно безнадежное, поскольку это живое творчество, которое нельзя никак регламентировать.

При определении тематического поля проекта можно опираться, например, на потребности человека в различных областях жизнедеятельности: школа, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и предпринимательство, общение. При этом основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора ученика – основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы[1]. В практике работы педагогов мы наблюдали несколько вариантов организации такой работы с учащимися.

Первый и самый простой способ: учитель предлагает список примерных тем для работы над проектами, при этом темы могут каким-то образом анонсироваться, а могут просто вывешиваться на стенде в виде списка.

Несомненным плюсом такого способа является то, что учащиеся получают представление о возможных вариантах работы. Минус, на наш взгляд, в том, что даже самый полный и привлекательный список составлен учителем, исходя из его представлений и пристрастий, и чаще всего тематика проектов ограничивается только его профессиональными интересами или рамками учебного предмета. При этом педагоги сопровождают такое предложение сообщением о мерах поощрения за работу над проектами (возможность получения более высокой оценки по учебному предмету, сдача экзамена в форме защиты проекта, участие в конференции и т.п.).

Это вполне допустимый вариант запуска проектов, особенно в ситуации, когда у учеников еще нет опыта проектной деятельности или сам учитель только начинает работу с использованием метода проектов. Нередко случается и так, что предложенные учителем темы становятся отправной точкой для обсуждения, в ходе которого тема изменяется, корректируется, расширяется и возникает новый замысел.

Среди других способов выбора тематики проектов можно назвать просмотр видеофильмов, обсуждение экскурсий. Многие педагоги, когда их спрашивали, какие действия они предпринимали для того, чтобы учащиеся выбрали тему проекта, рассказывали о том, что ученики сами обращались к ним с проектными предложениями, или говорили о том, что выбор темы - дело индивидуальное, поэтому никаких общих рецептов быть не может.

Следующим шагом является постановка проблемы. Под проблемой мы понимаем противоречие между идеальной и реальной ситуацией. Более общее понимание проблемы - "осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в той или иной ситуации, средствами наличного знания или опыта"[2] - в данном случае можно сузить до противоречия между субъективной «нуждой» и условиями внешней среды, не позволяющими ее удовлетворить.

В процессе выбора ученик неосознанно останавливается на том тематическом поле, в рамках которого он испытывает неудовлетворенность своих претензий (например, ему хочется разводить влаголюбивые растения в своей комнате, воздух которой сильно иссушен системой центрального отопления). Теперь необходимо актуализировать осознание этого противоречия, сформулировать его, определив тем самым проблему.

В отечественной педагогике и психологии было разработана несколько типологий познавательных проблем[3]в соответствии с объектом неопределенности; по признаку той функции, которую они реализуют в образовательном процессе. Еще одна типология познавательных проблем основана на выделении среди них теоретических и практически проблем, при этом практические делятся на технические (прикладные), художественные и социальные. Все они, безусловно, имеют право на существование, но поскольку речь идет о методе проектов, для нас гораздо интереснее определение степени самостоятельности ученика при разрешении проблемы.

В идеале проблемы должны выдвигаться самими учащимися, а роль учителя должна состоять в том, чтобы способствовать определению проблемы наводящими вопросами. Однако, в силу психолого-педагогических особенностей возраста, о сформированности компетентности решения проблем можно говорить лишь применительно к учащимся 10-11 классов. Кроме того, работа с проблемой подразумевает не только определенный уровень сформированности компетентности учащихся, но и владение учителем техниками проблематизации. Поэтому данный этап работы является, на наш взгляд, наиболее сложным для руководителя проекта. Важно не останавливаться на определении затруднений или потребностей учащихся, не подменять ими проблему.

Учащиеся начальных классов могут подтвердить свое понимание проблемы, сформулированной учителем, и объяснить причины, по которым они приступают к решению проблемы. Учащиеся 5-6 классов - описать ситуацию и указать свои намерения при работе над проектом.

Допустимо, чтобы при работе со школьниками 1-6 класса учитель сам формулировал проблему в виде адаптированного для понимания учеников противоречия, при этом важно не нарушить технологию и не загнать деятельность учащихся в рамки выполнения сформулированного педагогом технического задания.

Что включает в себя конструкторский этап?

На этом этапе творческого поиска решаются технические задачи:

Конструкторские задачи предполагают поиск и нахождение оптимального решения по рациональному устройству изделия, обеспечивающего функциональное применение объекта.

Технологические задачи заключаются в выборе оптимального и рационального технологического процесса изготовления изделия.

На этом этапе проектирования необходимо разработать конструкцию будущего изделия. Для эффективной работы предлагаю вам воспользоваться методами поиска новых решений.

Существует несколько приемов создания нового образа: аналогия, синтез, метод фокальных объектов.

Давайте разберемся в этих понятиях.

Один из наиболее простых методов разработки конструкции будущего изделия — метод аналогийили поиск похожего.

Аналогия — это сходство двух предметов в каких-либо свойствах или отношениях.Чаще всего при конструировании объектов человек обращается к природе и ищет аналогию там.

Копирование природы—прямая аналогия.

Суть метода аналогий заключается в следующем. Найти в окружающем мире предметы, свойства которых соответствуют объекту проектирования. Затем перенести эти свойства на свой объект. Таким образом, вы можете создать что-то новое, необычное. Например, грелку на чайник можно выполнить аналогично форме любого животного или ягоды.

Аналогия бывает внешней формы, структурная и функциональная.

Аналогия внешней формы – это сходство предметов по внешней форме. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу, игрушки – своих прототипов.


Структурная аналогия – сходство во внутреннем строении объектов.


Функциональная аналогия – перенос принципа действия от одного объекта к другому

Например, птица пингвин и снегоходная машина «Пингвин».

Чтобы не проваливаться при ходьбе по рыхлому снегу пингвины ложатся на живот, и, отталкиваясь крыльями и лапами от снега, скользят по нему со скоростью 25 км/ч. Основанная на этом принципе снегоходная машина «Пингвин», разработанная нижегородскими конструкторами, лежа на снегу днищем и отталкиваясь от снега колесными спицами, словно пингвин ластами, скользит по поверхности со скоростью 50 км/ч. Эта машина при своем движении по снегу не образует глубокой колеи и не увязает.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!