Тема: Посадки, их виды и назначение.
Основные термины и определения установлены ГОСТ 25 346, ГОСТ 25 347, ГОСТ 25 348 устанавливают допуски и посадки для размеров менее 1 мм, до 500 мм, свыше 500 до 3150 мм.
3.Выбор системы посадок, допусков и квалитетов
Соединение деталей (сборочных единиц) должно обеспечивать точность их положения или перемещения, надежность эксплуатации и простоту ремонта. В этой связи к конструкции соединений могут предъявляться различные требования. В одних случаях необходимо получить подвижное соединение с зазором, в других — неподвижное соединение с натягом.
Зазором S называют разность размеров отверстия и вала, если размер отверстия больше размера вала, т. е. S = D - d.
Натягом N называют разность размеров отверстия и вала, если размер вала больше размера отверстия. При подобном соотношении диаметров d и D натяг можно считать отрицательным зазором, т. е.
N = - S = - (D-d) = d - D, (12)
Зазоры и натяги обеспечиваются не только точностью размеров отдельно взятых деталей, но, главным образом, соотношением размеров сопрягаемых поверхностей — посадкой.
Посадкой называют характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров или натягов.
В зависимости от расположения полей допусков отверстия и вала посадки подразделяют на три группы:
— посадки с зазором (обеспечивают зазор в соединении);
— посадки с натягом (обеспечивают натяг в соединении);
— переходные посадки (дают возможность получать в соединениях как зазоры, так и натяги).
Посадки с зазором характеризуются предельными зазорами — наибольшим и наименьшим. Наибольший зазор Smax равен разности наибольшего предельного размера отверстия и наименьшего предельного размера вала. Наименьший зазор Smin равен разности наименьшего предельного размера отверстия и наибольшего предельного размера вала. К посадкам с зазором относятся также посадки, в которых нижняя граница поля допуска отверстия совпадает с верхней границей поля допуска вала.
Для образования натяга диаметр вала до сборки обязательно должен быть больше диаметра отверстия. В собранном состоянии диаметры обеих деталей в зоне сопряжения уравниваются. Наибольший натяг Nmax равен разности наибольшего предельного размера вала и наименьшего предельного размера отверстия. Наименьший натяг Nmin равен разности наименьшего предельного размера вала и наибольшего предельного размера отверстия.
Nmax= dmax-Dmin; Nmin= dmin-Dmax.
Предельные натяги, как и предельные зазоры, удобно вычислять через предельные отклонения:
(13)
Переходные посадки. Основной особенностью переходных посадок является то, что в соединениях деталей, относящихся к одним и тем же партиям, могут получаться или зазоры, или натяги. Переходные посадки характеризуются наибольшими зазорами и наибольшими натягами.
На основании расчетов сделаем следующие выводы:
— так как отрицательные зазоры равны положительным натягам и наоборот, то для определения в переходной посадке значений Smax и Nmax достаточно вычислить оба предельных зазора или оба предельных натяга;
— при правильном вычислении Smin или Nmin обязательно окажутся отрицательными, и по абсолютным значениям будут равняться соответственно Nmax или Smax.
Допуск посадки ТП равен сумме допусков отверстия и вала. Для посадок с зазором допуск посадки равен допуску зазора или разности предельных зазоров:
ТП = TS = Smax- Smin , (14)
Аналогично можно доказать, что для посадок с натягом допуск посадки равен допуску натяга или разности натягов:
ТП = TN = Nmax- Nmin, (15)
3.1 Посадки в системе отверстия и в системе вала
Деталь, у которой положение поля допуска не зависит от вида посадки, называют основной деталью системы. Основная деталь — это деталь, поле допуска которой является базовым для образования посадок, установленных в данной системе допусков и посадок.
Основное отверстие — отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю EI = 0. У основного отверстия верхнее отклонение всегда положительное и равно допуску ES = 0 = Т; поле допуска расположено выше нулевой линии и направлено в сторону увеличения номинального размера.
Основной вал — вал, верхнее отклонение которого равно нулю es = 0. У основного вала Td = 0(ei) = [ei] поле допуска расположено ниже нулевой линии и направлено в сторону уменьшения номинального размера.
В зависимости от того, какая из двух сопрягаемых деталей является основной, системы допусков и посадок включают два ряда посадок: посадки в системе отверстия — различные зазоры и натяги получаются соединением различных валов с основным отверстием; посадки в системе вала — различные зазоры и натяги получаются соединением различных отверстий с основным валом.
В системе вала предельные размеры отверстий для каждой посадки различны, и для обработки потребуется три комплекта специальных инструментов. Посадки системы вала применяют при соединении нескольких деталей с гладким валом (штифтом) по разным посадкам. Например, в приборостроении точные оси малого диаметра (менее 3 мм) часто изготовляют из гладких калиброванных прутков.
Для получения разнообразных посадок в системе отверстия требуется значительно меньше специальных инструментов для обработки отверстий. По этой причине данная система имеет преимущественное применение в машиностроении.
Допуск — разность между наибольшими и наименьшими допустимыми значениями какого-либо параметра. Допуски задают на геометрические параметры деталей машин и механизмов (линейные и угловые размеры, на форму и расположение поверхностей и др.), на механические, физико-химические и другие параметры (например, электрическое сопротивление, твердость, содержание химических элементов в материалах). В машиностроении допуски обеспечивают взаимозаменяемость деталей и позволяют осуществлять соединения с различными посадками.
Итак, в машиностроении допуск — это разница между наибольшим и наименьшим значениями допустимых размеров.
Размеры же выражают числовые значения линейных величин (диаметров, длин, и т. д.) и делятся на номинальные, действительные и предельные.
Номинальный размер — размер, относительно которого определяют предельные размеры и отсчитывают отклонения (обозначают D — для отверстий, d — для валов). Номинальные размеры являются основными размерами деталей и их соединений. Их назначают в результате расчетов деталей на прочность, жесткость, износостойкость и по другим критериям работоспособности, или исходя из конструктивных, технологических и эксплуатационных соображений. Сопрягаемые поверхности имеют общий номинальный размер.
Действительный размер (Dr, dr) — размер, установленный измерениями с допустимой погрешностью. Погрешность измерения, а следовательно, и выбор средств измерения необходимо согласовывать с точностью, которая требуется для данного размера. Это объясняется тем, что измерения высокой точности, с малыми погрешностями, выполняются сложными приборами, обходятся дорого и не всегда технически целесообразны.
Предельные размеры — два параллельно допустимых размера, при которых сохраняется работоспособность изделия, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер. Больший из двух предельных размеров называют наибольшим предельным размером (Dmax, dmax), а меньший — наименьшим предельным размером (Dmin, dmin). Предельные размеры позволяют оценивать точность обработки деталей.
Если предельные значения действительных размеров намечены (предписаны) заранее, исходя из назначения и условий работы детали, то они являются наибольшим и наименьшим предельными размерами. Пользуясь ими можно отбраковывать детали.
Алгебраическую разность между размерами (действительным, предельным) и соответствующим номинальным размером называют отклонением. Отклонения отверстий обозначают «Е», валов -«е». Отклонения различают: действительное и предельное. При этом, предельное отклонение может быть верхнее, нижнее и среднее.
Действительное отклонение () равно алгебраической разности действительного и номинального размеров:
(1)
Предельное отклонение равно алгебраической разности предельного и номинального размеров.
Верхнее отклонение (,) равно алгебраической разности наибольшего предельного и номинального размеров:
(2)
Нижнее отклонение (,) равно алгебраической разности наименьшего предельного и номинального размеров:
(3)
Среднее отклонение (,) равно полусумме верхнего и нижнего отклонений:
(4)
Отклонения являются алгебраическими величинами и могут быть положительными, если предельный и действительный размер больше номинального; отрицательным, если предельный или действительный размер меньше номинального. Поэтому всегда следует учитывать знак отклонения.
Значения верхних и нижних предельных отклонений на чертежах и других технических документах проставляются в миллиметрах с их знаками, непосредственно после номинального размера. Если отклонения имеют разные абсолютные значения, то их помещают одно над другим (верхнее над нижним) и пишут меньшими цифрами. Например ?. Число знаков в обоих отклонениях обязательно выравнивают (запись? неправильная). Если отклонения имеют одинаковые абсолютные значения, но разные знаки, то указывается только одно отклонение со знаком ?, например ?10 ? 0,011.
Предельные отклонения, как и предельные размеры характеризуют точность действительных размеров и погрешностей обработки деталей. Поэтому, для оценки точности изготовления деталей должны быть заданы или предельные размеры, или предельные отклонения. Однако при выполнении многих расчетов и проведении ряда измерении ряда измерений удобнее пользоваться предельными отклонениями, а не предельными размерами, поэтому в стандартных таблицах допусков и посадок приведены числовые значения верхних и нижних отклонений. В таблицах отклонения приводят, как правило, в микрометрах и обязательно со знаком.
Контрольные вопросы:
Зазором S называют-?
Натягом N называют?
Посадкой называют?
На какие группы подразделяется посадка?
Наибольший зазор Smax ?
Наименьший зазор Smin равен?
Наибольший натяг Nmax равен?
Наименьший натяг Nmin равен?
Основное отверстие — это?
Основной вал — это?
Допуск –это?
Номинальный размер —?
Действительный размер (Dr, dr) —?
Предельные размеры —?