Тема: "Посев семян цветочных культур" 8 класс.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о цветочных культурах; формировать практические навыки и умения по посеву семян в посевные мини-парники.
Задачи:
систематизировать знания о цветочных культурах, полученные ранее,
учить применять полученные знания в практической деятельности;
способствовать формированию у учащихся целостного представления о значении цветоводства и уважительного отношения к человеку, выращивающему цветочные культуры;
развивать мелкую моторику рук при посеве семян,
корригировать развитие мыслительной деятельности (установление мыслительной и причинно-следственной связи),
развивать эстетический вкус, познавательную активность,
развивать психические процессы - устную речь, память, мышление, внимание, воображение учащихся;
воспитывать любовь и добросовестное отношение к труду;
воспитывать аккуратность, развивать навыки самоконтроля и самооценивания.
Методическое оснащение:
ТСО (ноутбуки),
технологическая разрезная карта посева растений,
презентация по теме урока,
карточки с изображением цветов и названий растений (приложение 1),
плод ананаса,
инвентарь (трамбовка, лопатка, лейка, таблички, пульверизаторы), мини-парники и емкости с почвой,
пакетики с семенами цветочных растений,
печатное пособие - таблица "Основные правила подбора растений в цветниках и посева семян" (приложение 2).
Педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, игровые технологии, технологии дифференцированного, деятельностного, личностно-ориентированного подхода.
Ход урока.
Организационный момент.
- Добрый день. Сегодняшний урок я хочу начать с загадки (слайд 1)
- О каком растении идет речь? Послушайте.
- Это тропическое растение. У него крупные, овальной формы, душистые плоды, напоминающие большую шишку, покрытую толстой кожурой. В наших магазинах и на рынках продаются плоды этого растения, которые прибыли в Россию морским путем на больших грузовых судах. О нем говорят: "О дивный, вкусный, сочный плод!" (слайд 2)
- Кто знает, ананас- что это за растение? Дерево, кустарник или травянистое растение?
- Ананас - это трава с длинными жесткими мясистыми листьями с мелкими зазубринами по краям. (слайд 3)
- В период цветения посреди розетки появляется соцветие, после опыления превращается в соплодие - "шишку" ананаса, - состоящее из сросшихся между собой отдельных плодов. В центре шишки проходит ось соплодия (жесткая часть), она образует на вершине плода хохолок из листьев. Если хохолок отделить от материнского растения вместе с небольшим кусочком соплодия и посадить, то можно вырастить новое растение. Так и размножается культурный ананас, потому что у большинства сортов семена просто не образуются.
Актуализация опорных знаний.
- О каком способе размножения идет речь в моём сообщении?
-Вспомните, таким способом размножают в основном какие растения по продолжительности жизни?
- Подумайте и назовите, какие ещё есть группы растений по продолжительности жизни.
- Какой способ размножения используют в основном для этих групп растений?
Игра "Что лишнее?" (слайд 4-6)
- Какие растения вы увидели в презентации?
- Посмотрите на стол. Я приготовила семена цветочных растений, посевные емкости.
- Как вы думаете, что будем делать на этом уроке? (слайд 7)
Постановка учебной задачи.
- Сегодня тема урока касается такой важной отрасли сельского хозяйства как цветоводство (слайд 8)
- Наша задача - выбрать и посеять семена цветочных культур для украшения цветников на территории школы.
- В конце урока выясним, почему же цветоводство имеет большое значение в жизни людей.
Проверка домашнего задания. Выступления учащихся с докладами.
- Ребята, а какие цветники вы знаете?
- Какая работа при подготовке цветника к весенне-летнему сезону самая важная?(слайд 9)
- По каким признакам подбирают однолетники для размещения в цветниках?
- Вы подготовили доклады про растения, которыми можно украшать цветники.
- Но прежде я предлагаю вам размять голосовые связки. (слайд 10)
- Давайте проговорим скороговорку "У Маши на кармашке маки и ромашки" (или "Поля выполола поле, нет травы на поле боле", "На горе Арарат рвала Варвара виноград")- Теперь давайте вас послушаем. (слайд 11)
Работа с технологической картой в парах.
- У вас на столах лежит разрезной план посева семян. Один из вас выкладывает этапы по порядку, второй проверяет товарища.
Практическая работа по теме урока.
а) вводный инструктаж
Ознакомление с техническими условиями, нормой времени на выполнение задания.
- Сейчас я попрошу вас занять рабочие места. Надеваем халаты, перчатки. На практическую работу отводится ...... минут. Важно! Семена однолетников мелкие, старайтесь высевать их на расстоянии примерно 1 см друг от друга.
- Какой инвентарь нам необходим?
- Возьмите инвентарь, который вам понадобится для работы. Правильно расположите его на рабочем столе. Я пройду, посмотрю, какой ряд справится быстрей. (маркёр, маленькая трамбовка, лопатка, лейки с водой, карандаш и стикеры, почва для мульчирования, посевные ящики с почвой, ложки столовые, и т.д.)
Техника безопасности при работе с почвой, инвентарем.
- Вспомним правила безопасности при работе с почвой, сельскохозяйственным инвентарем.
1. С почвой нужно работать аккуратно, чтобы не попала в глаза.
2. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
3. Передавать инвентарь из рук в руки.
- После того как закончите работу, мы сделаем выставку ваших работ.
- Если кому- то потребуется помощь, поднимите руку- я подойду.
б) Самостоятельная практическая работа учащихся "Посев семян цветочных культур"
- У вас есть вопросы? Всё вам понятно?
- Приступаем к работе и помним, что от правильной и добросовестной работы зависит наш будущий цветущий сад!!!!
- Приступаем к работе.
в)Текущий инструктаж.
Организация рабочих мест.
Соблюдение правил техники безопасности и охраны труда.
Правильность выполнения приёмов и способов посева рассады.
Использование приёмов самоконтроля при работе.
г) Заключительный инструктаж.
По мере завершения принимаются работы, выполненные обучающимися.
Подведение итогов урока.
Оценивание и анализ работы учащихся.
Выставка готовых работ, организация анализа готовых работ с точки зрения соответствия критериям отметки.
- Все ребята старались, молодцы!
- Подведём итоги нашего урока.
- Каково значение цветочных культур в жизни человека?
- Сегодня как никогда перед человеком стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. Декоративные растения играют большую роль в жизни человека:
озеленении населенных мест,
архитектурно-художественного оформления населённых пунктов,
общения с природой для населения современных мегаполисов,
доставляют эстетическое наслаждение,
очищают загрязненный воздух, улучшают микроклимат.
- Какие цветочные культуры выращивают у нас в Подмосковье?
- Вспомним цели, которые мы ставили в начале урока. Достигли ли мы этих целей? (слайд 12)
Рефлексия.
- Вспомните, для чего мы сегодня трудились… (что бы украсить цветники к новому сезону)
- Что было самое трудное в посеве однолетних?
- Что заметили хорошего, удачного в работах?
- Над чем ещѐ необходимо поработать?
- Для чего пригодятся вам эти умения?
- А сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке.
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности.
- Проанализируйте свою работу на уроке и дайте оценку. Чем выше оценка, тем ближе к «яблочку» — центру мишени, чем ниже — тем ближе к её краю, «молоку».
Уборка рабочих мест.
Урок окончен. Спасибо за внимание. Контролирую чистоту рабочего места.
Приложение 1
БАРХАТЦЫ
ВИОЛА
АЛИССУМ
ЛЬВИНЫЙ ЗЕВ
ВЕРБЕНА
АГЕРАТУМ
ПЕТУНИЯ
НАСТУРЦИЯ
КАЛЕНДУЛА
АСТРА
ИРИС
ПИОН
ГЕОРГИН
Приложение 1
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОДБОРА РАСТЕНИЙ В ЦВЕТНИКАХ И ПОСЕВА СЕМЯН.
№№ п\п | Название растения | Продолжитель-ность жизни | Окраска цветка | Время цветения | Высота растения | Отношение к свету | Время посева семян на рассаду | Способ посева, глубина посева семян |
1 | АСТРА | однолет., многолет. | различной окраски | май-октябрь | до 30 см | солнеч., полутень | март-апрель | Рядовой 3-4х1х2 |
2 | АЛИССУМ | однолет. | белая, желтая, розовая | май - июль | от 25 см до 50 см | солнеч. | март-апрель | Рядовой, 3-4х1х0,3 слегка присыпая песком или грунтом |
3 | ВИОЛА | двулетнее | разного цвета | май-сентябрь | до 25 см | солнеч. | январь-февраль -на рассаду; июль-август в о/г | Вразброс по грунту, слегка присыпая на глубину 0,3см |
4 | ВЕРБЕНА | однолет. | разного цвета | июнь- октябрь | от 25 см до 50 см | солнеч., полутень | март | Вразброс, по поверхности грунта (или по 3 в ячейку) на глубину 0,5см |
5 | ЛОБЕЛИЯ | однолет. | разного цвета | июнь-июль | до 30 см | солнеч., полутень | февраль-март | Вразброс, по поверхности, слегка присыпая песком |
6 | ГЕРАНЬ | многолет. | разного цвета | июнь-август | до 50 см | солнеч. | декабрь | Вразброс, слегка присыпая песком |
7 | БАРХАТЦЫ | однолетн. | белые, лимон., желтые, оранжев. красные коричневые | май-октябрь | от 20 см до 70 см | солнеч., полутень | март(прямостоячие)-апрель (другие виды) | Рядовой, 5х3х1 (или по 2 в ячейку) |
8 | КАЛЕНДУЛА | однолет. | белая, желтая, оранж., красная | июнь-сентябрь | 50-70 см | солнеч. | апрель | Рядовой, 25х5х2 |
9 | ПЕТУНИЯ | однолет. | разного цвета | июнь-сентябрь | до 30 см | солнеч. | февраль-март | Вразброс, по поверхности грунта, слегка присыпая |
10 | АГЕРАТУМ | однолет. | голубая, белая, розовая, фиолетовая | июнь-сентябрь | 10-40 см | солнеч. полутень | март-апрель | Вразброс, по поверхности грунта на глубину 0,3см |
12 | ЛЬВИНЫЙ ЗЕВ(антиринум) | однолет. | разной расцветки | июнь-октябрь | 20-50 см | солнеч., полутень | конец февраля -март | Вразброс или рядовой на глубину 0,5см |
13 | НАСТУРЦИЯ | однолет. | от желтого до красного | июнь-сентябрь | до 3 м | солнеч. полутень | апрель | Рядовой, 25х7-8х6-8 |
11 | ЦИННИЯ | однолет. | разного цвета | июнь-сентябрь | до 70 см | солнеч. | март- апрель | Рядовой, 3-4х1х1 |