СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока"Посвящение в физики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторительно - обобщающий урок по физике для учащихся 7класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока"Посвящение в физики"»

Урок обобщения и систематизации знаний

«Посвящение в юные физики»

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания по предмету,

  • формировать системно-информационный подход к анализу окружающего мира;

  • повторить пройденный материал и способствовать раскрытию способностей воспитанников в усвоении материала сверх школьной программы;

  • развивать теоретическое мышление, умение действовать самостоятельно и работать в группе, взаимовыручку и сотрудничества, терпение по отношению к слабому ученику;

  • необычной формой урока продолжить формирование положительных мотиваций к учебе и повысить рост интереса к знаниям;

  • создать эмоциональные условия для самоутверждения личности и веры в свои собственные силы.

Подготовительный этап

  1. Класс разбивается на три команды . Назначаются капитаны из более сильных учеников. Оформление класса, медали «юным физикам» как отличительный знак и как памятный символ об уроке.












2.В отдельном конверте собраны задания этапа «Сообразилки», карточки вишнёвого и голубого цвета, фломастеры, ручки, черновики (по количеству команд), ромашка для 7 этапа.

Оборудование: фломастеры (4 цвета), мензурка, весы, линейка, термометр, динамометр, стакан, трубка стеклянная, пробирка, предметное стекло, колба, листы чистой бумаги, стаканы (4шт), шарики пластмассовые, «Ум»ы.(жетончики)..

Ход урока

Урок начинается с представления и приветствия команд.

«Энергия», «Сила», «Атом»

Учитель: Сегодня наш урок мы назвали «Посвящение в юные физики». У нас на уроке в гостях мудрецы физических наук. Это звание они получили за неиссякаемый интерес к познаниям и, конечно же, за свое усердие в постижении столь трудной науки - физики. Это сейчас они мудрецы, а когда-то они тоже были юными. А вы, ребята, достойны звания юных физиков?

Так устроен мир, друзья, Кто основательно физику узнает,

Что без знаний жить нельзя!... Тот никогда и нигде не пропадет.

Знание физики жить помогает, Звание «физики» носить Вы хотите?

Она, как друг, и зовет, и ведет, Эй, мудрецы, скорее вы их посвятите...




1 этап, «Узнай явление»

По картинкам узнать явление (1 балл) и объяснить его (3 балла) - 5-8 мин.

В перерывах между демонстрациями заслушиваются ответы каждой команды и по количеству заработанных баллов получают «Ум»-ы .





Который из спортсменов первым достигнет финиша при прочих равных условиях и почему? (Первым придёт к финишу спортсмен, плывущий ближе к берегу, так как скорость течения реки там меньше вследствие трения воды о берег.)



Какое физическое явление вы наблюдаете на изображённых рисунках? Объясните. (Проявление инерции. Человек продолжает движение и падает на землю под действием силы тяжести. Лодка внезапно пришла в движение, человек падает, поскольку он сохраняет состояние покоя.)








Какую из вагонеток движущихся с одинаковой скоростью, легче остановить? (Остановить нагруженную труднее, так как она более инертна)
















C какой из этих лодок легче прыгнуть на берег и почему? Масса мальчиков одинакова, они отталкиваются от лодок с равным усилием. (Более лёгкая лодка начнёт двигаться быстрее, это затруднит прыжок мальчика на берег.)


2этап. «Веришь - не веришь» (за правильный ответ-1 балл) - 5 мин.

Зачитываются утверждения, если команда не согласна, то поднимает карточку вишнёвого цвета, если да – голубого. Учитель следит за ответами и дети за правильный ответ опускают жетончики в конверт «Ум»ы.

  1. Динамометр - прибор для измерения силы.

  2. Миллиметр - сотая часть метра.

  3. Атом - мельчайшая химически неделимая частица вещества.

  4. Инерция - явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

  5. Линейка - прибор для измерения объема жидкости.

  6. Измерительный цилиндр называется мензуркой.

  7. Единица измерения плотности - м3.

  8. Роса - вид осадков, приводящих к потеплению.

  9. Париж - город Франции, здесь хранится эталон килограмма.

  10. Прибор для измерения атмосферного давления - барометр

  11. Скорость - величина, указывающая, какой путь проходит тело за единицу времени.

  12. Явление самопроизвольного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого называется растворением.

  13. Газ - вещество, сохраняющее и форму, и объем.

  14. Сила тяжести - причина уменьшения скорости тела.

  15. Сила - физическая величина, которая измеряется в ньютонах.

  16. Солнце - источник жизни на Земле.

  17. Первый человек, вышедший в открытый космос, - Ю.А. Гагарин.

  18. Наука изучающая законы природы –биология.

19. Самое твёрдое вещество – алмаз.


3этап. Найди правильную дорогу (5 мин).

Команды получают одинаковые карточки. Стрелками необходимо соединить обозначение физической величины с её единицей и названием.(5 баллов)

обозначение

размерность

название

S

Н/кг

сила

V

м

скорость

s

с

высота

t

Н

путь

v

м3

масса

F

кг

время

m

м/с

объём

h

м2

сила с которой Земля притягивает тело массой 1кг.

q

м

площадь

4 этап. «Найди общее» (2 мин.)

На столе предметы сложены в кучку. Разложите на две и найдите общий признак для каждой кучки (2 балла).

  1. Мензурка, весы, линейка, термометр, динамометр.

  2. Стакан, трубка стеклянная, пробирка, колба

(1. Измерительные приборы. 2. Вещество — стекло).


5 этап. «Вихрь задач» (Заполняем таблицу).

1.Какая масса керосина может быть влита в бидон ёмкостью0,02м3? (800кг/м3)

2.Из какого металла изготовлена деталь, если её масса 3,9кг, а объём 500см3?

3.Вместимость цистерны 60м3.Сколько тонн бензина можно в неё влить? (710кг/м3)

4.В течение 30с поезд двигался равномерно со скоростью 72км/ч. Какой путь прошёл поезд за это время?

5.Сколько времени займёт спуск на парашюте с высоты 2км при скорости равномерного снижения 5м/с?

6.Листья, поднятые ветром, за 5 мин, двигаясь равномерно, переместились на расстояние 7500м. какова скорость урагана?

задачи

мас

масса, кг

объём,

м3

плотность,

кг/м3

расчётная

формула

ответ

1






2






3






задачи

скорость,

м/с

время,

с

путь, м

расчётная

формула

ответ

4






5






6







6 этап. Экспериментальные задания «Сообразилки» (15 мин).
Всем командам дается по 4 одинаковых задания. Каждая должна найти как можно больше решений и при проверке продемонстрировать их. За каждое правильное решение даются «Ум»ы, оговоренные в условии задачи.

1.Используя данное оборудование, установите стакан с водой на столе так, чтобы он был приподнят над крышкой стола ровно на 1 см (5баллов).

Оборудование: стакан с водой, чистый листок бумаги из школьной тетрадки в клеточку.

2.Используя данное оборудование, поместите монету в стакан, не трогая ее руками (3 балла).

Оборудование: стакан, картонка, размером с открытку, монета.

3.Используя данное оборудование, поместите шарик в стаканчик, не трогая его руками, не подкатывая к краю стола, не наклоняя стол, не пользуясь посторонними предметами, не дуя на него и т. д. (3 балла). Оборудование: пластмассовый шарик, стакан.

4.В стеклянном сосуде, наполненном водой, плавает картофелина, целиком погружённая в воду. Используя данное оборудование, не касаясь руками картофелины, сделайте так, чтобы она всплыла. Оборудование: стакан с водой, картофель, соль.

Варианты решения

1.Листок сгибают гармошкой с шириной ребра 2 клеточки (1 см).

От листа аккуратно отрывают полоску шириной 2 клеточки и скручивают в рулончик. Три рулончика ставят на торцы, а на них - стакан с водой.

От листа аккуратно отрывают полоску шириной 2 клеточки и делают из нее кольцо. На кольцо ставят стакан. Диаметр кольца подбирают экспериментально.

2.Резким щелчком по картонке, выбить ее из-под монеты. По инерции монета окажется в стакане.

3.Шарик «зачерпывают» резким движением, держа стакан за дно. Накрывают шарик стаканчиком, приводят стаканчик в быстрое вращательное движение, а затем резко перевертывают.

4.Насыпьте в сосуд соль. Выталкивающая сила, действующая на картофелину, увеличится.

Если осталось время, то каждой команде дается право вытянуть вопрос из «ромашки». Вопросы взяты из книги «Нешкольные задачи по физике» Бориса Заходера


7 этап. «Нешкольные задачи по физике» (3 мин.) Каждая команда берёт по три вопроса.

1.Кто из учителей: химик, математик, историк, биолог или физик -стоя осенью под яблоней, быстрее догадается, почему его так часто стукает по голове?

2.В каком состоянии окажется шоколадка после того, как жадная девушка, чтобы не делиться с подругами, спрячет ее за пазухой?

3.Прилипнут ли друг к другу мамин и папин паспорта, если папин паспорт смочить водой, а мамин паспорт окунуть в подсолнечное масло?

4.Какое физическое тело не имеет ни формы, ни объема?

5.Петя выдвинул гипотезу, что все его одноклассницы состоят из мельчайших частиц, хотя и кажутся, на первый взгляд, сплошными. Верна ли эта гипотеза?

6.Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?

7.Вовочка стащил в школе кусочек мела, принес домой, бросил в стакан с водой и дедушкиными зубами. Из мела побежали маленькие пузырьки. Откуда они взялись и чего испугались?

8.Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться?

9. Если схватить Петю и резко встряхнуть — из карманов у него вылетят гвозди, ножик, рогатка, камешки, пробки, кусочки свинца и сто сорок четыре рубля мелочью. В чем причина такого удивительного явления природы?

Ответы

1.Конечно, физик!

2.Шоколадка окажется в ужасном состоянии. Она растает и станет жидкой.

3.Не прилипнут. Когда вы окунете мамин паспорт в масло, он станет жирным, а вода отказывается смачивать жирные поверхности. Впрочем, жир к воде и сам не пристает.

4.Нет, не воздух. Воздух - вещество. Физических тел без формы и объема не бывает и быть не может. Если что-то не имеет формы и объема, - оно не физическое тело, а черт знает что.

5.Верна. Не только сами одноклассницы, но даже их бантики тоже состоят из очень маленьких симпатичных частичек.

6.Взаимное притяжение молекул семиклассника мешает им рассыпаться, а семикласснику - скрыться от директора.

7.Мел не сплошной - между частицами мела прячется воздух. В стакане вода вытесняет воздух и пузырьки выныривают. А дедушкины зубы тут ни при чем - пузырьки зубов не боятся.

8.Над Петей глумились инерция движения и инерция покоя. С этими двумя явлениями не то что милиция, с ними никакие сухопутно-воздушно-морские вооруженные до зубов силы не справятся.

9.Инерция — вот причина, по которой гвозди и прочая ерунда вылетает из карманов встряхнутого Пети.

Подведение итогов (5 мин.)

Мудрецы. Сегодня на уроке мы убедились в том, что вы эрудированны, любознательны, смекалисты, хотя и не всё ещё знающие. У вас есть прекрасная возможность познать законы природы и стать мудрецами, как мы. Вы достойны звания «Юных физиков».

Клятва юных физиков:

Клянусь я Галилеем и Ньютоном

Всегда урок по физике учить

И быть в учении упорным. Клянусь!

Клянусь законом Бойля-Мариотта

С азартом сложные вопросы раскрывать
И буду свой велосипед изобретать. Клянусь!

Клянусь я гравитацией земною

Достичь того, чего не знал,

И до всего дойти умом. Клянусь!

Клятва учителя:

Я клянусь их обучать,

И быть сим отрокам как родная мать,

Искать ответы на вопросы буду помогать,

И двойками не буду засыпать..

Любовь к науке в них я заложу

И в жизнь их мудрецами отпущу...

Клянусь!

Всем членам команды, получившей наибольшее количество «Ум» ов, а также активным учащимся, получившим «наибольшую симпатию» мудрецов, в журнал выставляются пятерки.

Весёлые загадки.

Две сестры качались,

Правды добывались.

А когда добились,

То остановились (Весы)


То, как арбузы велики,

То словно яблоки мелки.

Они не могут говорить,

Но могут массу определить.(Гири)


Я под мышкой посижу,

И что делать укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать.(Термометр)


У планет она большая,

Минимальна у частиц.

Её на глаз не измеряют,

Ведь у неё не мало лиц (Масса)


Никто и ничто меня не остановит

Можно толь отсчитать,

Я бесконечности равняюсь

Со Вселенною под стать. (Время)




Бываю часто вертикальна,

Могу любой наклон принять,

Могу я лечь горизонтально,

Могу размер определять.

Могу в кольцо, спираль свернуться,

Могу я змейкой проползти,

Могу опять назад вернуться,

Могу огромный путь пройти. (Длина)


Бываю я и постоянной

И чаще переменной

А иногда мгновенной. (Скорость)



Я всей вселенной управляю,

Тела в движенье привожу,

С любой работой я справляюсь

И хороводы я вожу. (Сила)


Всем поведает,

Хоть и без языка,

Когда будет ясно,

А когда- облака. (Барометр)