Тема урока: «Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи»».
Цели урока:
Обучающие: обобщение и систематизация изученного материала, повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи; закрепление умения определять на слух виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью.
Развивающие: развитие мыслительных операций посредством обобщений, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.
Воспитательные: формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову; воспитание культуры речи; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу.
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно-исследовательская деятельность, контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: урок повторения и закрепления.
Оборудование урока: учебник «Русский язык, 9 класс» (Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.), раздаточный материал (карточки для коллективной и индивидуальной работы, тестовые задания), компьютер, слайды презентации Power Point на тему «Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи»», классная доска.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Присаживайтесь, пожалуйста
Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.
Учите русский годы к ряду
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда-
И та награда в нем самом!
- Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)
- Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)
II.Фонетическая зарядка.
- Какой сегодня дежурный звук?
- П
- Назовите великих людей у которых в именах и фамилиях есть звук «П».
- Пастернак Борис Леонидович, В.В.Путин, А.С.Пушкин, Перов Василий Григорьевич, Шарль Перро, Пётр I, Пабло Пикассо…
- Кто сегодня дежурный?
- Сегодня дежурный я, отсутствующих нет.
III. Актуализация прежних знаний.
Фронтальная беседа по теории сложного предложения.
- Какая тема была на прошлом уроке?
- Сложные предложения.
- Сегодня мы продолжим работать со сложными предложениями. (На доске)
- определите тип предложений (один ученик у доски)
Гроза прошла, и выглянуло солнце. Мы не пошли гулять, потому что началась гроза. (сложные)
- как определили? (2 грамматические основы)
Солнце светит. Недавно дождь прошёл.(простые)
- Ребята, мы много уже знаем о сложном предложении. Давайте вспомним немного теории.
- Какие предложения называются “ сложными”?
- На какие 2 группы делятся сложные предложения?
- Какие вы знаете союзные предложения?
- Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Какие предложения называются сложносочиненными?
- Из всего вышесказанного давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.
Сложное предложение с различными видами связи.
IV. Работа над темой урока (практическая деятельность учащихся)
Работа в паре. Откройте учебник на с…, прочитайте задание. Первая пара выписывает ССП предложения, вторая пара выписывает СПП предложения, третья пара БСП.
- Проверим.
3. Редактирование предложений.
- Ребята, а сейчас ваша задача усложнится: вам необходимо из главных и придаточных предложений составить сложные.
Трава была сочная, потому что в мае шли дожди.
Поездку на остров пришлось отложить, так как на море разыгрался сильный шторм.
Мы надеялись, что наша команда победит в предстоящих футбольных матчах.
Я зайду к тебе, если у меня будет свободное время.
V. Закрепление материала (обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся)
Расставить знаки препинания.
Приеду в Москву скоро, но неизвестно останусь ли я в городе.
Уля не сразу поняла, что произошло в их доме.
Когда рассказывал учитель, я долго слушал у окна.
Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты.
VI.Самостоятельная работа.
1) Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка.
2) Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли.
3) Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.
4) Ты понял жизни цель: счастливый человек,
для жизни ты живешь.
5) Травка зеленеет, солнышко блести, ласточка с весной в сени к нам летит.
6) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
последние листы с нагих своих ветвей.
7) Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.
8) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
Примечание. Учащиеся в заранее приготовленных листочках проставляют знаки препинания. Образец карточки с ответами
Ответ:
ответ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ССП | СПП | СПП | БСП | БСП | БСП | БСП | ССП |
VI. Домашнее задание
Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы
Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.
Учебник: с.153 упр.221 (предложение № 1 по заданию)
VI. Рефлексия.
- Для чего нужно знать о сложных предложениях с различными видами связи, в каких текстах они используются ?
- Достигнуты ли цели и задачи, которые мы ставили в начале урока?
- Я считаю, что те цели и задачи, которые ставила я, составляя урок, мы выполнили. Спасибо Вам. Я сегодня довольна вашей работой.
Работа с сигнальными карточками.
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
VII. Выставление оценок.