Дата: 13. 11. 2018
Урок №47
Класс: 7
Тема: «Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных».
Цель урока:
- повторить правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных;
- обобщить и закрепить знания по теме «Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных» на практике;
- продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся.
Задачи урока:
-
Образовательная
-
Закрепить сведения об условиях написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
-
обобщить и систематизировать сведения о правописании -Н- и -НН- в суффиксах прилагательных;
-
выработать практические умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.
-
Развивающая
-
Воспитательная
-
формировать коммуникативные умения, положительное и внимательное отношение к русскому языку, а, следовательно, и к культуре своего народа.
Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, работа с учебником, работа с использованием ЭОР.
Планируемые УУД: научиться различать условия написания Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.
Оборудование: учебник русского языка, карточки с индивидуальными заданиями, интерактивная доска.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Надеюсь, что сегодняшний наш урок будет запоминающимся, интересным и плодотворным для вас и для меня.
- Определение темы и цели урока мы сформулируем чуть позже, после того, как выполним несколько заданий.
2. Введение в тему
- Прослушайте отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога» (Слайд 2)
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор! –
Листья поблёкнуть еще не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
- Запишите в тетрадь два слова, относящиеся к очень необычной части речи. А необычная она потому, что включает в себя признаки двух самостоятельных частей речи: прилагательного и глагола. Одни лингвисты относят эту единицу к самостоятельной части речи, другие же считают ее особой формой глагола. Так о каких словах и части речи я говорю? (Причастия)
- Назовите эти причастия. (Неокрепший – действит. прич. прош. вр., тающий – действит. прич. наст. вр.)
- А теперь вспомните определение причастия.
- Скажите, в словосочетании «проделанная работа» есть причастие? На какие вопросы оно отвечает?
- Определение причастию вы дали. А что такое причастный оборот?
3. Орфографический практикум
Ученик получает карточку со словами, записывает их на доске, вставляя пропущенные буквы. Заранее определяется проверяющий. Тем временем один ученик получает индивидуальное задание (вставить Н или НН, определяя, где причастия, а где отглагольные прилагательные), которое будет объяснено после повторения темы. Ещё 2 ученика выполняют самостоятельные задания.
Задание у доски: пустынная местность, нефтяная скважина, соломенное чучело, стеклянная посуда, заплетённый, колющий, строящийся, слышавший, увидевший, уважаемый, видимый, сушёные грибы.
Слайд 3
Карточка ученика: пусты…ая местность, нефтя…ая скважина, соломе…ое чучело, стекля…ая посуда, заплетё…ый, кол…щий, стро…щийся, слыш…вший, увид…вший, уважа…мый, вид…мый, сушё…ые грибы.
Индивидуальное задание: поджаренное мясо, копчёная рыба, варенный в кастрюле картофель, гружёная машина, связанное одеяло, кипячёная вода.
Вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов.
Карточка ученика: поджаре…ое мясо, копчё…ая рыба, варе…ый в кастрюле картофель, гружё…ая машина, связа…ое одеяло, кипячё…ая вода.
«Синтаксическая разминка» (индивид. задание для двух учеников)
Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу, выделить причастные обороты и суффиксы причастий.
Лес стоящий всё лето сухим загорелся и в небо стал подниматься удушливый дым наполнявший воздух густыми кольцами.
Перестроить и записать предложение так, чтобы причастные обороты стали необособленными.
(Лес, стоящий всё лето сухим, загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым, наполнявший воздух густыми кольцами. Стоящий – действит. прич. наст. вр., наполнявший – действит. прич. прош. вр.
Стоящий всё лето лес загорелся, и в небо стал подниматься наполнявший воздух густыми кольцами удушливый дым.)
4. Синтаксическая пятиминутка
Слайд 4
- Скажите, есть ли причастный оборот в предложении, выделенном синем шрифтом, которое вы видите на слайде?
- Теперь вам нужно составить предложение, выполнив следующие четыре задания.
-
В предложении
«Целый день я скитался по густому лесу и наконец увидел протоптанную в ягодниках и мхах тропинку»
найдите причастный оборот с определяемым словом и запишите его, поставив определяемое слово в И. п. перед причастным оборотом.
- Записывайте в тетрадь то, что у вас получается. (Кто правильно ответил выходит и записывает на доске)
Слайд 5
-
Найдите в предложении глагол в инфинитиве
«Ему хотелось вести себя настойчивее»
поставьте слово в форму прошедшего времени, ж.р., ед. ч.;
-
Добавьте обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом, из предложения
«Он с трудом продвигался к полю, изучая всё новые и новые места».
Слайд 6
-
Из первой части сложного предложения возьмите подлежащее и поставьте это слово в форму В.п. ед.ч. с предлогом через.
«Далеко за деревней находилось болото, которое обходили стороной даже местные старожилы»
Слайд 7
Какое предложение у вас получилось?
ТРОПИНКА, ПРОТОПТАННАЯ В ЯГОДНИКАХ И МХАХ, ВЕЛА К ПОЛЮ ЧЕРЕЗ БОЛОТО.
-
Найдите слово, которое относится к такому уникальному языковому явлению как причастие. Какое это слово? (протоптанная)
-
Разберите это слово по составу.
-
Какая орфограмма в этом слове самая сложная? Объясните ее. Помог ли вам в определении правописания суффикса морфемный разбор?
-
Образуйте от причастия ПРОТОПТАННАЯ краткую форму. Сколько Н будете писать в суффиксе?
-
Ребята, а почему Смайлик на слайде 8 задумался? Может быть, я где-то допустила ошибку?
5. Повторение изученного
Перед тем, как вспомнить правила написания Н и НН, давайте прослушаем лингвистическую сказку.
Лингвистическая сказка: «Как причастия с прилагательными подружились».
Давно это было. Стояла в лесу избушка. Жили в ней причастия. А по соседству с ними бродили по лесу отглагольные прилагательные. Не было у них ни хлеба, ни крова.
Тогда отглагольные прилагательные собрались на совет. Посоветовались и решили проситься на постоянное жительство к причастиям.
Подошли к избушке, постучали и слышат:
- Кто там?
- Это мы, отглагольные прилагательные.
- Что вам нужно? – спрашивают причастия.
- Пустите нас к себе в избушку, мы хотим жить вместе с вами, - ответили отглагольные прилагательные. – Ведь мы, также как и вы, происходим от глаголов. Недаром ученики нас с вами путают.
- Подождите, мы посоветуемся.
Посоветовались причастия и говорят:
- Мы пустим вас, только отбросьте приставку и одну букву Н из суффикса.
И с тех пор живут отглагольные прилагательные и причастия в большой дружбе.
- Эту тему вы начали изучать на прошлом уроке. Сейчас попросим кого-то из вас попробовать себя в роли учителя и рассказать нам о правописании Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных (рассказ ученика).
- Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?
- Давайте рассмотрим задание, которое выполнял (а) ….. (на магнит вешаем на доску листок с выполненным заданием.) Слайды 12-13
6. Переходим к следующему этапу урока – «Цифровой диктант», где каждый в течение 2-х минут самостоятельно выполнит эту работу. Необходимо напротив словосочетаний поставить цифру 1, если в слове Н, или цифру 2, если НН. (Раздать карточки) Слайды 14-15
1. Закалённый боец – 2
2. Неписаная истина – 1
3. Копчёная колбаса – 1
4. Свежемороженая рыба – 1
5. Плетёная корзина – 1
6. Гружённый арбузами вагон – 2
7. Написанное письмо – 2
8. Стриженая липовая аллея – 1
9. Лакированные столы – 2
10. Нежданный гость – 2
Ученики проверяют работу друг у друга. На доске правильные ответы и критерии оценивания: «5» - 1 ош., «4» - 2-3 ош., «3» - 4-6 ош., «2» - больше 6 ош.
7. Работа в группах на 3 минуты на закрепление материала. Слайд 16
1 группа Определить вид выделенных слов, объяснить написание Н-НН. Кошеные травы, купленный товар, решённая задача, глаженая рубашка, сказанное слово. | 2 группа Сравните морфемный состав выделенных слов. Кошеные травы – скошенные травы, мощёная улица – вымощенная улица, тканый ковёр – вытканный платок, резаный арбуз – разрезанный арбуз. |
3 группа Чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний второго столбика? Объяснить написание Н-НН. Тканый ковёр – тканный мастером ковёр, квашеная капуста – квашенная на зиму капуста, гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки. | 4 группа Выделить суффиксы, объяснить написание Н-НН. Утрамбованная дорога, замаскированный дом, вязаный шарф, газированная вода. |
8. Выполнение упражнения 116.
9. Орфографическая задача на закрепление и внимание. Слайды 18-19
Тушённые овощи
Тушёные в духовке овощи
Потушёные овощи
Правильный ответ:
Тушёные овощи
Тушённые в духовке овощи
Потушённые овощи
Внешне слова одинаковые, а пишутся по-разному. Почему?
10. Домашнее задание (Слайд 20)
Параграф 16, упр. 118 (вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу, выделить причастия и причастные обороты).
Творческое задание по желанию
Напишите лингвистическую сказку
«Как причастие с Н перешло в разряд отглагольных прилагательных?»
11. Выставление отметок
1 группа Определить вид выделенных слов, объяснить написание Н-НН. Кошеные травы, купленный товар, решённая задача, глаженая рубашка, сказанное слово. | 2 группа Сравните морфемный состав выделенных слов. Кошеные травы – скошенные травы, мощёная улица – вымощенная улица, тканый ковёр – вытканный платок, резаный арбуз – разрезанный арбуз. |
3 группа Чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний второго столбика? Объяснить написание Н-НН. Тканый ковёр – тканный мастером ковёр, квашеная капуста – квашенная на зиму капуста, гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки. | 4 группа Выделить суффиксы, объяснить написание Н-НН. Утрамбованная дорога, замаскированный дом, вязаный шарф, газированная вода. |
Орфографический практикум Пустынная местность, нефтяная скважина, соломенное чучело, стеклянная посуда, заплетённый, колющий, строящийся, слышавший, увидевший, уважаемый, видимый, сушёные грибы. | Индивидуальное задание: поджаренное мясо, копчёная рыба, варенный в кастрюле картофель, гружёная машина, связанное одеяло, кипячёная вода. Вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов. |
«Синтаксическая разминка» Лес, стоящий всё лето сухим, загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым, наполнявший воздух густыми кольцами. Стоящий – действит. прич. наст. вр., наполнявший – действит. прич. прош. вр. Стоящий всё лето лес загорелся, и в небо стал подниматься наполнявший воздух густыми кольцами удушливый дым. | «Цифровой диктант» 1. Закалённый боец – 2 2. Неписаная истина – 1 3. Копчёная колбаса – 1 4. Свежемороженая рыба – 1 5. Плетёная корзина – 1 6. Гружённый арбузами вагон – 2 7. Написанное письмо – 2 8. Стриженая липовая аллея – 1 9. Лакированные столы – 2 10. Нежданный гость – 2 |
Лингвистическая сказка: «Как причастия с прилагательными подружились». Давно это было. Стояла в лесу избушка. Жили в ней причастия. А по соседству с ними бродили по лесу отглагольные прилагательные. Не было у них ни хлеба, ни крова. Тогда отглагольные прилагательные собрались на совет. Посоветовались и решили проситься на постоянное жительство к причастиям. Подошли к избушке, постучали и слышат: - Кто там? - Это мы, отглагольные прилагательные. - Что вам нужно? – спрашивают причастия. - Пустите нас к себе в избушку, мы хотим жить вместе с вами, - ответили отглагольные прилагательные. – Ведь мы, также как и вы, происходим от глаголов. Недаром ученики нас с вами путают. - Подождите, мы посоветуемся. Посоветовались причастия и говорят: - Мы пустим вас, только отбросьте приставку и одну букву Н из суффикса. И с тех пор живут отглагольные прилагательные и причастия в большой дружбе. | 1 группа Определить вид выделенных слов, объяснить написание Н-НН. Кошеные травы, купленный товар, решённая задача, глаженая рубашка, сказанное слово. | 2 группа Сравните морфемный состав выделенных слов. Кошеные травы – скошенные травы, мощёная улица – вымощенная улица, тканый ковёр – вытканный платок, резаный арбуз – разрезанный арбуз. | 3 группа Чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний второго столбика? Объяснить написание Н-НН. Тканый ковёр – тканный мастером ковёр, квашеная капуста – квашенная на зиму капуста, гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки. | 4 группа Выделить суффиксы, объяснить написание Н-НН. Утрамбованная дорога, замаскированный дом, вязаный шарф, газированная вода. | |
1 группа Определить вид выделенных слов, объяснить написание Н-НН. Кошеные травы, купленный товар, решённая задача, глаженая рубашка, сказанное слово. | 2 группа Сравните морфемный состав выделенных слов. Кошеные травы – скошенные травы, мощёная улица – вымощенная улица, тканый ковёр – вытканный платок, резаный арбуз – разрезанный арбуз. |
3 группа Чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний второго столбика? Объяснить написание Н-НН. Тканый ковёр – тканный мастером ковёр, квашеная капуста – квашенная на зиму капуста, гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки. | 4 группа Выделить суффиксы, объяснить написание Н-НН. Утрамбованная дорога, замаскированный дом, вязаный шарф, газированная вода. |
Напротив словосочетаний поставьте цифру 1, если в слове Н, или цифру 2, если НН. 1. Закалё…ый боец – 2. Неписа…ая истина – 3. Копчё…ая колбаса – 4. Свежемороже…ая рыба – 5. Плетё…ая корзина – 6. Гружё…ый арбузами вагон – 7. Написа…ое письмо – 8. Стриже…ая липовая аллея – 9. Лакирова…ые столы – 10. Нежда…ый гость – | Напротив словосочетаний поставьте цифру 1, если в слове Н, или цифру 2, если НН. 1. Закалё…ый боец – 2. Неписа…ая истина – 3. Копчё…ая колбаса – 4. Свежемороже…ая рыба – 5. Плетё…ая корзина – 6. Гружё…ый арбузами вагон – 7. Написа…ое письмо – 8. Стриже…ая липовая аллея – 9. Лакирова…ые столы – 10. Нежда…ый гость – |
Напротив словосочетаний поставьте цифру 1, если в слове Н, или цифру 2, если НН. 1. Закалё…ый боец – 2. Неписа…ая истина – 3. Копчё…ая колбаса – 4. Свежемороже…ая рыба – 5. Плетё…ая корзина – 6. Гружё…ый арбузами вагон – 7. Написа…ое письмо – 8. Стриже…ая липовая аллея – 9. Лакирова…ые столы – 10. Нежда…ый гость – | Напротив словосочетаний поставьте цифру 1, если в слове Н, или цифру 2, если НН. 1. Закалё…ый боец – 2. Неписа…ая истина – 3. Копчё…ая колбаса – 4. Свежемороже…ая рыба – 5. Плетё…ая корзина – 6. Гружё…ый арбузами вагон – 7. Написа…ое письмо – 8. Стриже…ая липовая аллея – 9. Лакирова…ые столы – 10. Нежда…ый гость – |
Напротив словосочетаний поставьте цифру 1, если в слове Н, или цифру 2, если НН. 1. Закалё…ый боец – 2. Неписа…ая истина – 3. Копчё…ая колбаса – 4. Свежемороже…ая рыба – 5. Плетё…ая корзина – 6. Гружё…ый арбузами вагон – 7. Написа…ое письмо – 8. Стриже…ая липовая аллея – 9. Лакирова…ые столы – 10. Нежда…ый гость – | Напротив словосочетаний поставьте цифру 1, если в слове Н, или цифру 2, если НН. 1. Закалё…ый боец – 2. Неписа…ая истина – 3. Копчё…ая колбаса – 4. Свежемороже…ая рыба – 5. Плетё…ая корзина – 6. Гружё…ый арбузами вагон – 7. Написа…ое письмо – 8. Стриже…ая липовая аллея – 9. Лакирова…ые столы – 10. Нежда…ый гость – |
Лингвистическая сказка: «Как причастия с прилагательными подружились».
Давно это было. Стояла в лесу избушка. Жили в ней причастия. А по соседству с ними бродили по лесу отглагольные прилагательные. Не было у них ни хлеба, ни крова.
Тогда отглагольные прилагательные собрались на совет. Посоветовались и решили проситься на постоянное жительство к причастиям.
Подошли к избушке, постучали и слышат:
- Кто там?
- Это мы, отглагольные прилагательные.
- Что вам нужно? – спрашивают причастия.
- Пустите нас к себе в избушку, мы хотим жить вместе с вами, - ответили отглагольные прилагательные. – Ведь мы, также как и вы, происходим от глаголов, недаром ученики нас с вами путают.
- Подождите, мы посоветуемся.
Посоветовались причастия и говорят:
- Мы пустим вас, только отбросьте приставку и одно Н из суффикса.
И с тех пор живут отглагольные прилагательные и причастия в большой дружбе.
«Синтаксическая разминка»
Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу, выделить причастные обороты и суффиксы причастий.
Лес стоящий всё лето сухим загорелся и в небо стал подниматься удушливый дым наполнявший воздух густыми кольцами.
Перестроить и записать предложение так, чтобы причастные обороты стали необособленными.
«Синтаксическая разминка»
Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу, выделить причастные обороты и суффиксы причастий.
Лес стоящий всё лето сухим загорелся и в небо стал подниматься удушливый дым наполнявший воздух густыми кольцами.
Перестроить и записать предложение так, чтобы причастные обороты стали необособленными.
«Синтаксическая разминка»
Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу, выделить причастные обороты и суффиксы причастий.
Лес стоящий всё лето сухим загорелся и в небо стал подниматься удушливый дым наполнявший воздух густыми кольцами.
Перестроить и записать предложение так, чтобы причастные обороты стали необособленными.
«Синтаксическая разминка»
Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу, выделить причастные обороты и суффиксы причастий.
Лес стоящий всё лето сухим загорелся и в небо стал подниматься удушливый дым наполнявший воздух густыми кольцами.
Перестроить и записать предложение так, чтобы причастные обороты стали необособленными.
«Синтаксическая разминка»
Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу, выделить причастные обороты и суффиксы причастий.
Лес стоящий всё лето сухим загорелся и в небо стал подниматься удушливый дым наполнявший воздух густыми кольцами.
Перестроить и записать предложение так, чтобы причастные обороты стали необособленными.
Карточка ученика: пусты…ая местность, нефтя…ая скважина, соломе…ое чучело, стекля…ая посуда, заплетё…ый, кол…щий, стро…щийся, слыш…вший, увид…вший, уважа…мый, вид…мый, сушё…ые грибы.
Карточка ученика: пусты…ая местность, нефтя…ая скважина, соломе…ое чучело, стекля…ая посуда, заплетё…ый, кол…щий, стро…щийся, слыш…вший, увид…вший, уважа…мый, вид…мый, сушё…ые грибы.
Вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов.
Поджаре…ое мясо,
копчё…ая рыба,
варе…ый в кастрюле картофель,
гружё…ая машина,
связа…ое одеяло,
кипячё…ая вода.
Вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов.
Поджаре…ое мясо,
копчё…ая рыба,
варе…ый в кастрюле картофель,
гружё…ая машина,
связа…ое одеяло,
кипячё…ая вода.