СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Повторение темы "Сложноподчинённое предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Повторение темы "Сложноподчинённое предложение"»


Урок русского языка

9 класс Дата__________

Тема: Повторение «Сложноподчинённое предложение»

Цель: Закрепить и обобщить знания о сложноподчинённых предложениях

Задачи:

  1. Общеобразовательные: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, составлять графически схемы, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, привести в систему знания по теме.

  2. Воспитывающие: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий; воспитывать любовь к родному языку, нормы поведения.

  3. Развивающие: учить выделять главное, существенное в изученном материале; развивать познавательные интересы, творческие способности и монологическую речь учащихся.

Оборудование:

  • таблицы «Знаки препинания в СПП»,

  • индивидуальные карточки с дифференцированным заданием,

  • листы А-3, маркеры для составления кластеров,

  • листы самооценки,

  • аудиозапись для физминутки.


Ход урока

I.Организационный момент(2 мин.).

Проверка готовности к уроку. Объявление учителем темы урока.

Ребята! Мы уже познакомились с таким языковым явлением, как сложноподчинённое предложение. На уроках русского языка вы учились определять виды придаточных предложений, тренировались в расстановке знаков препинания в сложноподчинённых предложениях. Сегодня наш урок мы посвятим повторению всего, что изучили о СПП. Каковы же цели нашего урока?

Постановка целей урока. Запись числа и темы в тетрадь. Распределить класс на две команды. Раздать листы самооценки учащегося (приложение1).

Заполнение листа самооценки учащегося.

II. Работа с эпиграфами урока(2 мин.). (Дети в тетрадях записывают понравившийся эпиграф, объясняют, почему понравился. Анализируют предложения, выявляют, что между ними общего)

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает.
(Д.С. Лихачев)

С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. (К.Паустовский).

Заполнение листа самооценки учащегося.

III. Работа по теме урока.

1.Орфографический практикум(5 мин).

(Два человека - у доски. Работа с карточками)

Карточка 1.Вставить пропущенные буквы. Чередующаяся глассная в корне слова.

Подб..ру, соб..раю, з..ря, з..рьки, р..стение, Р..стов, Р..стислав, р..стовщик, сд..ру, заж..гать, расст..литься, расст..лаюсь, заб..ру, выч..тать , выр..сли.


Карточка 2. Выписать из эпиграфов имена существительные и определить сколько букв и сколько звуков в каждом слове?

(Ценность-8б.,6зв.; язык-4б., 5зв.; народа-6б.6зв.; языком-6б., 7зв.; чудеса-6б.,6зв.; жизни-5б.,5зв.; сознании-8б.,8зв., словом-6б,6зв.)

Весь класс – распределительный диктант: Правописание приставок пре- и при-

 Прибивать, привязать, привокзальный, притормозить, приземлиться, , приклеить, приложить , приписать, приоткрыть. Премилый, презлющий, пренеприятный, преспокойный, прервать, преграда, прелестный, прекрасный, пришкольный.

Проверка.

Заполнение листа самооценки учащегося.

2. Синтаксическая разминка.

- Кодированный диктант (2 мин)

  • Я поднял книгу, упавшую со стола. (ПП)

  • Светило солнце, но было очень холодно. (ССП)

  • Не выходи на улицу, потому что уже стемнело.(СПП)

  • Я вышел во двор, на небе стояла полная луна.(БCП)

Проверка (ответы на обратной стороне доски)

Заполнение листа самооценки учащегося

-Устная работа (1 мин)

Вспомните классификацию предложений:

Предложения

Простые Сложные(союзные и бессоюзные)


Бессоюзные Сложносочиненные Сложноподчиненные




СПП с придаточными определительными

СПП с придаточными изъяснительными

СПП с придаточными обстоятельственными


Заполнение листа самооценки учащегося.

3.Работа в группах (5 мин)

1.Кластер о сложноподчинённом предложении (структура, связь, виды придаточных, СПП с несколькими придаточными, знаки препинания)

Первая группа – СПП с придаточным определительным.

Вторая группа – СПП с придаточным изъяснительным.

Защита кластеров(5 мин)

Заполнение листа самооценки учащегося.

Весь класс : СПП с придаточным обстоятельственным.

1.Отвечает на вопросы, свойственные обстоятельствам: где?, откуда?, как?, когда?

2.Придаточные: времени, места, причины, цели, условия, следствия, уступки, образа, меры и степени действия, сравнения.

3.Средства связи: союзы и союзные слова.

4.Относятся ко всей главной части.

5. В главной части могут находиться указательные слова(там, туда, тот, то и т.д.)

Заполнение листа самооценки учащегося.

2. Как связаны главное и придаточное предложения?

Ответ: Они связаны с помощью подчинительной связи (подчинительных союзов и союзных слов), а также интонации.

Проблема: Как отличить союзы от союзных слов?

-Cоюзы и союзные слова. (3 мин)

Распределить предложения в 2 столбика (Работа с карточками):

1. Он сказал, что сестра не вернётся к ужину.

2.Мы не заметили, как пришло время уезжать.

3. Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу.

4.Всегда грустно, когда приходится расставаться.

5. Я знаю, что он будет делать завтра.

6. Тот день, когда мы встретились впервые, я не забуду никогда

Заполнение листа самооценки учащегося.

Проверка(ответы на обратной стороне доски):3,5,6(союзные слова) 1,2,4(союзы)

3.Минутка релаксации(2 мин.)

музыка

4. Виды придаточных предложений.(1 мин)

Проблема: Как определить вид придаточного?

Ответы: ( по вопросу и по средству связи)

5. Работа с СПП, дифференцированная(10 мин)

Проверка: руководители групп получают ключи, проверяют и выставляют оценки.

Заполнение листа самооценки учащегося.

ΙΙΙ. Подведение итога урока. Рефлексия. Оценки и их комментарий.(5 мин)

-Достигли ли мы целей, поставленных вначале урока?

-Выполнили ли задачи, которые стояли перед нами?

- Какую роль в нашей речи играют сложноподчиненные предложения?

(Украшают нашу речь, позволяют более полно выразить свои мысли, помогают сформулировать вопросы и дать на них полные, раскрытые ответы, помогают дать яркую характеристику человеку).

Учитель. Мы обобщили и систематизировали материал по теме «Сложноподчиненное предложение», работали над составлением схем, предложений. Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями.

Метод «Микрофон» . Закончите фразы, которые должны быть СПП.

  1. Главным для меня на уроке было то, …

  2. Меня порадовало на уроке то, …

  3. Теперь я буду знать, что …

  4. Меня огорчило то, что …

  5. Итогом урока считаю …

  6. Теперь я буду знать …

  7. Я рад, что…

  8. Я хотел бы, чтобы…

ΙV. Домашнее задание(2 мин).

Подготовиться к контрольной работе, повторить теоретический материал.

Выбрать из произведений литературы 6 СПП предложений с разными придаточными.



4