СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока-практикума психологического здоровья на тему "Самоуважение"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие учит укреплять позитивную самооценку обучающихся. Обучает методикам формирования позитивной самооценки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-практикума психологического здоровья на тему "Самоуважение"»

Конспект урока – практикума психологического здоровья на тему: «Самоуважение»

Цели урока:

  1. Укрепить позитивную самооценку учащихся.

  2. Помочь им осознать возможность формирования позитивной самооценки.

  3. Обучить методикам формирования позитивной самооценки.

  4. Продемонстрировать негативное влияние употребления психоактивных
    веществ на правильную и позитивную самооценку.

План урока:


  1. Приветствие ведущего и игра-активатор «Я умею...».

  2. Дискуссия «Умения и самоуважение».

  3. Психологическое упражнение «Пять качеств».

  4. Быстрый круг.

5. Игра «Все наоборот».

6. Дискуссия «Самоуважение и употребление психоактивных веществ».

7.Итоговый круг « Интересное - полезное».

Материалы для урока:


  1. Листы ватмана и фломастеры (или доска и мел).

  2. Листы бумаги по количеству участников, карандаши, фломастеры или ручки.


Ход урока:

1. Опрос учащихся: « за что можно себя уважать. Ответы записать на доске или на листе ватмана.

Вывод: «Правильно, можно и нужно уважать себя за свои качества, за то, какой ты, что собой представляешь. Наверняка такие качества, которые достойны уважения, есть у каждого из вас».

2. Психологическое упражнение «Пять качеств»

Чтобы их лучше понимать, мы сейчас выполним упражнение. В тетради на отдельном листе обведите свою руку с растопыренными пальцами, а потом в контур каждого пальца впишите по одному вашему качеству, которое вам нравится и за которое вы можете себя уважать.

Кому одной руки не хватит, тот может на другой странице обвести другую.

(Следует обойти круг и посмотреть, как получается упражнение у каждого из учеников, затрудняющимся — помочь).

Замечательно! Каждый сумел найти в себе по крайней мере пять качеств, достойных уважения. А я не сомневаюсь, что на самом деле у каждого из вас их даже больше. Конечно, не всегда человеку все в себе нравится. Есть такие качества, которые мы в себе не любим и за которые обычно уважать себя не хотим.

Но я хочу сказать, что часто те свои качества и свойства, которые человек считает отрицательными, на деле, при другом угле зрения, получаются совсем не такими уж плохими или бесполезными, как сначала казалось. Каждое нелюбимое качество может вдруг стать очень нужным, необходимым его владельцу, и его наличие будет способно вызывать самоуважение. Вот посмотрите на этот слайд. Видите, на слайде справа и слева написаны свойства характера человека в зависимости от того, как к ним можно относиться в разных ситуациях.

3. Быстрый круг



Давайте для каждого свойства по кругу сначала придумаем ситуацию, когда свойство является негативным потом - позитивным.

(Необходимо следить за тем (если потребуется, быстро предлагать самому), чтобы ситуации описывались очень кратко, например: для разведчика разговорчивость — это болтливость, а для артиста — общительность и т.д.)

А теперь я предлагаю вам сыграть в игру «Все наоборот».

4. Игра «Все наоборот»

Сейчас по кругу мы будем называть те свои качества, которые нам не нравятся. Каждый называет одно свое качество. После того как он это сделал, задача всех остальных - переоценить это качество и найти его позитивную сторону. Начинать нужно словами «Все наоборот, зато ты...». Например, если кто-нибудь скажет: «Я ленивый», можно возразить: «Все наоборот, зато ты здорово умеешь расслабляться и отдыхать».

(Если кто-либо из учеников вместо отрицательного качества назовет какое-либо нейтральное или положительное, то будет лучше не заставлять его обязательно сменить его на негативное, а обратить внимание класса на возможные отрицательные стороны названного качества. Если группа не может трансформировать негативное качество в позитивное, то ученикам следует обязательно помочь, чтобы тот, кто нашел у себя это негативное качество, не остался убежденным, что оно исключительно негативное).

  • Ну как, понравилась игра? Мы с вами потренировались в перемене угла зрения на свои нелюбимые качества, в умении находить хорошее и полезное в якобы ненужном и плохом.

  • Вот видите, оказывается, уважение к себе можно испытывать, даже когда есть что-то, что в себе не нравится. Во-первых, потому, что это «что-то» не так уж плохо. А во-вторых, если человек осознает, что это плохое в нем имеется, что может помешать ему это изменить, от этого избавиться? Я думаю, уважения к себе это только добавит.

5. Быстрый круг

А теперь давайте быстро выскажем свое мнение по такому вопросу: кому легче уважать себя - тому, кто дорожит своими убеждениями и принципами, или тому, кто меняет их в зависимости от мнения окружающих?

(В конце этого круга, когда все ученики выскажут свое мнение, необходимо обобщить их ответы и акцентировать внимание на том, что способность оставаться на своей точке зрения очень ценна тогда, когда речь заходит об основополагающих принципах и убеждениях человека. Было бы очень полезно заметить, насколько повышает самоуважение твердая позиция относительно употребления наркотиков (но не следует упоминать то вредное вещество, которое, по результатам предварительного анкетирования, употребляет более 30% учеников в группе, например табак). В данном случае такая позиция будет свидетельствовать о развитом чувстве самоуважения у человека и одновременно являться источником его повышения.

6. Дискуссия «Самоуважение и употребление психоактивных веществ»

Как вы считаете, что происходит с самоуважением у тех, кто употребляет психоактивные

вещества?

(Безусловно, среди участников дискуссии будут те, кто выскажет мнение, что употребление алкоголя или наркотиков повышает самооценку, свидетельствует о «взрослости» и смелости употребляющего их. Ведущему следует наводящими вопросами обратить внимание на то, что у употребляющих психоактивные вещества возможны две проблемы с самооценкой:

  1. Пока действует психоактивное вещество, самомнение (не самоуважение) может у них быть неоправданно высоким.

  2. Кроме того, в любой момент у них может возникнуть чувство, ведущее к снижению самооценки: страх перед возможностью быть уличенным, стыд перед близкими за поведение, не оправдывающее их ожиданий.

Такие люди понимают, что поступают не вполне разумно, не на пользу себе. Все это, безусловно, отрицательно влияет на чувство самоуважения и обычно приводит к формированию постоянно заниженной самооценки, несмотря на внешнюю браваду).

7. Итоговый круг «Интересное - полезное»

Большое спасибо всем. Вы очень старательно работали. А теперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным или полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может говорить полминуты - минуту или просто сказать несколько слов.


























Конспект урока психологического здоровья на тему: «Уверенность в себе Навыки уверенного поведения».

Цели урока:

  1. Обсудить с подростками способы поведения и признаки, характерные для
    уверенного в себе человека.

  2. Отработать на практике некоторые из этих способов поведения.

  3. Показать необходимость формирования определенных жизненных навыков
    человека.

  4. Предоставить подросткам возможность потренироваться в отстаивании своих
    убеждений.

План урока:


  1. Приветствие ведущего и игра-активатор «Я вижу».

  2. Обсуждение домашнего задания.

  3. Дискуссия «Признаки уверенного человека и последствия неуверенности в
    себе».

4. Ролевая игра «Сомнительное приключение» и ее обсуждение.

5. Итоговый круг «Интересное - полезное».

Материалы для урока:


  1. Ватман или школьная доска.

  2. Фломастеры.



Ход урока:

1. Приветствие и игра-активатор «Я вижу»

Добрый день. Мы начинаем с вами новое занятие. Сейчас мы поделимся на пары и сыграем в очень простую игру: нужно будет говорить партнеру, что он делает в данный момент, например: «Я вижу, что ты улыбаешься» или «Я вижу, что ты посмотрела в сторону». Количество высказываний (своих и своего партнера) нужно внимательно подсчитывать. В конце мы определим, кто подметил больше всего движений. Есть одно правило: нужно говорить только о действиях, нельзя называть качества или делать оценки (например, нельзя говорить: «Я вижу, что у тебя длинные волосы» или «Вижу, что ты глупый»). Старайтесь не перебивать друг друга.

(После 3—5 мин игру необходимо остановить и выяснить, кто сколько движений насчитал. Если возникнут споры по поводу того, что кто-либо высказывал оценки или эпитеты, следует обратить на это особое внимание и поинтересоваться, как себя чувствовал тот человек,

которого оценивали).

Отлично поиграли, чемпионом по наблюдательности сегодня стал «*». А теперь давайте поговорим о том, когда человек испытывал чувство уверенности или неуверенности в себе. Кто готов рассказать нам о таких случаях. (Следует послушать несколько историй. Особое внимание ребят следует обращать на подробное описывание рассказчиком своего поведения и своих высказываний, так как это может послужить материалом для обсуждения при выполнении следующих упражнений. Обязательно похвалите всех выступивших).

3. Дискуссия «Признаки уверенного человека и последствия неуверенности в себе»

Давайте сейчас вместе подумаем, по каким признакам мы можем отличить уверенного в себе человека от неуверенного. Как он выглядит? Как и что он говорит? Как ведет себя при разговоре?

(При обсуждении этого вопроса подростки могут в качестве признака уверенности в себе называть различные варианты агрессивного/заносчивого поведения. В этом случае следует проговорить с ними о том, как мнимая уверенность становится причиной нарушения прав других людей).

  • Перечень признаков уверенного в себе человека одновременно является и инструкцией для подростков по выработке навыков уверенности в себе. Поэтому каждый признак следует тщательно обсудить с ребятами для того, чтобы убедиться, насколько они принимают его и насколько хорошо его запомнили. На это обсуждение можно потратить значительное время.

  • Неуверенность же в себе может привести к крайне неблагоприятным последствиям. Каким? Для ответа на этот вопрос я покажу вам слайд, на котором художник попытался изобразить последствия отсутствия умения вести себя уверенно.

  • Демонстрируется слайд 6 «». При обсуждении последствий неуверенности в себе следует обратить внимание на то, что сформированность одного навыка облегчает задачу формирования другого (например, чем больше у меня прав и чем лучше я их реализую, тем более уверенным в себе я становлюсь).

В конечном счете отсутствие указанных на слайде жизненных навыков может привести к полному подчинению человека окружающему влиянию, а следовательно, к ликвидации его как самостоятельной личности.

4. Ролевая игра «Сомнительное приключение» и ее обсуждение

Разделите учеников на две—три равные группы, в которых назначьте одного или двух (в зависимости от размеров групп) «возмутителей спокойствия». После этого объясните правила.

Сейчас мы сыграем в игру. В каждой из групп есть «возмутители спокойствия». Это самые смелые и отчаянные ребята, которые ничего не боятся и которым все в жизни хочется попробовать. Их задача - убедить остальных членов группы всем вместе прыгнуть с парашютом с самолета. Но как стало известно, прыгать придется с древнего сомнительного «кукурузника» (какой-нибудь малоизвестной частной компании), парашюты будут очень старыми, а инструктор - алкоголик (поскольку, таким образом, прыжки будут стоить дешевле). Задача остальных участников - не только не согласиться, но и отговорить самих заводил.

Необходимо дать ученикам время подискутировать, после чего снова объединить их и попросить выступить из каждой группы по одному «возмутителю спокойствия» и одному участнику из числа «благоразумных». Попросите их ответить на следующие вопросы:

  • что было самым трудным в задании?

  • Сложно ли было отстаивать свое мнение? Появлялись ли сомнения в его правильности?

  • Удалось ли применить те способы поведения, о которых говорили ранее при обсуждении
    качеств уверенного в себе человека?

  • С кем из участников группы было приятнее всего разговаривать? Почему

  • С кем было неприятнее всего? Насколько важными казались аргументы тех и других?

5. Итоговый круг «Интересное - полезное»

Теперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным и полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может говорить полминуты - минуту или просто сказать несколько слов.

Итог урока:

На этом наш урок заканчивается. До следующей встречи!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!