СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока" Права и обязанности человека и гражданина" для 7 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенность урока заключается в том, что он направле на применение полученных знаний. Это урок - практикус

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока" Права и обязанности человека и гражданина" для 7 класса»


Технологическая карта урока


Ф.И.О.

Землякова Анастасия Ивановна

Предмет

Обществознание

Класс

7

Тема урока

Права и обязанности человека

Форма урока

Урок комплексного применения знаний и умений (урок - практикум)

Целевая установка урока, задачи


Образовательные:

Обеспечить усвоение учащимися основных прав и обязанностей, содержащихся в Конституции РФ;

Развивающие: развивать навыки работы с Конституцией, обобщать материал, выделять главное, анализировать и решать проблемные задачи;

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма; уважения к законам нашей страны.


Планируемые результаты

Личностные: понимать значимость уроков обществознания, а так же прав и обязанностей человека; формировать уважения к закону и государства.

Метапредметные: владеть умениями самостоятельной работы; уметь обобщать материал; уметь аргументировать и доказать свою точку зрения; способность размышлять, давать оценку процессам и явлениям.

Предметные:

Знать основные права и обязанности человека; уметь выделять основные группы прав и обязанности; уметь решать правовые задачи, использую знания о правах и обязанностях; уметь работать с Конституцией РФ.

Основные понятия

Права, обязанности, Конституция.

Ресурсы


Презентация «Права и обязанности человека», видеофрагменты сказок, Конституция РФ, раздаточный материал.

Технологии

Технология проблемного обучения, ИКТ, игровая технология, групповая технология.

Ход урока


Дидактическая
структура
урока

Содержание и

деятельность учителя

Деятельность
учеников

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Организационный момент

Приветствие учащихся. Фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид).

Подготовка к уроку

Ответственное отношение к предстоящему уроку.




Мотивация учебной деятельности


Для того чтобы перестроиться на новую тему, проведем небольшую разминку – поиграем.

Правила игры: Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах – капитаны. (учитель раздает карандаши, часть оставляет у себя). - Игра началась! (дети приходят в замешательство), учитель через 30 с. удивляется, что ученики не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету. - Игра началась! (учитель быстро останавливает игру и требует передавать карандаш через левое плечо) - Снова играем (опять останавливает игру, и по своему усмотрению, объявляет победителей).


- Что вам не понравилось в ходе игры?



- Что надо изменить, чтобы игра прошла успешно?







- Как вы думаете, почему мы начали урок с игры?

Что наша жизнь – игра. И на уроках права мы знакомимся с самыми важными правилами этой игры – законами. Закон регулирует все стороны нашей жизни, а незнание закона может привести к замешательству (которое было у нас в игре). На примере разминки в начале занятия, полагаю, что мне удалось убедить вас в серьезности и значимости наших уроков права.

Примерные ответы учащихся:






























-В игре не понравилась нечестность



-Чтобы игра прошла успешно, в ней должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными.


-Мы начали этот урок с игры, для того чтобы осознать важность правил, законов.

Понимание значимости уроков права, а так же прав и обязанностей человека.

Формирование уважения к закону и государства

Умение грамотно использовать имеющиеся знания, формулировать и излагать свои мысли.


Способность применять обществоведческие знания, владение понятийным аппаратом.

Постановка цели и задач урока




Посмотрите вокруг: сколько непохожих друг на друга людей сегодня собрались в этом кабинете. Все мы такие разные: цвет глаз, волос, возраст, интересы. Но у нас много общего.

-Что именно?







-Все мы – люди, мы - граждане России, у всех нас есть права и обязанности, но всегда ли эти права соблюдаются.

Да, сегодня, мы поговорим о правах и обязанностях.

Но это будет необычный урок. Посмотрите на экран



-Прочитайте фразу и подумайте, почему этот урок будет необычным

На экране «Ты можешь знать всё что угодно, но пока ты не доказал это на практике, ты не знаешь ничего!»



-Основная цель нашего урока, какова?






У нас будет не простой урок, а урок практикум, будем применять полученные знания на практике. Мы с вами на предыдущих уроках разговаривали про права человека и гражданина, выделяли их в группы, определяли основные обязанности.

Примерные ответы учащихся:







-Все мы люди с правами и обязанностями





-Права и обязанности соблюдаются не всегда











-Этот урок будет необычным, так как мы будем проверять наши знания на практике





-основная цель урока - применить полученные знания о правах и обязанностях на практике

Критическая оценка получаемой информации.

Осознание необходимости получения новых знаний

Способность размышлять, давать оценку процессам и явлениям.

Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов об­щественной жизни.

Актуализация знаний

Давайте вспомним



-Что же такое права?





То есть это возможность совершать определенные действия или воздерживаться от их совершения.

Права, свободы и обязанности человека свя­заны между собой. Вместе они составляют правовой статус гражданина

Правовой статус человека в нашей стране определяется в Кон­ституции Российской Федерации (гл. 2 «Права и свободы чело­века и гражданина»).



-Давайте вспомним группы прав






- Что же такое обязанность?







-Вспомните, какие конституционные обязанности есть у гражданина Российской Федерации.



















- Подумайте, к каким последствиям привело бы невыполнение этих обязанностей.



Действительно, человек знает свои права лучше, чем свои обязанности; часто он вообще забывает о последних. Например, каждый имеет право на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Именно его вы реализуете, когда посещаете библиотеку, музей, театр либо отправляетесь на экскурсию по историческим или памятным местам.


Но как обстоит дело с выполнением соответствующей обязанности: заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры? Вспомните об испорченных библиотечных книгах, повреждённых музейных экспонатах, различных рисунках и надписях на памятниках истории и архитектуры. Часто человек, охваченный сиюминутным желанием увековечить своё имя, сделав на стене древнего храма надпись «Здесь был Вася», не понимает губительных последствий.

Примерные ответы учащихся:


- Права – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.














-Основные группы прав: личные, политические, экономические, социальные, духовные.


- Безусловные для выполнения действия, по общественным требованиям или внутренним побуждениям.


-Конституция РФ говорит следующих обязанностях человека и гражданина:

1) соблюдать Конституцию РФ и законы

2) уважать права и свободы других лиц

3) обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях

4) обязанность каждого получить основное общее

5) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия

6) платить законно установленные налоги и

7) сохранять природу и окружающую среду

8) обязанность граждан Российской Федерации защищать Отечество



- Несоблюдение этих обязанностей может привести к всевозможным негативным последствиям, как межличностным ссорам, так и к чему-то более глобальному, что может отразиться на моральном, так физическом здоровье

Способность определять свою позицию, умение учитывать и принимать мнение одноклассников по различным вопросам и явлениям.

Обобщение полученного материала на уроке.

Умение аргументировать и доказать свою точку зрения.

Знание ряда ключевых понятий: права, обязанности. Умение выделять основные группы прав и обязанности.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Сейчас на примере героев сказок будем определять права. Эти права вы записывайте в наш кроссворд, который находится на доске, если все права будут названы, то мы получим главное слово. Слово право мы не вписываем. Например, право на собственность. Слово право не пишем, а пишем только собственность. Итак, пишем в тетради, а потом будем проверять


Показ видеороликов

1.Съев колобка, лиса нарушила его право на… (личную неприкосновенность).

2.Какое право реализует Гарри Поттер (передвижение)

3. Буратино. Какое право Буратино так и не реализовал (на образование)

4. Какое право, наконец, получил джин. (на свободу.)

3. Маша и медведь. Какое право медведя маша, постоянно, нарушает (на отдых)

Итак, проверяем, давайте по очереди будем выходить, и вписывать слова. Итак, главное слово у нас «Право»

Вы должны не только знать свои права, но и уметь ими пользоваться. Это поможет в решении конкретных жизненных ситуаций.


Итак, мы разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает и попадает в неприятные истории.


Групповая работа.

На конкретных примерах мы постараемся закрепить изученный материал. Каждая группа получит карточку со своим заданием.


1 группа

-Мальчика Колю воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу, заставляя выполнять домашнюю работу во время уроков. Коля с ней во всём соглашается. Какое его право нарушено, найдите это право в Конституции?




Группа 2

- Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, всё разбросали, поломали и ушли. Какие обязанности они нарушили?




Группа 3

- Аня завела дневник и записывала в него самые сокровенные мысли. Мальчики-одноклассники вытащили дневник, прочитали, и стали её дразнить. Почему были не правы мальчики?




Учащиеся смотрят видеоролики и определяют права.

Самостоятельно их записывают в кроссворд, затем заполняем кроссворд на доске.






































- Нарушено право на образование и право не подвергаться насилию. Сам Коля нарушил право свободно выражать свои взгляды и обязанность получать образование

(Статья 43. Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.



- Обязанность сохранять окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ)


- Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну (ст. 23 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.


Понимание значимости уроков права, а так же прав и обязанностей человека.

Формирование уважения к закону и государства

Воспроизводить и понимать базовые знания по обществознанию.

Вырабатывать собственное мнение в ситуации разнообразия и возможной противоположности мнений.

Высказывать и защищать свою точку зрения.

Использовать элементы причинно-следственного ана­лиза.

Корректно вести учебный диалог




Знать основные права и обязанности человека.

Уметь определять права и обязанности человека на примере сказок.

Уметь решать правовые задачи, использую знания о правах и обязанностях.

Уметь работать с Конституцией РФ.

Информация о домашнем задании и рефлексия

Поднимите руки, кто считает, что активно работал на уроке и заслуживает отличной оценки. а теперь поднимите руки кто не совсем активно работал, но старался и хорошо работал на уроке. Выскажите, свое отношение к данному уроку.

Выставление отметок.

Домашнее задание - написать ЭССЕ

«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого»

Высказывают мнение по поводу, проведённого урока, рассказывают, что нового узнали.

Оценка эффективности своей деятельности.

Умение понять причины успеха или не успеха в учебной деятельности.

Выявление новых умений и знаний по предмету.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!