Мотивация учебной деятельности | Для того чтобы перестроиться на новую тему, проведем небольшую разминку – поиграем. Правила игры: Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах – капитаны. (учитель раздает карандаши, часть оставляет у себя). - Игра началась! (дети приходят в замешательство), учитель через 30 с. удивляется, что ученики не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету. - Игра началась! (учитель быстро останавливает игру и требует передавать карандаш через левое плечо) - Снова играем (опять останавливает игру, и по своему усмотрению, объявляет победителей). - Что вам не понравилось в ходе игры? - Что надо изменить, чтобы игра прошла успешно? - Как вы думаете, почему мы начали урок с игры? Что наша жизнь – игра. И на уроках права мы знакомимся с самыми важными правилами этой игры – законами. Закон регулирует все стороны нашей жизни, а незнание закона может привести к замешательству (которое было у нас в игре). На примере разминки в начале занятия, полагаю, что мне удалось убедить вас в серьезности и значимости наших уроков права. | Примерные ответы учащихся: -В игре не понравилась нечестность -Чтобы игра прошла успешно, в ней должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными. -Мы начали этот урок с игры, для того чтобы осознать важность правил, законов. | Понимание значимости уроков права, а так же прав и обязанностей человека. Формирование уважения к закону и государства | Умение грамотно использовать имеющиеся знания, формулировать и излагать свои мысли. | Способность применять обществоведческие знания, владение понятийным аппаратом. |
Постановка цели и задач урока | Посмотрите вокруг: сколько непохожих друг на друга людей сегодня собрались в этом кабинете. Все мы такие разные: цвет глаз, волос, возраст, интересы. Но у нас много общего. -Что именно? -Все мы – люди, мы - граждане России, у всех нас есть права и обязанности, но всегда ли эти права соблюдаются. Да, сегодня, мы поговорим о правах и обязанностях. Но это будет необычный урок. Посмотрите на экран -Прочитайте фразу и подумайте, почему этот урок будет необычным На экране «Ты можешь знать всё что угодно, но пока ты не доказал это на практике, ты не знаешь ничего!» -Основная цель нашего урока, какова? У нас будет не простой урок, а урок практикум, будем применять полученные знания на практике. Мы с вами на предыдущих уроках разговаривали про права человека и гражданина, выделяли их в группы, определяли основные обязанности. | Примерные ответы учащихся: -Все мы люди с правами и обязанностями -Права и обязанности соблюдаются не всегда -Этот урок будет необычным, так как мы будем проверять наши знания на практике
-основная цель урока - применить полученные знания о правах и обязанностях на практике | Критическая оценка получаемой информации. Осознание необходимости получения новых знаний | Способность размышлять, давать оценку процессам и явлениям. | Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни. |
Актуализация знаний | Давайте вспомним -Что же такое права? То есть это возможность совершать определенные действия или воздерживаться от их совершения. Права, свободы и обязанности человека связаны между собой. Вместе они составляют правовой статус гражданина Правовой статус человека в нашей стране определяется в Конституции Российской Федерации (гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина»). -Давайте вспомним группы прав - Что же такое обязанность? -Вспомните, какие конституционные обязанности есть у гражданина Российской Федерации. - Подумайте, к каким последствиям привело бы невыполнение этих обязанностей. Действительно, человек знает свои права лучше, чем свои обязанности; часто он вообще забывает о последних. Например, каждый имеет право на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Именно его вы реализуете, когда посещаете библиотеку, музей, театр либо отправляетесь на экскурсию по историческим или памятным местам. Но как обстоит дело с выполнением соответствующей обязанности: заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры? Вспомните об испорченных библиотечных книгах, повреждённых музейных экспонатах, различных рисунках и надписях на памятниках истории и архитектуры. Часто человек, охваченный сиюминутным желанием увековечить своё имя, сделав на стене древнего храма надпись «Здесь был Вася», не понимает губительных последствий. | Примерные ответы учащихся: - Права – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. -Основные группы прав: личные, политические, экономические, социальные, духовные. - Безусловные для выполнения действия, по общественным требованиям или внутренним побуждениям. -Конституция РФ говорит следующих обязанностях человека и гражданина: 1) соблюдать Конституцию РФ и законы 2) уважать права и свободы других лиц 3) обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях 4) обязанность каждого получить основное общее 5) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия 6) платить законно установленные налоги и 7) сохранять природу и окружающую среду 8) обязанность граждан Российской Федерации защищать Отечество - Несоблюдение этих обязанностей может привести к всевозможным негативным последствиям, как межличностным ссорам, так и к чему-то более глобальному, что может отразиться на моральном, так физическом здоровье | Способность определять свою позицию, умение учитывать и принимать мнение одноклассников по различным вопросам и явлениям. | Обобщение полученного материала на уроке. Умение аргументировать и доказать свою точку зрения. | Знание ряда ключевых понятий: права, обязанности. Умение выделять основные группы прав и обязанности. |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | Сейчас на примере героев сказок будем определять права. Эти права вы записывайте в наш кроссворд, который находится на доске, если все права будут названы, то мы получим главное слово. Слово право мы не вписываем. Например, право на собственность. Слово право не пишем, а пишем только собственность. Итак, пишем в тетради, а потом будем проверять Показ видеороликов 1.Съев колобка, лиса нарушила его право на… (личную неприкосновенность). 2.Какое право реализует Гарри Поттер (передвижение) 3. Буратино. Какое право Буратино так и не реализовал (на образование) 4. Какое право, наконец, получил джин. (на свободу.) 3. Маша и медведь. Какое право медведя маша, постоянно, нарушает (на отдых) Итак, проверяем, давайте по очереди будем выходить, и вписывать слова. Итак, главное слово у нас «Право» Вы должны не только знать свои права, но и уметь ими пользоваться. Это поможет в решении конкретных жизненных ситуаций. Итак, мы разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает и попадает в неприятные истории. Групповая работа. На конкретных примерах мы постараемся закрепить изученный материал. Каждая группа получит карточку со своим заданием. 1 группа -Мальчика Колю воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу, заставляя выполнять домашнюю работу во время уроков. Коля с ней во всём соглашается. Какое его право нарушено, найдите это право в Конституции? Группа 2 - Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, всё разбросали, поломали и ушли. Какие обязанности они нарушили? Группа 3 - Аня завела дневник и записывала в него самые сокровенные мысли. Мальчики-одноклассники вытащили дневник, прочитали, и стали её дразнить. Почему были не правы мальчики? | Учащиеся смотрят видеоролики и определяют права. Самостоятельно их записывают в кроссворд, затем заполняем кроссворд на доске. - Нарушено право на образование и право не подвергаться насилию. Сам Коля нарушил право свободно выражать свои взгляды и обязанность получать образование (Статья 43. Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. - Обязанность сохранять окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ) - Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну (ст. 23 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. | Понимание значимости уроков права, а так же прав и обязанностей человека. Формирование уважения к закону и государства | Воспроизводить и понимать базовые знания по обществознанию. Вырабатывать собственное мнение в ситуации разнообразия и возможной противоположности мнений. Высказывать и защищать свою точку зрения. Использовать элементы причинно-следственного анализа. Корректно вести учебный диалог
| Знать основные права и обязанности человека. Уметь определять права и обязанности человека на примере сказок. Уметь решать правовые задачи, использую знания о правах и обязанностях. Уметь работать с Конституцией РФ. |
Информация о домашнем задании и рефлексия | Поднимите руки, кто считает, что активно работал на уроке и заслуживает отличной оценки. а теперь поднимите руки кто не совсем активно работал, но старался и хорошо работал на уроке. Выскажите, свое отношение к данному уроку. Выставление отметок. Домашнее задание - написать ЭССЕ «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого» | Высказывают мнение по поводу, проведённого урока, рассказывают, что нового узнали. | Оценка эффективности своей деятельности. | Умение понять причины успеха или не успеха в учебной деятельности. | Выявление новых умений и знаний по предмету. |