СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разбор теоретического материала, тренировочные упражнения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.»

Тема урока:  Правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.


Цель: формирование навыка правописания Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов .

Задачи:

  1. Знать причины возникновения трудностей при написании Н-НН в причастиях и условиях выбора Н-НН в суффиксах причастий; уметь строить рассуждение по выбору Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

  2. Работать над навыками грамотного письма;

  3. Воспитывать ответственность за результаты своего труда и труда своего товарища; воспитывать умение работы в коллективе.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточные карточки.

Планируемые образовательные результаты:

Научатся: различать полные страдательные причастия прошедшего времени и отглаголные прилагательные.

Поучат возможность научиться: грамотно писать орфограммы с Н-НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.

Ход урока

  1. Оргмомент. (1 мин)

Звонок звенит, зовет ребят,

И мы все стали смирно,

И русский наш родной язык

Познать мы рады снова.

- Здравствуйте, ребята, тихо садитесь.

2. Создание проблемной ситуации.


Принесла с собой коробку, из которой достаю разные вещи: книгу, кошелёк, шапку и т.п.


- Ребята, каждый день теряются тысячи предметов, очень нужных и не очень, ценных, дорогих для человека и безделушек. Что можно сделать, чтобы помочь хозяевам обрести свою «потеряшку»?


Дети дают ответы, в которых чаще всего звучит- дать объявление .Нужно подвести ребят(если это не прозвучало в ответах) к тому, что каждый день давать объявление неудобно,не каждый может его прочитать,даже если объявление в интернете,а можно открыть магазин, куда будут приносить найденные вещи, и если люди будут знать о таком магазине, то они, скорее всего, заглянут туда.


-Как можно назвать магазин, чтобы сразу было понятно, что находится в нём?

(«Магазин потерянных вещей».)


СЛАЙД: МАГАЗИН ПОТЕРЯ(Н-НН)ЫХ ВЕЩЕЙ


-Как вы думаете, ребята, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (дети формулируют тему на своём уровне). Уточнить, если не прозвучало, что это Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных.


СЛАЙД: ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ.


- - Ребята, какие цели мы поставим перед собой? Чего мы хотим добиться на этом уроке?

(Уметь строить рассуждение по выбору Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глагола; отличать такие причастия от омофоничных отглагольных прилагательных. Работать над навыками грамотного письма).

Главное в этой теме – научиться различать полные страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные. На слух они часто одинаковы, то есть являются омофонами.

3.Работа с учебником.


-Изучим правило в учебнике ( стр.127)

Обучающиеся самостоятельно изучают правило, т.к. оно написано понятно


.4. Первичное закрепление. Устная работа.

- Ребята, давайте мы теперь закрепим то, что узнали на уроке. Вы должны устно образовать от следующих глаголов страдательные причастия прошедшего времени, назвать изучаемую орфограмму.

Сварить – сваренная (в слове сваренная пишем НН, так как причастие имеет приставку с-(кроме не);

вспахать – вспаханное (приставка в-);

мариновать маринованные (причастие образовано от глагола с суффиксом ова)

асфальтировать асфальтированные (причастие образовано от глагола с суффиксом ова-);

варить – вареное (если слово не имеет ни одного из перечисленных признаков, оно пишется с одним Н-).

Примечание: Слова с одним Н – это причастия, перешедшие в прилагательные: варёный, печёный, жареный, кипячёный, сушёный, копчёный, мочёный, солёный, топлёный, крашеный, масленый, путаный.

5. Физминутка (слайд)


6.Работа в группах.

Возьмите листы с алгоритмом. Эти листы лежат перед вами. Возьмите их и обсудите в группах ,как работать с алгоритмом. Где информация представлена более полно? (алгоритм, больше слов-исключений, есть дополнения к правилу). Обратить внимание обучающихся на те слова, где после приставки НЕ следует другая приставка, которая и является определяющей написание НН.


После работы с алгоритмом семиклассникам предлагается ЗАДАНИЕ:


Распределить слова в две колонки в зависимости от написания Н-НН и обозначить орфограмму.( работают в группах)

Печё.ые яблоки, кваше.ая капуста, поджаре.ое мясо, вскипячё.ое молоко, замаскирова.ый дом, нечая.ая встреча, гружё.ая повозка, груже.ая кирпичом машина, изране.ый солдат, неглаже.ая рубашка, назва.ый брат, хоже.ые тропы, неезже.ые дороги, моче.ый в молоке хлеб.


-Проверяем правильность задания.

СЛАЙД:


НН Н


ПОДЖАРЕННОЕ МЯСО ПЕЧЁНЫЕ ЯБЛОКИ

ВСКИПЯЧЁННОЕ МОЛОКО КВАШЕНАЯ КАПУСТА

ЗАМАСКИРОВАННЫЙ ДОМ ХОЖЕНЫЕ ТРОПЫ

ГРУЖЕННАЯ КИРПИЧОМ МАШИНА ГРУЖЁНАЯ ПОВОЗКА

ИЗРАНЕННЫЙ СОЛДАТ НЕГЛАЖЕНАЯ РУБАШКА

МОЧЕННЫЙ В МОЛОКЕ ХЛЕБ НАЗВАНЫЙ БРАТ

НЕЧАЯННАЯ ВСТРЕЧА НЕЕЗЖЕНЫЕ ДОРОГИ

7.. Игры-упражнения.

1. Один ученик у доски, остальные в тетрадях. Работа по карточкам.

Задание: Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и графически объясняя свой выбор.

Пече..ые яблоки, печё..ые в духовке яблоки, испечё..ые яблоки, непечё..ые яблоки, жаре..ый картофель, жаре..ый с грибами картофель.

2. Упражнение «Кто лучше знает правила?»

Выборочно-распределительный диктант.

НН

Н

Брошенная собака (сов. вид)

Экранизированная повесть (ова-)

Скованные движения (ова-)

Выполненная работа (сов. вид)

Дрессированный зверь (сов. вид)

Организованный отряд (ова-)

маринованные грибы (ова-)

решённая задача (сов. вид)

крашенный известью (завис. слова)

кипячённая в кастрюле (завис слова)

прочитанная книга (сов. вид)

застеклённая веранда (сов. вид)

Варёная рыба, кипячёная вода, сушёные грибы, копчёная колбаса, солёные огурцы, жареная рыба, пуганая ворона – это причастия, перешедшие в прилагательные.


  1. Индивидуальное задание.

Распределить на Н и НН.

Квашеная капуста – квашенная на зиму капуста, гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки, варёный картофель – варённый в котелке картофель, кошеные травы – скошенные травы, резаный арбуз – изрезанный арбуз, развешанное белье, асфальтированное шоссе,

7. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, скажите, пожалуйста, где в жизни могут пригодиться добытые сегодня на уроке знания? (на экзаменах, дать объявление, оформить вывеску).

- Что мы узнали на уроке?

- Что вам было понятно, а что нет?

Домашнее задание:

Параграф ( Конкурс «Лучшая шпаргалка»)

Упражнение

- Урок окончен. Всем спасибо. До свидания.





















Приложения

Упражнение 1

Задание: Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и графически объясняя свой выбор. Комментируйте.

Пече..ые яблоки, печё..ые в духовке яблоки, испечё..ые яблоки, непечё..ые яблоки, жаре..ый картофель, жаре..ый с грибами картофель.


Упражнение 2.

Броше..ая собака, экранизирова..ая повесть, скова..ые движения, выполне..ая работа, варё..ая работа, дрессирова..ый зверь, организова..ый отряд, маринова..ые грибы, решё..ая задача, краше..ый известью, копчёная колбаса, кипячё..ая в кастрюле, пуга..ая ворона, кипячё..ое молоко, вяза..ые варежки, соле..ые огурцы, прочита..ая книга, жаре..ая рыба, застеклё..ая веранда, сушё..ые грибы.


Индивидуальное задание.

В первый столбик – Н. Во второй столбик – НН. Устно прокомментировать ответ.

Кваше..ая капуста – кваше..ая на зиму капуста, гружё..ые повозки – гружё..ые кирпичом повозки, варё..ый картофель – варё..ый в котелке картофель, коше..ые травы – скоше..ые травы, реза..ый арбуз – изреза..ый арбуз, развеша..ое белье, асфальтирова..ое шоссе,


Индивидуальное задание.

В первый столбик – Н. Во второй столбик – НН. Устно прокомментировать ответ.

Кваше..ая капуста – кваше..ая на зиму капуста, гружё..ые повозки – гружё..ые кирпичом повозки, варё..ый картофель – варё..ый в котелке картофель, коше..ые травы – скоше..ые травы, реза..ый арбуз – изреза..ый арбуз, развеша..ое белье, асфальтирова..ое шоссе,

















АЛГОРИТМ


ПАВОПИСАНИЕ Н-НН В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ


  1. Посмотри, от какого глагола образовано причастие?


СОВ.вид-----НН


НЕСОВ.вид—Н ( решёННый, !- ранеНый-ранеННый-двувидовой глагол)


СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ


НН Н

/

даННый обещаННый назваНый (брат)

делаННый чваННый посажёНый (отец)

желаННый штукатуреННый кончеНый

медлеННый считаННый придаНое (невесты)

чекаННый жемаННый

свящеННый обещаННый



  1. Посмотри, есть ли –ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА-


ДА-------НН (балОВАННый, асфальтИРОваННый)

Искл. Кованый, жёваный ( Н входит в состав корня)


  1. Посмотри, есть ли приставка, кроме НЕ-, ПОЛУ-


ДА-------НН ( РАЗжёваННый, !-неПРОжёваННый)


НЕТ-----Н, если это не слова: невидаННый, неслыхаННый,

неждаННый, негадаННый,

неожидаННый, нечаяННый


  1. Приставки нет, а есть ли зависимое слово?

* ( в чём?) * (кем?)

ДА-------НН ( жаренные в сметане грибы, кованный мастером сундук )


  1. Краткое причастие – пиши Н