Тема урока: Правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.
Цель: формирование навыка правописания Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов .
Задачи:
Знать причины возникновения трудностей при написании Н-НН в причастиях и условиях выбора Н-НН в суффиксах причастий; уметь строить рассуждение по выбору Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Работать над навыками грамотного письма;
Воспитывать ответственность за результаты своего труда и труда своего товарища; воспитывать умение работы в коллективе.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточные карточки.
Планируемые образовательные результаты:
Научатся: различать полные страдательные причастия прошедшего времени и отглаголные прилагательные.
Поучат возможность научиться: грамотно писать орфограммы с Н-НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.
Ход урока
Оргмомент. (1 мин)
Звонок звенит, зовет ребят,
И мы все стали смирно,
И русский наш родной язык
Познать мы рады снова.
- Здравствуйте, ребята, тихо садитесь.
2. Создание проблемной ситуации.
Принесла с собой коробку, из которой достаю разные вещи: книгу, кошелёк, шапку и т.п.
- Ребята, каждый день теряются тысячи предметов, очень нужных и не очень, ценных, дорогих для человека и безделушек. Что можно сделать, чтобы помочь хозяевам обрести свою «потеряшку»?
Дети дают ответы, в которых чаще всего звучит- дать объявление .Нужно подвести ребят(если это не прозвучало в ответах) к тому, что каждый день давать объявление неудобно,не каждый может его прочитать,даже если объявление в интернете,а можно открыть магазин, куда будут приносить найденные вещи, и если люди будут знать о таком магазине, то они, скорее всего, заглянут туда.
-Как можно назвать магазин, чтобы сразу было понятно, что находится в нём?
(«Магазин потерянных вещей».)
СЛАЙД: МАГАЗИН ПОТЕРЯ(Н-НН)ЫХ ВЕЩЕЙ
-Как вы думаете, ребята, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (дети формулируют тему на своём уровне). Уточнить, если не прозвучало, что это Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
СЛАЙД: ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ.
- - Ребята, какие цели мы поставим перед собой? Чего мы хотим добиться на этом уроке?
(Уметь строить рассуждение по выбору Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глагола; отличать такие причастия от омофоничных отглагольных прилагательных. Работать над навыками грамотного письма).
Главное в этой теме – научиться различать полные страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные. На слух они часто одинаковы, то есть являются омофонами.
3.Работа с учебником.
-Изучим правило в учебнике ( стр.127)
Обучающиеся самостоятельно изучают правило, т.к. оно написано понятно
.4. Первичное закрепление. Устная работа.
- Ребята, давайте мы теперь закрепим то, что узнали на уроке. Вы должны устно образовать от следующих глаголов страдательные причастия прошедшего времени, назвать изучаемую орфограмму.
Сварить – сваренная (в слове сваренная пишем НН, так как причастие имеет приставку с-(кроме не);
вспахать – вспаханное (приставка в-);
мариновать – маринованные (причастие образовано от глагола с суффиксом ова)
асфальтировать – асфальтированные (причастие образовано от глагола с суффиксом ова-);
варить – вареное (если слово не имеет ни одного из перечисленных признаков, оно пишется с одним Н-).
Примечание: Слова с одним Н – это причастия, перешедшие в прилагательные: варёный, печёный, жареный, кипячёный, сушёный, копчёный, мочёный, солёный, топлёный, крашеный, масленый, путаный.
5. Физминутка (слайд)
6.Работа в группах.
Возьмите листы с алгоритмом. Эти листы лежат перед вами. Возьмите их и обсудите в группах ,как работать с алгоритмом. Где информация представлена более полно? (алгоритм, больше слов-исключений, есть дополнения к правилу). Обратить внимание обучающихся на те слова, где после приставки НЕ следует другая приставка, которая и является определяющей написание НН.
После работы с алгоритмом семиклассникам предлагается ЗАДАНИЕ:
Распределить слова в две колонки в зависимости от написания Н-НН и обозначить орфограмму.( работают в группах)
Печё.ые яблоки, кваше.ая капуста, поджаре.ое мясо, вскипячё.ое молоко, замаскирова.ый дом, нечая.ая встреча, гружё.ая повозка, груже.ая кирпичом машина, изране.ый солдат, неглаже.ая рубашка, назва.ый брат, хоже.ые тропы, неезже.ые дороги, моче.ый в молоке хлеб.
-Проверяем правильность задания.
СЛАЙД:
НН Н
ПОДЖАРЕННОЕ МЯСО ПЕЧЁНЫЕ ЯБЛОКИ
ВСКИПЯЧЁННОЕ МОЛОКО КВАШЕНАЯ КАПУСТА
ЗАМАСКИРОВАННЫЙ ДОМ ХОЖЕНЫЕ ТРОПЫ
ГРУЖЕННАЯ КИРПИЧОМ МАШИНА ГРУЖЁНАЯ ПОВОЗКА
ИЗРАНЕННЫЙ СОЛДАТ НЕГЛАЖЕНАЯ РУБАШКА
МОЧЕННЫЙ В МОЛОКЕ ХЛЕБ НАЗВАНЫЙ БРАТ
НЕЧАЯННАЯ ВСТРЕЧА НЕЕЗЖЕНЫЕ ДОРОГИ
7.. Игры-упражнения.
1. Один ученик у доски, остальные в тетрадях. Работа по карточкам.
Задание: Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и графически объясняя свой выбор.
Пече..ые яблоки, печё..ые в духовке яблоки, испечё..ые яблоки, непечё..ые яблоки, жаре..ый картофель, жаре..ый с грибами картофель.
2. Упражнение «Кто лучше знает правила?»
Выборочно-распределительный диктант.
НН | Н |
Брошенная собака (сов. вид) Экранизированная повесть (ова-) Скованные движения (ова-) Выполненная работа (сов. вид) Дрессированный зверь (сов. вид) Организованный отряд (ова-) маринованные грибы (ова-) решённая задача (сов. вид) крашенный известью (завис. слова) кипячённая в кастрюле (завис слова) прочитанная книга (сов. вид) застеклённая веранда (сов. вид) | Варёная рыба, кипячёная вода, сушёные грибы, копчёная колбаса, солёные огурцы, жареная рыба, пуганая ворона – это причастия, перешедшие в прилагательные. |
Индивидуальное задание.
Распределить на Н и НН.
Квашеная капуста – квашенная на зиму капуста, гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки, варёный картофель – варённый в котелке картофель, кошеные травы – скошенные травы, резаный арбуз – изрезанный арбуз, развешанное белье, асфальтированное шоссе,
7. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, скажите, пожалуйста, где в жизни могут пригодиться добытые сегодня на уроке знания? (на экзаменах, дать объявление, оформить вывеску).
- Что мы узнали на уроке?
- Что вам было понятно, а что нет?
Домашнее задание:
Параграф ( Конкурс «Лучшая шпаргалка»)
Упражнение
- Урок окончен. Всем спасибо. До свидания.
Приложения
Упражнение 1
Задание: Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и графически объясняя свой выбор. Комментируйте.
Пече..ые яблоки, печё..ые в духовке яблоки, испечё..ые яблоки, непечё..ые яблоки, жаре..ый картофель, жаре..ый с грибами картофель.
Упражнение 2.
Броше..ая собака, экранизирова..ая повесть, скова..ые движения, выполне..ая работа, варё..ая работа, дрессирова..ый зверь, организова..ый отряд, маринова..ые грибы, решё..ая задача, краше..ый известью, копчёная колбаса, кипячё..ая в кастрюле, пуга..ая ворона, кипячё..ое молоко, вяза..ые варежки, соле..ые огурцы, прочита..ая книга, жаре..ая рыба, застеклё..ая веранда, сушё..ые грибы.
Индивидуальное задание.
В первый столбик – Н. Во второй столбик – НН. Устно прокомментировать ответ.
Кваше..ая капуста – кваше..ая на зиму капуста, гружё..ые повозки – гружё..ые кирпичом повозки, варё..ый картофель – варё..ый в котелке картофель, коше..ые травы – скоше..ые травы, реза..ый арбуз – изреза..ый арбуз, развеша..ое белье, асфальтирова..ое шоссе,
Индивидуальное задание.
В первый столбик – Н. Во второй столбик – НН. Устно прокомментировать ответ.
Кваше..ая капуста – кваше..ая на зиму капуста, гружё..ые повозки – гружё..ые кирпичом повозки, варё..ый картофель – варё..ый в котелке картофель, коше..ые травы – скоше..ые травы, реза..ый арбуз – изреза..ый арбуз, развеша..ое белье, асфальтирова..ое шоссе,
АЛГОРИТМ
ПАВОПИСАНИЕ Н-НН В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Посмотри, от какого глагола образовано причастие?
СОВ.вид-----НН
НЕСОВ.вид—Н ( решёННый, !- ранеНый-ранеННый-двувидовой глагол)
СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ
НН Н
/
даННый обещаННый назваНый (брат)
делаННый чваННый посажёНый (отец)
желаННый штукатуреННый кончеНый
медлеННый считаННый придаНое (невесты)
чекаННый жемаННый
свящеННый обещаННый
Посмотри, есть ли –ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА-
ДА-------НН (балОВАННый, асфальтИРОваННый)
Искл. Кованый, жёваный ( Н входит в состав корня)
Посмотри, есть ли приставка, кроме НЕ-, ПОЛУ-
ДА-------НН ( РАЗжёваННый, !-неПРОжёваННый)
НЕТ-----Н, если это не слова: невидаННый, неслыхаННый,
неждаННый, негадаННый,
неожидаННый, нечаяННый
Приставки нет, а есть ли зависимое слово?
* ( в чём?) * (кем?)
ДА-------НН ( жаренные в сметане грибы, кованный мастером сундук )
Краткое причастие – пиши Н