СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Правописание производных предлогов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развернутый конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Правописание производных предлогов"»





Конспект урока по русскому языку для 7 класса

Тема: «Правописание производных предлогов»


Урок - исследование


Цели урока:

1.Обучающие: познакомить обучающихся с понятием «производный предлог». Сформировать орфографические навыки: формирование умения отличать производные предлоги от омонимичных сочетаний существительных с предлогами, знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов.

2. Развивающие: развивать критическое мышление обучающихся;

3.Воспитательная:


Оборудование урока:

1.Обобщающая таблица «Различай написание слов-омонимов».

2.Словарь русского языка С.И. Ожегова, словарь «Слитно? Раздельно? Через дефис?»

3.Сигнальные карточки

4.Карточка с текстом на каждого ученика.


Ход урока.


I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы вновь встретились с давно знакомыми нам предлогами. Возник вопрос: что можно нового узнать о уже знакомой нам части речи? (Ответы учеников)

Давайте послушаем сказку о жизни Предлогов.


Сказка «Непроизводные и производные предлоги».

 

Жили- были в стране «Части речи» Предлоги. И было их много-много: одни красивые, нежные (у, о, на, по), а другие - не очень (из, с, через, об). И вдруг стало не хватать Предлогов. Пошли они к Великому Русскому Языку, взмолились:

- О Великий Могучий Русский Язык, помоги нам, дай еще слова для предлогов!

- Нет у меня лишних слов, все раздал,- отвечает Русский Язык.

- Что же нам делать?- спрашивают Предлоги.

- А вы идите к другим частям речи, попросите, может, кто-то и откликнется на вашу просьбу.

Пришли Предлоги к Глаголу.

- Нет, не могу, самому слов недостает,- сказал Глагол.

Пришли к Имени Прилагательному.

- Я то же не дам слова, они у меня такие красивые, жалко, - промолвило Прилагательное.

Как вы думаете, дети, какие части речи откликнулись на просьбу Предлогов? Какие части речи оказались добрыми и отзывчивыми?

Во-первых, это имя существительное. Оно подарило предлогам свои слова. Так появились следующие предлоги: в течение, в продолжение, вследствие, наряду, насчет и другие.

Во- вторых, не поскупилось наречие: появились предлоги около, впереди, позади и другие. Деепричастие, само не очень богатое словами, и то выделило предлоги благодаря, спустя, несмотря на …

И возник вопрос: «Как различать «старичков» и «новичков»? И придумали: те предлоги, которые существовали издревле, будут называться «непроизводными», а те, которые появились позже, - «производными», так как они произведены из других частей речи (из существительных, наречий и деепричастий). Вот такая сказка.


Оказывается, что эта незаметная на первый взгляд часть речи таит в себе много загадок и заслуживает нашего внимания.


III. Изучение нового материала.

1.Формирование целей урока учащимся.

- Прочитайте внимательно тему урока. Что, по-вашему, вы должны сегодня узнать на уроке и чему научиться? (Узнать, что такое производный предлог. Научиться узнавать производные предлоги в предложении и правильно их писать).

Открывается запись на доске.

Узнать:

1.Что такое производный предлог.

Научиться:

1.Узнавать производные предлоги в предложении и отличать их от омонимичных частей речи.

2.Правильно писать производные предлоги.


2.Выяснение по словарю значение слова «производный».

ПРОИЗВОДНЫЙ – образованный от другого. (Запись в тетрадях).


- Вам интересно узнать, от каких частей речи образуются производные предлоги? Прочитаем в учебнике на стр. 126.

Дополнение учителя. Самостоятельные части речи при этом утрачивают свое лексическое значение и морфологические признаки. Сегодня мы поближе познакомимся с производными предлогами, образованными от имен существительных.


3.Исследование языкового материала. Постановка проблемы.

(Работа с таблицей. Заполняется по мере работы).


Сравните! Где правильно?

ПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ

ИМЕНА СУЩ. С ПРЕДЛОГАМИ

1.Вследствие засухи река обмелела. (=из-за) (Вследствие чего?)


2.Мальчик болел в течение месяца. (=в продолжение) (в течение чего?)


3.Мы не виделись в продолжение долгого времени. (=в течение)

(в продолжение чего?)

1.В следствие допущены ошибки. (в чем?)


2. В течение реки много изгибов.

(в чем?)


3.В продолжении романа появились новые герои. (в чем?)


-Сравните! Где правильно? Вследствие – в следствии, в течение – в течении, в продолжение – в продолжении. Давайте проверим написание данных слов по словарю «Слитно? Раздельно? Через дефис?»(Оба написания верны. Пишутся по разному, потому что являются разными частями речи.)

- Как называются такие слова? (омонимы)

- Производные предлоги очень похожи на своих «родителей», но есть у них и свои индивидуальные черты, по которым мы и научимся узнавать их в «лицо».

- Поставьте падежные вопросы к словам-омонимам. (Записать в таблицу).

- В чем разница? (В первом столбике слова вследствие, в течение, в продолжение входят в падежный вопрос).

- Попробуйте заменить эти слова другими предлогами. (Заполняется таблица: вследствие =из-за, в течение = в продолжение)

- Где же, по-вашему, предлоги, а где их «родители»? (Заполняется первая строка таблицы, отмечаются предлоги).

- А теперь попробуйте сформулировать правило, которое поможет вам узнавать производные предлоги в предложении.

ПРАВИЛО-ПОМОЩНИК: производный предлог входит в падежный вопрос и его можно заменить другим предлогом. (Запись в тетрадь).

- Зачем нам необходимо научиться различать «детей» и «родителей»?

(Пишутся по-разному: на конце предлогов «е», на конце существительных «и». Это их индивидуальные черты.)


IV. Закрепление изученного.

1.- Проверим, как работает правило-помощник.

ЗАДАНИЕ: запишите предложения, объясните написание омонимичных словоформ.

1.В продолжении повести я не узнал любимого героя.

2.В продолжение вечера она говорила только о нем.

3.В течении реки образовались пороги..

4.В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море.


Устный диктант (с использованием сигнальных карточек с буквами «е», «и»).


В течение урока, в течении ручья, в продолжение занятий, в течение месяцев продолжении романа, вследствие непогоды, содержатся в продолжении инструкции, в продолжение года, в следствии по делу.


Анализирующее наблюдение

– Какую еще особенность правописания производных предлогов вы заметили? (Пишутся в одно слово и в два).

- Прочитаем правило на стр.129 (пункт 3).

ДОПОЛНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ. Производных предлогов гораздо больше, чем непроизводных. Самое неприятное, что этот процесс образования новых предлогов идет беспрерывно. Их правописание нужно запомнить, а в случае затруднений обращаться за помощью к словарям. (Показ словарей).


ЗАДАНИЕ. Найдите «третье лишнее». Докажите.

1.Вследствие плохой погоды мы остались дома. (Лишнее: предлог пишется слитно)

2.В течение месяца брат готовился к экзаменам.

3.В продолжение долгого времени Иван не видел друга.


Работа с текстом. (Текст у каждого)


(В)течени… двух часов мы слушали лекцию с большим интересом. Преподаватель увлекательно рассказал о работе подземных вод, словно томящихся (в)заключени… и вырывающихся на волю в виде ключей и источников. Говоря о работе воды на земле, он привел в пример речку, протекающую в нашем районе.

(В) течени… своем она делает значительные изгибы, но (в)следстви… сильных весенних разливов берега ее постепенно выравниваются.

(В)заключени… преподаватель говорил об использовании водяной силы в сельском хозяйстве.

общение

1.Выразительное чтение текста.

2.Определите стиль речи и тип речи.

3.Самостоятельная работа: вставить пропущенные орфограммы, раскрыть скобки.

4.Взаимопроверка, выставление оценок.


V. Обобщение. Подведение итогов урока.

- Что узнали на уроке? (Производные предлоги – это предлоги, которые образуются путем перехода самостоятельных слов в служебные).

- Чему научились? (1. Узнавать производные предлоги «в лицо» с помощью правила-помощника: производный предлог входит в падежный вопрос и его можно заменить другим предлогом. 2.Правильно писать производные предлоги, образованные от имен существительных – см. обобщающая таблица).


VI. Домашнее задание

1.Выучить правило помощник.

2.Сочинить грамматическую сказку «О непослушных детях Производных Предлогах, сбежавшие от родителей и изменивших свой облик и имена».


Справочный материал

Производные предлоги и омонимичные им части речи


Производные предлоги

Омонимичные части речи

В течение (как долго?)

В продолжение (сколько?) Учить в течение месяца

В течении (сущ. в П. п.) реки повороты

Вследствие = из-за Отсутствовать вследствие болезни

Новые факты в следствии (сущ. в П. п.) по делу

Насчёт = о Договориться насчёт поездки

Деньги переведены на счёт (сущ. в В. п.) в банке

Ввиду = из-за Авария ввиду гололёда

Иметь в виду (устойчивое словосоч.)

Вроде = наподобие

Укрытие вроде шалаша

Согласование в роде и числе (сущ. в П. п.)

Несмотря на = вопреки

Работали, несмотря на дождь/


Шёл, не смотря (дееприч.) под ноги

Навстречу = к Плыть навстречу волнам

Пришли на встречу (сущ. в В. п.) с поэтом

Помните: производный предлог можно заменить синонимичным предлогом

Помните: между предлогом и словом всегда можно вставить другое слов