СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени"»

Конструкт урока русского языка

Гондалевой Ольги Юрьевны

Класс 4

Тема: Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

УМК: «Школа России» Программа «Русский язык» («Школа России»). Сборник рабочих программ 1-4 классы. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина, М.Н. Дементьева, Н.А. Москва: "Просвещение", 2011 год.

Цель: формирование познавательных УУД в процессе изучения родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

Планируемые результаты

  • Личностные: обучающиеся проявляют интерес к предмету «русский язык», желание учиться и делать открытия, умение слушать других; самоопределение, проявляют доброжелательное отношение друг к другу в процессе работы в парах.

  • Метапредметные: обучающиеся демонстрируют

Регулятивные УУД умение формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; оценка собственной деятельности.

Познавательные УУД общеучебные: умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Обучающиеся проявляют логические УУД: анализ, синтез, сравнение. Развить умение находить ответы на вопросы учителя, используя учебник.

Коммуникативные УУД умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  • Предметные: обучающиеся знают особенности глаголов в прошедшем времени, умеют распознавать глагольные формы прошедшего времени, знают какие родовые окончания имеют глаголы в прошедшем времени, умеют задавать вопросы к глаголам, знают глагольные суффиксы.



Задачи

  • Воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к предмету «русский язык», желание учиться и делать открытия, умение слушать других; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в процессе работы в парах.

  • Развивающие: развивать у обучающихся

Регулятивные УУД умение формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию; оценка собственной деятельности.

Познавательные УУД умение общеучебные: умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Обучающиеся проявляют логические УУД: анализ, синтез, сравнение. Развить умение находить ответы на вопросы учителя, используя учебник.

Коммуникативные УУД умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  • Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями глаголов в прошедшем времени, научить распознавать глагольные формы прошедшего времени, узнать какие родовые окончания имеют глаголы в прошедшем времени, научить задавать вопросы к глаголам, познакомить с глагольными суффиксами.


Принципы обучения и воспитания:


Принципы обучения:

  • Принцип деятельности

  • Принцип наглядности

  • Принцип систематичности и последовательности

  • Принцип психологической комфортности

  • Принцип диалогизации

  • Принцип системно-деятельностного подхода


Принципы воспитания:

  • Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма

  • Воспитание через взаимодействие


Методы обучения и воспитания:


Методы обучения:

  • Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание, постановка системы перспектив).

  • По источнику получения знаний: словесные (беседа, инструктаж, объяснение), наглядные (иллюстрации, презентации изделий, показ приёмов изготовления), практические (упражнения).

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: репродуктивные и проблемно-поисковые, методы контроля и самоконтроля.

  • Методы развития речи


Методы воспитания:


  • Методы формирования социального опыта: педагогическое требование, упражнение.

  • Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа

  • Методы стимулирования и коррекции действий: поощрение, создание ситуации успеха, худ. слово.

  • Словесные методы обучения: объяснение, беседа

  • Наглядные методы обучения: метод демонстраций

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства:

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, тетрадь, магнитная доска с экраном, презентация, карточки с заданиями.

Тип урока: урок совершенствования способов действий. (урок закреплкение)

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности. (2)

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. (12)

3.Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу. (12)

4.Организация контроля и самоконтроля. (12)

5. Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты (2)


Использованная литература:


        1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.

        2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос.акад.образования. – М.: Просвещение, 2009. – 00 с. – (Стандарты второго поколения)

        3. «Русский язык» («Школа России»). Сборник рабочих программ  1-4 классы. Авторы:  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина, М.Н. Дементьева, Н.А. Москва: "Просвещение", 2011 год.

        4. Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2\ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с., [2] л. ил. : ил. – (Школа России).



Макет доски

30 апреля

Классная работа











Ход урока

Этап урока


Методы

Деятельность учителя\обучающихся


Планируемый результат с учетом УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку, дисциплину, общий настрой учеников на работу вовремя всего урока.


Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.

Методы стимулирования и коррекции действий: создание ситуации успеха, худ.слово.

Здравствуйте, ребята!

Проверьте пожалуйста свою готовность к уроку на партах у вас: пенал, тетрадь, учебник и дневник. Присаживайтесь

Послушайте такую притчу.

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладони бабочку, он спросил: «Скажи. мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая - выпущу» Мудрец посмотрел на него, подумал и сказал: «Все в твоих руках»

- В ваших руках наша работа на уроке, наше внимание, старание.

-Сегодня мы продолжим исследовать и постигать тайны русского языка, такого сложного, но такого интересного

-Ну, что же, начнем!

Обучающиеся демонстрируют Личностные УУД (самоопределение);

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)

2.Актуализация опорный знаний и способов действий.

Задача: обеспечить включение обучающихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия, способов ее достижения.







По источнику получения знаний Словесные: беседа

Методы осмысления соц. опыта: стимулирование занимательным содержанием.

Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тему правописание Родовых окончаний в глаголах прошедшего времени.

Какие задачи мы можем поставить перед собой?

          1. Повторить правила правописания родовых окончаний в глаголах прошедшего времени.

          2. Попрактиковаться в написании родовых окончаний в глаголах прошедшего времени.

Для того чтобы решить первую задачу нашего урока давайте вспомним правила. Какие окончания встречаются у глаголов в прошедшем времени? (в мужском -0; в женском -а; в среднем о; во множественном-и,)

Верно, Какой суффикс образует форму прошедшего времени глагола, но не входит в основу слова.

Какая буква пишется в глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л? (та же буква что и перед -ть в глаголах в неопределенной формы) правило стр 113.

Вы молодцы и помните все правила, которые мы изучили.



Обучающиеся демонстрируют Личностные УУД

(самоопределение);

Регулятивные УУД

(умение формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; оценка собственной деятельности);

Познавательные УУД

(контроль и оценка процесса и результата деятельности);

Коммуникативные УУД (умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка).

3. Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу. Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание у обучающихся изучаемого материала

обеспечить усвоение обучающимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных ситуациях.


По источнику получения знаний Словесные: беседа, объяснение.

По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративные.

Методы осмысления детьми своего соц. опыта: беседа.

Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование, упражнение.


Поэтому мы можем перейти к решению второй задачи нашего урока.

Откройте свои тетради, запишите число 30 апреля, классная работа. Упражнение запишите упражнение 234. Откройте учебник на странице 111.

Прочитайте задание про себя. Теперь прочитает…

Кто желает пойти к доске?

Насушила, какая часть речи? Глагол, какой вопрос задашь задай вопрос к этому глаголу, какое будет окончание? (а) записывай.

Пригласила, какая часть речи? Глагол, какой вопрос задашь задай вопрос, какое будет окончание (а) записывай.

Стали, какая часть речи? Глагол, какой вопрос задашь задай вопрос, какое окончание (и), записывай.

Вторая скороговорка.

Нарвала, какая часть речи? Глагол, какой вопрос задашь, какое окончание? (а)

Наварила какая часть речи? Глагол, какой вопрос задашь, какое окончание? (а).

Ребята прочитайте вторую часть задания, что нужно сделать? Кто нашел такие глаголы в скороговорках.

Молодцы, теперь давайте прочтем последнюю часть задания, кто хочет попробовать первую скороговорку?

Кто хочет проговорить быстро вторую скороговорку.

Давайте теперь поработаем над упражнением 236. Найдите его и прочитайте задание, сйчас прочитает задание…

Кто желает пойти к доске с первым предложением.

Как изменишь слово, давай попробуем поставить вопрос облако что сделало? Записывай, вдели окончание.

Облако, Сирень, помидоры, картофель, самолет, пшеница, мышь, телефон, радио.

Обучающиеся демонстрируют

Личностные УУД

(самоопределение);

Регулятивные УУД

(волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии);

Познавательные УУД

(общеучебные: умение структуировать знания; логические: анализ, синтез, сравнение. Умение находить ответы на вопросы учителя, используя учебник);

Коммуникативные УУД (умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка).



Физминутка

Задача: снять эмоциональное и мышечное напряжение. Развивать у обучающихся Регулятивные УУД

(волевая саморегуляция)





Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование. Методы осмысления детьми своего соц. опыта: художественное слово


- Вижу ребята, вы устали, давайте немного

отдохнем и поиграем. Заодно проверим, насколько хорошо вы запомнили информацию о правописании глаголов в прошедшем времени.

Я буду называть глаголы в прошедшем времени и соответствующую им неопределенную форму. Если услышите глагол в прошедшем времени, прогибаетесь назад. Если я назову неопределенную форму глагола, делаете наклон вперед. Сосчитайте, сколько глаголов в прошедшем времени будут названо.

- Давайте попробуем. Когда я скажу глагол верил, что вы будете делать? (прогибаться назад), а если я скажу глагол верить? (делать наклон вперед)

- Поднимите руку, кому не понятно.

- Тогда приступаем.

верил (прогибаться назад)

верить (делать наклон вперед)

клеил (прогибаться назад)

клеить (делать наклон вперед)

падать (делать наклон вперед)

падал (прогибаться назад)

лаял (прогибаться назад)

лаять (делать наклон вперед)

ждал (прогибаться назад)

ждать (делать наклон вперед)

прислал (прогибаться назад)

прислать (делать наклон вперед)

знать (делать наклон вперед)

знал (прогибаться назад)

- Молодцы, многие из вас были внимательны.


2 физминутка

Предлагаю вам выполнить упражнение на внимательность.

- Приготовились выполнять?

Наклонитесь влево-вправо столько раз, сколько лет вам сейчас.

Поднимитесь на носочках столько раз, сколько человек в семье у вас.

Попрыгайте столько раз, сколько окон в классе у нас.

Присядьте столько раз, сколько пальчиков на одной руке у вас.

Поморгайте глазками столько раз, сколько друзей у вас.

- Молодцы!

- Продолжаем работать дальше.

Обучающиеся демонстрируют Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)


4. Организация контроля и самоконтроля

Задача: выявить качество усвоения учащимися знаний и способов деятельности.

Развивать у обучающихся

Личностные УУД

(самоопределение);

Регулятивные УУД

(волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии);

Познавательные УУД

(общеучебные: умение структуировать знания; логические: анализ, синтез);









Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование. Методы осмысления детьми своего соц. опыта: художественное слово


- Чтобы проверить на сколько хорошо вы усвоили тему «Правописание глаголов в прошедшем времени» проведем самостоятельную работу.

- У Вас на столах лежат карточки с заданием.

- Прочитайте задания про себя. Если что- то не понятно задайте вопросы.

- Если вопросов больше нет, приступайте к работе.


ФИ _____________________________________________


1. Назовите родовые окончания глаголов прошедшего времени, вписывая их в …….

Ж.р.- ………… бежал

М.р.-………..... стоял

Ср.р.-………… светил

2.Назовите суффикс - признак глагола прошедшего времени.

Это суффикс ………

3.Подчеркните глаголы в прошедшем времени.

Терпит, любили, занесли, укоротит, попьёт, ушли, нарисует, читаю, подождали, вырезаем, погреют.

5.Допишите в глаголах прошедшего времени суффикс - л- или родовое окончание, если это требуется. Выделите суффикс и родовое окончание, если это требуется.

Фонарь свети… Лампа свети…

Дерево стоя… Сосна стоя…

Лодка плы… Человек плы…

Отец говори… Мать говори…

Воды кипел… Суп кипе…

Яблоко созре… Груша созре…

- Время вышло.

- Передайте свои работы на первую парту.

Обучающиеся демонстрируют

Личностные УУД

(самоопределение);

Регулятивные УУД

(волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии);

Познавательные УУД

(общеучебные: умение структуировать знания; логические: анализ, синтез, сравнение);

Коммуникативные УУД (умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка).


5. Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты

Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Словесные. Методы стимулирования

- Урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

- Прочитайте задачи, которые мы вставили в начале уроки.

- Кто считает, что задачи урока достигнуты, поднимите руку.

ДЗ

Спасибо за урок, вы можете идти отдыхать.

Обучающиеся демонстрируют

Личностные УУД

(самоопределение);

Регулятивные УУД

(волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, оценка собственной деятельности);

Познавательные УУД

(общеучебные: умение структуировать знания, рефлексия способов и условий действия; логические: анализ, синтез).