Урок - праздник «Прощай, Азбука!»
Цель: показать достижения каждого ребенка по окончании изучения «Азбуки».
Задачи:
образовательные: закрепить у учащихся знание алфавита (последовательность букв, их правильное название), умение четко различать буквы и звуки, умение отгадывать загадки, ребусы, сравнивать слова, различающиеся одной буквой; продолжить формирование навыка выразительного чтения стихотворений наизусть;
развивающие: развивать фонематический слух, память, логическое мышление, внимание, познавательные интересы, творческие способности; способствовать развитию речевых умений;
воспитательные: поддерживать интерес и воспитывать любовь к русскому языку, чтению; воспитывать бережное отношение к книге.
Планируемые результаты:
Личностные
формирование интереса к чтению, бережного отношения к книгам;
освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми.
Предметные
закрепят знания о русском алфавите;
приведут в систему знания об изученных звуках и буквах, их обозначающих;
научатся выразительному чтению стихотворений;
поупражняются в разгадывании загадок и ребусов;
Метапредметные
Регулятивные:
проявляют способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий
Коммуникативные:
учатся оформлять свои мысли в устной форме;
высказывать и аргументировать свою точку зрения;
слушать и понимать речь других;
осуществлять совместную деятельность.
Познавательные:
ориентируются в своей системе знаний;
добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроках, извлекают информацию, представленную в форме иллюстраций;
выполняют учебно-познавательные действия.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация;
карточки с изображением букв(проект «Живая Азбука», костюм «Азбуки»;
фонограммы детских песен ;
Оформление зала: пословицы и поговорки о книгах и чтении, тема мероприятия на сцене, буквы из проекта «Живая Азбука».
Праздник «Прощай, Азбука!»
Ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня у нас необычный день. Мы прощаемся с первой школьной книгой – «Азбукой».
Ведущий:За это время ребята повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряженного труда. Первая ступенька на лесенке знаний – это общий труд, как для вас, так и для ваших учителей и родителей. Поздравляем вас с первой серьезной победой!
Слово для поздравления предоставляется директору школы.
А сейчас слово предоставляется первоклассникам!
Монтаж
1.Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с Азбуки обложку, и закладок нет,
Все взволнованы немножко: В чем секрет?
2.Дочитали эту книгу школьники вчера.
А сегодня нам прощаться с Азбукой пора.
3.Почему мы наш учебник Азбукой зовем?
А другие называют книгу Букварем?
4.Книгу, что знакомит с буквой
Букварем назвали встарь,
В честь славянских "аз" и "буки"
Назван Азбукой Букварь.
5.Мы в школе почти целый год отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и читать мы уже научились.
И первые книги свои прочитали.
6.А верным помощником в этом нам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
7.Буквы потом сложились в слова,
Слова в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, нам сразу.
8.Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай пройдут года и много, много дней.
Нам Азбука хорошим другом стала.
Мы этот праздник посвящаем ей!
Песня «Азбука»
Входит Азбука.
Я - Азбука, учу читать.
Меня не знать нельзя никак.
Меня изучишь хорошо-
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Ведущий: Здравствуй, дорогая Азбука. Сегодня ты самый желанный гость на нашем празднике.
Азбука: Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу посмотреть , что нового Вы узнали, чему научились. Я приглашаю вас совершить путешествие в мою страну: БУКВОЛАНДИЮ.
А в путешествие мы отправимся на этом паровозике.
Чтобы не сбиться с пути у нас есть карта.
Итак, ребята, в путь! (музыка паровозик)
Наша первая остановка - Станция «Историческая»
Ведущий : Ребята, а знаете ли Вы , кто изобрел первую славянскую азбуку? Славянскую азбуку создали братья Кирилл и Мефодий.
Эту азбуку назвали кириллицей. Потом в нее вносили разные изменения и постепенно появилась та самая азбука, которой мы пользуемся сейчас. В XVI веке была составлена и напечатана «Азбука»-первый на Руси печатный букварь . Название книга получила от двух первых букв алфавита- А и Б. В старину эти буквы назывались «аз да «буки», отсюда и пословица: Аз да буки, а там и науки».
Ведущий : Давайте продолжим наше путешествие, паровозик отправляется в путь ( музыка) и наша след. станция «Сказочная».
Здесь мы посмотрим, кто лучше всех знает сказки!Скажите…
1) Кто поёт песенку «Несёт меня лиса за тёмные леса», призывая на помощь кота? (Петух «Кот, Лиса и Петух»)
2) В кого превратился братец Иванушка, который не послушался сестрицу Алёнушку? (в Козленочка)
3) В какой сказке есть молочная речка с кисельными берегами ?(«Гуси – лебеди»)
4) Из чего сварил суп солдат в русской сказке? (из топора «Каша из топора»)
5) Аппарат, в котором Баба Яга совершает свои полёты?(Ступа)
6) Как звали самую маленькую сказочную девочку? (Дюймовочка)
Ведущий : Молодцы! Вы хорошо знаете сказки, продолжаем путешествие и наша след. станция «СЛОВОЗНАЙКИНО».Ребята, у нас буква заблудилась.
Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей- то дом
И хозяйничает в нём.
Но едва туда зашла буква-озорница
Очень странные дела начали твориться.
- Ребята,пожалуйста, поставьте буквы на свои места.
1. Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это.
2. У вратаря большой улов.
Влетело в сетку 5 волов.
3. На остров налетел ураган.
На пальме остался последний баран.
4. Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетрадке появился гол.
5.Закричал охотник :Ой!
Двери гонятся за мной!
6.. Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
-Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Ведущий : Какие молодцы!!! Вы хорошо справились с этим испытанием! Продолжаем путешествие и наша след.станция «Угадайка».
А здесь мы с Вами, ребята, отгадаем загадки и разгадаем кроссворд.
1. Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?..
(Карандаш)
2. Кто я, если прямота
Главная моя черта?
(Линейка)
3 Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш.
(Резинка)
4. На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я -…
(Пенал)
5. Я все знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо азбуке учиться. (Книга)
6.То я в клетку, то в линейку
Написать на мне сумей-ка,
Можно и нарисовать.
Что такое я ?…(Тетрадь)
Ведущий: Молодцы! Вы хорошо отгадываете загадки!А теперь пришло время отдохнуть… мы прибываем на станцию «Отдыхайка». (Под весёлую музыку проводится физминутка).
1. Ребята, давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста! Сейчас,я буду называть разные слова. Если слово начинается с гласного , то вы поднимете руки вверх, если услышите согласный - хлопаете. Готовы?
Школа, окно ,дружба, ученик, парта, пенал, игра.
Ведущий: давайте поиграем еще в одну игру .
2.Сейчас вместе со мной показываем движения, которые я буду называть…
- Как живёшь? (палец вверх« Вот так!».).
- Как идёшь?
- А бежишь?
- Как ночью спишь?
- Как берёшь?
- А отдаёшь?
- Как шалишь? (надувают щёки и по ним щёлкают)
- А как грозишь?
Молодцы! Садитесь! Вы хорошо выполняли задания! Давайте продолжим наше путешествие.
Ведущий : и мы прибываем на станцию «СМЕКАЛКИНО». А здесь нам с Вами надо разгадать ребусы.
Молодцы! Вы хорошо справляетесь с заданиями! Продолжаем наше путешествие….
Ведущий : и прибываем на станцию «Алфавитово». На ней мы с вами вспомним все изученные буквы.
Уважаемая Азбука! Принимай парад от А до Я.
Азбука: Есть принимать парад!
А ну-ка, буквы, встаньте в ряд!
Я – командир, вы – мой отряд!
Азбука:
По порядку алфавита стройся.
Азбука: Гласные!
Гласные: Здесь!
Азбука: Согласные!
Согласные: Здесь!
Азбука: Буквы, которые не обозначают звуков!
Ь, ъ: Здесь.
Ведущий: Буквы- значки, как бойцы на парад,
В четком равнении построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется строй-алфавит!
Алфавит
А
А - начало алфавита, тем она и знаменита.
Астра, азбука, айва начинаются на А.
И кончаются на А - астра, азбука, айва.
Б
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
В
Вот буква В видна вдали - красивая, витая.
Как будто крендель испекли, приезжих поджидая.
Г
Перед вами буква Г
Стоит подобно кочерге.
Д
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д - труба печная.
Е
Е на грядке пригодилась -
Вместо грабель потрудилась.
Ё
Е и Ё - родные сестры,
Различать сестер непросто,
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Ж
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом, точно жук, издает жужжащий звук:
ж - ж - ж - ж!
З
З - непросто завитушка,
З - пружинка, крендель, стружка.
И
Молоток я раздобыл, из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? - Три!
А какая буква? - И!
Й
Букву Й зовут "и кратким",
Й, как И, в твоей тетрадке.
Чтоб Й не путать с буквой И,
Сверху галочку пиши.
К
Это - Ж, а это - К:
Целый жук и полжука.
Л
Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш.
М
Взявшись за руки мы встали
И на М похожи стали.
Н
На букве Н я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенку.
О
Посмотри на колесо, и увидишь букву О.
В старом дереве дупло,
Ну, совсем, как буква О.
П
На хоккее, на футболе,
Буква П - ворота в поле.
Р
Дрожу от страха до сих пор! - воскликнуло полено.
Похожа буква на топор! Расколет непременно!
С
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Т
Буква т стоит на крыше,
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
У
Удобная буква! Удобно в ней то,
Что можно на букву повесить пальто.
Ф
Филин, в книжку залетев,
Превратился в букву Ф.
Х
Х - забавная игрушка, деревянная вертушка,
Деревянная вертушка, ветра вольного подружка.
Ц
Вот буква Ц: с коготочком на конце.
Коготок - царапка, как кошачья лапка.
Ч
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!
Ш
Посмотри на букву Ш -
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
Щ
На расческу я похожа,
Три зубца всего? Ну что же?
Ъ
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик -Ъ, чтобы не облиться.
Ы
Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы -
Все мы знать ее должны.
Ь
Буква р перевернулась
Мягким знаком обернулась.
Э
Буква Э на с дивится, словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка, только нету языка.
Ю
Чтобы О не укатилось, крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите, что случилось: получилась … буква Ю
Я
Посмотрите на меня, разве я не хороша?
Не худющая, как А, и не толстая, как Ш!
Ножку вправо отведу к букве я соседней,
Не хочу теперь в ряду я стоять последней!
Обращается к Азбуке.
Книжка первая моя, пожалей ты букву Я,
Разреши минут хоть пять первой в азбуке стоять!
Азбука.
Ай-ай-ай, мне очень стыдно и за алфавит обидно.
Как ты можешь, буква Я, подводить меня сейчас?
В алфавите всем известно: хвастунишкам тут не место!
Знают буквы все отлично: якать просто неприлично.
Буквы людям все нужны, этим буквы и дружны.
Дело тут совсем не в месте, дело в том, …
Все буквы.
Что мы ВСЕ ВМЕСТЕ.
Буква Я становится в строй последней.
Азбука.
Дорогие мои, буквы! Объявляю вам благодарность за то, что вы научили читать ребят, за то, что помогали им становиться грамотными учениками, учили их быть настоящими друзьями.
За ребят я очень рада!
Вижу: учатся всему –
Счёту, грамоте, письму.
Хоть малы ещё на вид,
Знают русский алфавит.
Сколько букв в нём?
Хором:
Тридцать три!
Песня «АБВГДЖЗ»
Ведущий: мы подошли к концу нашего маршрута. Ребята, давайте попрощаемся с Азбукой и скажем ей слова благодарности!
Монтаж 2
1.С тобою, «Азбука», я в первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!».
2.Как хорошо уметь читать –
Не надо к маме приставать,
Не надо умолять сестрицу:
«Ну почитай еще страницу!».
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
3.Разбудите меня ночью.
В самой серединочке –
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
4.Буквы гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём!
5.А согласные - согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
6.ТЫСЯЧУ слов в минуту нынче,
Как машина, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу»!
7.Нас научила азбука читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны книги,
И к ней мы все привыкли.
8.Дорогая Азбука!
Мы хотим сказать тебе «спасибо!»
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы: «До свиданья!»
«Здравствуй», - новой книге говорим!
9.До свидания! До свидания!
А на следующий год
Наша Азбука научит
Тех, кто в первый класс придет!
Азбука:Спасибо, ребята! Молодцы! Вы честно справились со всеми испытаниями! Я желаю Вам новых успехов и свершений!!!
Освоив буквы, слоги,
Ты сможешь без подмоги
Войти в огромный мудрый круг.
Где книга- самый лучший друг.
Азбука прощается, уходит .
Ведущий: Сегодня Азбука прощается с вами, дорогие первоклассники, но буквы останутся с вами в каждой книжке, на каждой страничке. В добрый путь по дороге знаний! Подружитесь с новой книгой, читайте, растите умными и счастливыми детьми!!!
Ведущий : Пусть книги друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!