СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Про воздух" 2 класс Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Про воздух" 2 класс Школа России»



























Про воздух…

урок по окружающему миру

2 класс

(ФГОС «Школы России»)





Конспект составил:

Учитель начальных классов

Кожевина Екатерина Сергеевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ВСОШ №2»









2019 год

Урок: по окружающему миру

Аудитория: 2 «г» класс

Продолжительность урока: 45 минут

Тип урока: урок открытия нового знания

Технологии: групповые, технология решения исследовательских задач, здоровье сберегающие.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, исследовательская.


Раздел: Природа.

Тема урока: Про воздух…

Цели:  формирование знаний о значении воздуха для представителей живой и неживой природы.

Задачи: Создать условия для формирования знаний о составе воздуха, о естественных и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения атмосферы, о мерах по охране воздуха; развитие навыков анализа и синтеза.

Планируемый результат обучения:

Предметные:

  • продолжить формирование представлений об атмосфере, составе и свойствах воздуха;

  • установить взаимосвязь между атмосферой и человеком;

  • формировать навыки проведения несложных опытов  в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование;

  • прививать экологическую культуру на основе знаний об охране атмосферы.

Метапредметные:

Регулятивные

-умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;

- прогнозирование – предвосхищение результата;

- развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей;

- осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению;

- умение анализировать и исправлять ошибки;

- осуществление контроля по результату.

Познавательные 

- умение выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез) и делать выводы в результате мыслительных операций;

- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Коммуникативные 

-сотрудничество с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия;

- умение работать в микрогруппе с одноклассниками;

- формирование собственного мнения;

- использование речи для регуляции своего действия;

- умение аргументировать свою позицию, свой ответ;

- владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные 

- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.


Оборудование: презентация, карточки с заданиями, оборудование для проведения опытов ( воздушные шарики)

Основные понятия: воздух, атмосфера, ветер, свойства воздуха, загрязнение воздуха, охрана воздуха.


Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, экология.


Ресурсы: Учебник А. А. Плешаков. Окружающий мир . 2 класс. М.: Просвещение – 2011. Часть 1. А. А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 1. – раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.




























План урока:

I. Мотивация и самоопределение к деятельности.

(Формирование личностных УУД)

Включение в деловой ритм и игровую деятельность.

П. Актуализация знаний.

Ш. Постановка учебной проблемы. Выявление места и причины затруднения.

(Формирование регулятивных, коммуникативных, личностных УУД)

Активизация знаний учащихся через создание проблемной ситуации.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

(Формирование познавательных, личностных, коммуникативных УУД)

Постановка учебных задач урока.

V. Реализация построенного проекта.

(Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД)

Организация исследования проблемной ситуации.

Работа в группах.

Фиксация выводов полученных в результате группового исследования проблемы.

Физминутка – в форме визуализации.

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

(Формирование регулятивных, познавательных, личностных,

коммуникативных, логических УУД)

Работа в группах по установлению значения воздуха для жизни человека.

VП. Самостоятельная работа по закреплению.

(Формирование регулятивных, познавательных, личностных,

коммуникативных, логических УУД)

Проверка умения применять новое знание в других предметных областях.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

(Формирование регулятивных, познавательных, личностных,

коммуникативных, логических УУД)

Фронтальная работа по повторению и закреплению экологических знаний об охране воздуха.

IX. Рефлексия деятельности.

(Формирование личностных УУД)

Работа с оценочными листами.

Подведения итогов урока.

Информация о домашнем задании.










Технологическая карта урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;

2) определить содержательные рамки урока.

2мин

Включение в деловой ритм и игровую деятельность.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок  придёт успех!

Пожелаю вам удачи,

И успешности в придачу!

Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?

Я с вами полностью согласна. Поэтому мы с вами на уроке будем работать в паре и в группе.


Подготовка к работе







С друзьями


Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний

Цель:

1) актуализировать знания о природе;

3 мин

Прежде чем мы с вами перейдем к новой теме, давайте вспомним то, что мы уже знаем. Вам необходимо будет ответить на вопросы, записав их в таблицу.

 Учитель задаёт вопросы: 

- Жидкость без цвета и запаха, при замерзании превращается в лед?

- Как назвать одним словом: снег, дождь, град?

- Время года, наступающее после осени?

- Он бывает грибной, осенний, ливень?

- Время суток подходящее для завтрака?

- Деревья бывают лиственные и :..?

1

Вода

2

Осадки

3

Зима

4

Дождь

5

Утро

6

Хвойные



- А теперь из первых букв  составьте и прочитайте слово .

Давайте ниже оценим свою работу, как вы с ней справились.

Индивидуальная работа в карточках.

Анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии;

учитывать разные мнения, стремиться к координации, контролировать действия партнёра.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

  1. выявление и фиксация места и причины затруднения;

3 мин

Активизирует знания учащихся через создание проблемной ситуации.

- У нас получилось слово воздух.

- Что такое воздух

- Как вы думаете, почему я вам загадала это слово, с чем оно может быть связано?

- Верно. Тема нашего урока ВОЗДУХ и его свойства,

- Зачем нам надо говорить и узнавать новое про воздух?

- Какова же будет цель урока: узнать о значении воздуха для всего живого.

Всем ли понятно, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, какова цель урока для каждого из вас? ПРОГОВАРИВАНИЕ.


Предлагают пути разрешения проблемы.

-Это тема урока




Воздух нас окружает, мы и все живые организмы дышат воздухом


У детей формируется интерес к учебному материалу, способность к самооценке, эмпатия – понимание чувств  других, сопереживание ; учатся  осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия ; осуществлять поиск нужной информации;

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: 1) постановка учебных задач урока

4 мин

Для того чтобы нам достичь поставленной цели, мы должны поставить задачи к нашей цели. Подумаем, что мы можем узнать про воздух…

Давайте с помощью задач составим план, по которому мы будем работать.

  • Что такое воздух?

  • Из чего он состоит?

  • Каковы свойства воздуха?

  • Как человек использует воздух?

  • От чего загрязняется воздух?

  • Как охраняют воздух?

 

ФИЗМИНУТКА.

И так, начнем искать ответы на  эти вопросы.

Узнать:

Состав воздуха

Свойства воздуха

Значение воздуха

Использование воздуха

Защита воздуха

ГРУППОВАЯ РАБОТА.

5. Реализация построенного проекта.

Цель: 1) построение и фиксация нового знания о воздухе и его составе;

2) Изучение свойств воздуха методом группового эксперимента;

3) Фиксация полученных опытным путем знаний знаково и в речи.


10 мин.

Объединяемся в группы по 4 человека.

Каждая группа будет искать ответ на предложенный вопрос. Затем шагая по плану мы будем выслушивать командира группы.

Но для начала вспомним правила работы в группе.


Организует  исследование проблемной ситуации.


1 группа) А что такое воздух?


2 группа) Из чего состоит воздух. азот-78%,кислород-21% и углекислого газа – 1%.


3 группа) Как человек использует воздух.


4 группа) Отчего загрязняется воздух


5 группа) Как охранять воздух.

Оцените вашу групповую работу на оценочных листах.

Посмотрите на диаграмму:

- Какого газа в воздухе больше всего?

 - Какой газ в воздухе самый важный? Почему?

- Какого газа становится больше в выдыхаемом воздухе?


- Что помогает уменьшить количество углекислого газа в воздухе?


 

Вы молодцы ребята и самостоятельно нашли ответы на все вопросы. Но остался у нас один пункт плана без внимания. Какой же?

В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака.

А можем ли мы видеть воздух? 

Чтобы доказать, что воздух не пустое место, доказать его наличие и определить какими свойствами он обладает, нам поможет несколько опытов. Работать мы будем по парам.

Работа в группах. Задания для  проведения опытов.

1 группа

  Задание: Положите ладошки перед собой. Как с его помощью можно доказать, наличие воздуха?

Опыт: Ученики должны догадаться, что нужно помахать ладошками перед лицом. Что образуется? Образуется ветер.

1 свойство

2 группа

Задание: Можно ли попробовать воздух на вкус? Попробуйте его. Какое свойство воздуха мы откроем? Понюхайте воздух? Какой запах он имеет? Какое это свойство воздуха?

Опыт: Учащиеся должны убедиться в том, что чистый воздух не имеет вкуса и запаха.

2 свойство

3 группа

Задание: Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму?

Надуйте шарик и пластиковый пакет. Что внутри? Почему разная форма?

Опыт: Учащиеся должны убедиться , что воздух не имеет формы и принимает форму того предмета в который его помещают.

3 свойство


Для чего мы проводили опыты, что хотели узнать?

Что же нам показали наши опыты, смогли вы узнать о воздухе больше или нет. Проверить это нам поможет следующая табличка.


Свойства воздуха

Да

Нет

Вкус

 

 +

Запах

 

 +

Цвет

 

 +

Форма

 

 +


Составляют алгоритм решения проблемы

газ





























азота

кислород

углекислого


Кислород

Углекислого.

Растения тоже дышат, но они  вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.

Нет. Он не видим.











Ветер – это движение воздуха. Значит, воздух существует, но он не видим.







Воздух не имеет вкуса. Воздух не имеет запаха.









Воздух не имеет формы – это газ и он принимает форму того объекта в которые его помещают.





Воздух – бесцветный или прозрачный

























На этом этапе у детей формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке; учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме; осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте; формулировать собственное мнение и позицию; умение отстаивать эту позицию в группе, приводить доводы и аргументы.  



Выполнять исследование совместно с одноклассниками, распределять обязанности в группе; делать выводы на основе полученной опытным путем информации; контролировать и корректировать свои действия и действия товарищей.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: 1) установить значение воздуха для человека, опираясь на полученные знания и собственный опыт;

2) зафиксировать во внешней речи, полученные выводы и знания.

5 мин


Может ли жить человек без воздуха?

Закройте ладошками рот и нос.
Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха.
Какое было желание?

( Открыть нос).
Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

В день человеку требуется 600литров воздуха, много это или мало?

- Почему же воздух одно из главных богатств природы?


Работа в группах


Какое значение имеет воздух для нас?

Продолжите фразу.

                  Благодаря воздуху мы…














Дышим

Слышим

Плаваем на яхтах и парусниках;

Спускаемся на парашютах и поднимаемся на воздушных шарах;

Убираем пыль пылесосом;

Сушим бельё

Сушим волосы феном

Осуществляют  поиск нужной информации, анализируют. Выделяют главное, строят рассуждения об объекте, дети отстаивают свою точку зрения в группе;    формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра.


7. Самостоятельная работа.

Цель: 1) проверка умения применять полученные знания в других предметных областях; 2) расширять межпредметные связи, подтверждающие значение воздуха в жизни человека.

5 мин


Воздух настолько важен для человека, что даже в русском языке существуют фразеологизмы, связанные со свойствами и значением воздуха.

Я предлагаю вам сегодня вспомнить некоторые из них и попытаться их объяснить.

Что такое фразеологизмы?


- Объясните значение фразеологизмов.

Работа в группах  

Бросать в воздух шапки


Взлететь  на воздух



Бросать слова на ветер

Строить воздушные замки

Нужен, как воздух

Выполняют задания с проговариванием во внешней речи.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов – крылатые выражения.


Выражать крайнюю радость, ликовать

Взорваться, подорваться.  Бесследно исчезнуть.

 Говорить впустую

Фантазировать

Очень нужен, жизненно необходим, нельзя обойтись

Осуществляют  поиск нужной информации, анализируют. Выделяют главное, строят рассуждения об объекте, дети отстаивают свою точку зрения в группе;    формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра.







8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

тренировать способность к установлению взаимосвязи между объектами природы;

повторение знаний об охране природы и воздуха

7 мин

Ребята, а от чего воздух может загрязняться?

Рассмотрите фотографию на с. 49 учебника.

Какими бы фотографиями вы дополнили учебник?

Как еще происходит загрязнение воздуха?


Рассмотрите схемы на с. 49.
От чего они предостерегают людей?


Что еще делают люди, чтобы воздух был чистым?

Учитель дополняет то, что не скажут дети.

На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.

А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу.

Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.

Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.

Устанавливают фильтры на трубы, сокращают вредное производство, научились делать новые экологически чистые машины и т. д.



9. Рефлексия деятельности

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; формирование навыка самооценки;

5 мин







Информация о домашнем задании

2 мин




Скажите ребята, смогли мы решить учебные задачи, которые нас интересовали в начале урока? Давайте мы вернемся к цели нашего урока, просмотрим еще раз план урока и подведем итог с помощью нашего кубика «Блума».

НАЗОВИ свойства воздуха

ПОЧЕМУ воздух охраняют

ОБЪЯСНИ что такое воздух

ПРЕДЛОЖИ как можно использовать воздух

ПРИДУМАЙ, как можно охранять воздух

ПОДЕЛИСЬ с нами, как доказать, что воздух существует


ДЗ у нас 2 видов

1 уровень: рабочая тетрадь стр. 35 №2

2 уровень рабочая тетрадь стр. 35 № 1



Теперь мы знаем:

Что такое воздух ….

Как доказать, что воздух существует …

Какие свойства воздуха …Каковы значение воздуха ….

Почему воздух загрязняется …

Как охранять воздух



Каждый ребёнок получает возможность мысленно соотнести собственные впечатления с впечатлением других, актуализирует содержание урока, его этапы, оценивает свои достижения на уроке; получает эмоциональный заряд бодрости.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!