Конспект урока-проекта в 6 классе
Автор разработки: Факсюра Оксана Владимировна
Тема: Лирика А.А.Фета о природе.
Цель: закрепить полученные знания на предыдущих уроках о жизни и творческом пути А.А.Фета, показать А.А.Фета как «поэта мгновения», формировать коммуникативные компетенции обучающихся за счёт групповой формы работы.
Личностная: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
регулятивная: предвосхищение результата и уровня усвоения; оценивание уровня усвоения знаний;
познавательная: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания;
коммуникативная: планирование учебного сотрудничество в команде и с учителем, контроль и коррекция действий партнёра.
Оборудование: видеозапись биографии А.А.Фета, статья в учебнике, стихотворения А.А.Фета о природе, дополнительная информация касающаяся жизни и творчества поэта, листы для проекта, фломастеры, клей, ножницы, портреты поэта,
Ход работы
Орг.момент
Приветствие. Проверка присутствующих. Запись числа.
Актуализация знаний
Просмотр биографического видеофрагмента о поэте.
- Как вы думаете, чем сегодня будет посвящён наш урок? (выслушиваются ответы детей)
Вступительное слово учителя с освещением темы и целей проекта
-Ребята, нам предстоит сегодня насладиться лирикой русского поэта А.А.Фета. Итогом разбора стихотворений будет мини-проект, посвящённый одному из понравившихся вам стихотворений Афанасия Афанасьевича.
Работа над статьёй учебника
Один из обучающихся читает статью об Афанасии Афанасьевиче Фете.
Дети отвечают на вопросы по статье учебника:
1. Вы прочитали небольшой очерк о поэте, что оказалось для вас новым? неожиданным?
2. Как называются все страдания и горести в жизни писателя по его мнению?
3. Какие «намёки», краски, звуки наполняют мир стихотворений поэта?
(выслушиваются ответы детей)
Слово учителя
- А.А. Фета часто называли «певцом мгновенья», поэтом-импрессионистом, потому что он умел запечатлевать мимолетные, но чудесные, уникальные состояния природного мира, малейшие изменения в природе – ее «чудные мгновения». Поэт умел передавать непосредственную радость от переживания этих «мгновений» в стихах – в слове, то есть делать преходящее бессмертным, вечным. Нам предстоит сегодня доказать это утверждение.
Распределение по группам
- Для начала распределимся на группы. Предлагаю выбрать в каждой группе руководителя, в обязанности которого будет входить распределение работы между членами объединения, а также выступление-защита.
(на экране) Последовательность работы в группах:
1.Разделение обязанностей.
2.Беседа в группе о расположении материала и общем виде работы.
3. Сбор информации.
4. Оформление работы.
5.Проверка проекта на соответствие достижения его цели.
6.Защита
Работа над проектом с использованием информации предыдущих занятий, а также статьи учебника и дополнительной информации.
Учитель раздаёт вспомогательный материал, где указывается на какие моменты работы стоит уделить особое внимание; а также курирует работу групп.
Защита работ
Слово учителя
- Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза. Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы, которую он брал такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности.
Рефлексия
Как по вашему мнению может пригодиться навык внимательного изучения природы, её явлений не как учёного, а как поэтической натуры?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Что вам удалось, а что вызвало затруднения? Почему?
Итог урока: выставление оценок.
Дополнительный материал: фото поэта
Дополнительный материал: стихотворения
Барашков буря шлет своих, Барашков белых в море, Рядами ветер гонит их И хлещет на просторе. Малютка, хоть твоя б одна Ладья спастись успела, Пока всей хляби глубина, Чернея, не вскипела! Как жаль тебя! Но об одном Подумать так обидно, Что вот за мглою и дождем Тебя не станет видно. | На зеленых уступах лесов Неизменной своей белизной Вознеслась ты под свод голубой Над бродячей толпой облаков. И земному в небесный чертог Не дано ничему достигать: Соберется туманная рать — И растает у царственных ног. 23 июля 1886 |
Выйдем с тобой побродить В лунном сиянии! Долго ли душу томить В темном молчании! Пруд как блестящая сталь, Травы в рыдании, Мельница, речка и даль В лунном сиянии. Можно ль тужить и не жить Нам в обаянии? Выйдем тихонько бродить В лунном сиянии | Как дышит грудь свежо и емко - Слова не выразят ничьи! Как по оврагам в полдень громко На пену прядают ручьи! В эфире песнь дрожит и тает. На глыбе зеленеет рожь - И голос нежный напевает: "Еще весну переживешь!" |
Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она. Как гроздья винограда, Ветвей концы висят,- И радостен для взгляда Весь траурный наряд. Люблю игру денницы Я замечать на ней, И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей | Глупый перепел, гляди-ка, Рядом тут живет синичка: Как с железной клеткой тихо И умно сжилася птичка! Всё ты рвешься на свободу, Головой толкаясь в клетку, Вот, на место стен железных, Натянули туго сетку. Уж давно поет синичка, Не страшась железных игол, Ты же всё не на свободе, Только лысину напрыгал. |
О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны! Так дева в первый раз вздыхает О чем - неясно ей самой,- И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой | Средь кленов девственных и плачущих берез Я видеть не могу надменных этих сосен; Они смущают рой живых и сладких грез, И трезвый вид мне их несносен. В кругу воскреснувших соседей лишь оне Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают И, неизменные, ликующей весне Пору зимы напоминают. Когда уронит лес последний лист сухой И, смолкнув, станет ждать весны и возрожденья,- Они останутся холодною красой Пугать иные поколенья. |
Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть. Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет. И в больную, усталую грудь Веет влагой ночной... я дрожу, Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу | Моря не было там, а уж я тут стоял, Великан первобытной природы. Еще ветер зеленые рощи ласкал, Еще по степи конь быстроногий скакал, Где теперь разбегаются воды. Раз, я помню, вздрогнула земля подо мной, Я взглянул чрез леса и чрез нивы: Вижу, море идет темно-синей стеной, Ближе, ближе — и, всё затопив, предо мной Раскидало седые заливы. Во всю ночь эту шум не давал мне уснуть, Снились горы шипящие пены.. Но давно я привык. Станет ветер ли дуть Иль корма бороздить свой невидимый путь — Я привык и не жду перемены. |
Дополнительный материал: биографические сведения
Кроме сочинения стихотворений Фет до самой старости занимался переводами. Ему принадлежат переводы обеих частей «Фауста» Гёте. Он даже планировал перевести книгу Иммануила Канта «Критика чистого разума», но оставил эту идею и взялся за перевод произведений Артура Шопенгауэра.
Поэт пережил трагическую любовь к Марии Лазич – поклоннице его творчества. Эта девушка была образованной и очень талантливой. Их чувства были взаимны, но паре не удалось связать свои судьбы. Мария погибла, а поэт всю жизнь помнил свою несчастную любовь, которая повлияла на его творчество. Именно ей он посвятил поэму «Талисман», стихотворения «Старые письма», «Ты отстрадала, я ещё страдаю…», «Нет, я не изменил. До старости глубокой…» и другие стихотворения
Именно Фет автор известной фразы, которая вошла в «Приключения Буратино» А. Н. Толстого — «А роза упала на лапу Азора».
Однажды на вопрос анкеты дочери Льва Толстого Татьяны «Долго ли бы вы хотели жить?» Фет ответил: «Наименее долго». И всё же у писателя была длинная и очень насыщенная жизнь — он не только писал множество лирических произведений, критические статьи и мемуары, но и посвятил целые годы сельскому хозяйству, а яблочную пастилу из его имения поставляли даже к императорскому столу
В 14 лет мальчика отправили в немецкую школу-пансионат Крюммера в эстонский город Выру. Именно там он полюбил стихи Александра Пушкина. В 1837 году юный Фет приехал в Москву, где продолжил обучение в пансионе профессора всеобщей истории Михаила Погодина.
В тихие минуты полной беззаботности я как будто чувствовал подводное вращение цветочных спиралей, стремящихся вынести цветок на поверхность; но в конце концов оказывалось, что стремились наружу одни спирали стеблей, на которых никаких цветов не было. Я чертил на своей аспидной доске какие-то стихи и снова стирал их, находя их бессодержательными.
Из воспоминаний Афанасия Фета
В 1857 году Афанасий Фет женился на младшей сестре Василия Боткина — Марии, наследнице богатого купеческого рода. В следующем году в чине гвардейского штабс-ротмистра он вышел в отставку, так и не добившись дворянства. Супруги поселились сначала в Москве, а в 1860 году в имении Степановка, которое купили в Мценском уезде Орловской губернии — на родине писателя.
Как говорил Иван Тургенев, «он [Фет] теперь сделался агрономом-хозяином до отчаянности, отпустил бороду до чресл, о литературе слышать не хочет и Музу прогнал взашею...». Фет посвятил себя сельским заботам и домашнему хозяйству: выращивал зерновые культуры, проектировал конный завод, держал коров, овец, птицу, разводил пчел, рыбу. Из Степановки Фет сделал образцовую усадьбу: показатели урожаев с его полей поднимали статистику губернии.
В последние годы жизни Фет получил общественное признание. В 1884 году за перевод сочинений Горация он стал первым лауреатом полной Пушкинской премии Императорской Академии наук. Через два года поэта избрали ее членом-корреспондентом. В 1888 году Афанасия Фета лично представили императору Александру III и присвоили придворное звание камергера.
Еще в Степановке Фет начал писать книгу «Мои воспоминания», где он рассказывал о своем помещичьем быте. Мемуары охватывают период с 1848 до 1889 год. Книгу в двух томах опубликовали в 1890 году.
3 декабря 1892 года Фет попросил жену позвать доктора, а тем временем продиктовал секретарше: «Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному» и подписал «Фет (Шеншин)».
Некоторая информация презентации: