СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Производство тканей на основе натуральных волокон животного происхождения. Свойства шерстяных и шелковых тканей. Ткацкие переплетения. "

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Производство тканей на основе натуральных волокон животного происхождения. Свойства шерстяных и шелковых тканей. Ткацкие переплетения. "»

Предмет: технология

Дата:

Класс: 6

Тема: Производство тканей на основе натуральных волокон животного происхождения. Свойства шерстяных и шелковых тканей. Ткацкие переплетения. Практическая работа: Определение лицевой и изнаночной сторон тканей.

Цель: Ознакомить учащихся с производством тканей на основе натуральных волокон животного происхождения, свойствами шерстяных и шелковых тканей, ткацкими переплетениями, профессиями ткача и прядильщика.Научить определять изнаночную и лицевую стороны ткани, распознавать ткани по свойствам и переплетениям нитей основы и утка.

Развивать внимание, наблюдательность, целеустремленность, познавательный интерес.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, уважение к окружающим, патриотизм.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок усвоения и закрепления новых знаний.

Методы обучения: объяснительно-демонстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, закрепление материала.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

- Загадки:

1) Я кустарник не простой, цвету красиво я весной.

Когда созрею – соберете, но …в коробочках найдете

Не семена, а волокно. (Хлопок).

2) Топили, колотили, мяли, трепали, рвали, крутили, ткали,

На стол постилали. (Лен).

-В прошлом году мы с вами познакомились с волокнами и тканями растительного происхождения.

-Ребята, назовите, какие вам известны волокна растительного происхождения( хлопок, лен, конопля, джут. Кенаф).

-А какие ткани из волокон растительного происхождения вы знаете? (льняные, хлопчатобумажные ).

3. Изучение нового материала.

-С древнейших времен человек защищал себя от непогоды с помощью одежды. Сначала одеждой служили шкуры зверей, листья, трава, древесная кора. Научившись искусству прядения и ткачества, человек использовал волокна дикорастущих растений, но происшедший переход к скотоводству и земледелию позволил применять для изготовления тканей волокна культурных растений и шерсть домашних животных.

-В этом году вы узнаете о шерстяных и шелковых волокнах, из которых сможете создать уникальные и неповторимые изделия.

- Знаете ли вы, шерсть каких животных люди используют для изготовления нитей и тканей?

- Слышали ли вы что-нибудь о Великом шелковом пути?

-Технология производства шерстяных тканей:

-Волосяной покров , снимаемый с животных стрижкой и вычесыванием в период линьки, называется шерстью. Чаще всего используется шерсть овец, а также коз и верблюдов.




Шерсть, снятая с одной овцы , называется руном.

Производство шерстяного волокна:

А) стрижка (вычесывание) животного,

Б) сортировка шерсти по цвету, волнистости, толщине и длине,

В) стирка,

Г) сушка,

Д) прессовка.

Е) отправка на завод,

Ж) раздел на волокна,

З) смешивание( приобретение однородности),

И) расчесывание ,

К) скручивание в тонкие пряди- ровницы,

Л) скручивание нитей( из ровницы) пряжи,

М) изготовление ткани ( запись в тетрадь).

-Технология производства шелковых тканей:


Натуральный шелк получают из коконов гусеницы тутового шелкопряда.

Бабочки тутового шелкопряда живут 4-6 дней, за это время они откладывают 500 яиц.

Личинки-гусеницы очень быстро набирают вес и окружают себя веществом, которое вырабатывается их особыми железами. Вокруг гусеницы образуется густая нитяная сеть, кокон( белый пушистый шарик). Спустя 8-9 дней личинок уничтожают, а коконы опускают в горячую воду, чтобы получить нити. Они очень тонкие, их длина составляет от 400 до 1000 м., называют их шелком- сырцом. Цвет коконных нитей белый, слегка кремовый, в 8 раз тоньше человеческого волоса.

-Запись в тетрадь:

Свойства тканей:

-физико-механические:

-прочность,

-сминаемость,

-драпируемость,

-износостойкость.

-гигиенические:

-теплозащитность,

-гигроскопичность,

-воздухопроницаемость,

-намокаемость,

-пылеёмкость.

-технологические:

-усадка,

-осыпаемость,

-раздвижка нитей в швах,

-способность ткани изменять форму при ВТО,

- прорубаемость.

-работа с учебником:стр.145-148 « Технология 6 кл.» Глозман, Кожина.

Признаки определения тканей:




-Ткацкие переплетения.

На свойства тканей оказывает влияние не только её состав, но и способ переплетения нитей в ткани в процессе её производства . От вида переплетения зависят блеск, рельефность, рисунок лицевой поверхности ткани, её механические, гигиенические и технологические свойства. Рисунок переплетения учитывается при конструировании, моделировании, раскрое тканей и пошиве из них изделий.

Ткацкие переплетения делятся на:

- простые(полотняные,саржевые,сатиновые,атласные),

-мелкоузорчатые,

-сложные,

-крупноузорчатые.

-Работа с учебником, стр.152-154 «Технология 6 кл.» Глозман, Кожина.

Саржевое переплетение: а) вид, б) раппорт.

Атласное переплетение: а) вид, б) раппорт.

4.Физкультминутка.( зарядка для глаз ).

5.Закрепление нового материала. Практическая работа. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

Цель работы: научиться определять лицевую и изнаночную сторону ткани.

Оборудование и материалы: учебник, образцы тканей, лупа.

Порядок выполнения работы:

-Рассмотрите с помощью лупы образцы ткани, определите, у каких из них поверхность блестящая, а у каких- матовая.

-Определите на ощупь гладкость поверхности и мягкость каждого образца.

- Определите степень сминаемости образцов( сожмите в ладони образец ткани на 30 сек.. а затем расправьте).

-Перенесите таблицу со стр.155 учебника в тетрадь. Заполните её.

-Сделайте вывод о проделанной работе.







6.Итог урока.

-Подведение итогов « Мозговой штурм»:

-Неосыпаемый срез ткани ( кромка)

-Самое простое переплетение( полотняное)

-Нить растяжения ткани ( долевая)

-Признак лицевой стороны ткани( блеск)

-Цвет коконных нитей ( белый).

7. Рефлексия.

-Выберите смайлик,который соответствует оценке нашего урока:

-Было легко.

-Легко,но я не всё смог выполнить сам.

-Мне было не просто отвечать на вопросы, но я узнал много интересного.

8.Домашнее задание.

Спасибо всем за работу на уроке! Запишите домашнее задание:

Параграфы 20-22 прочесть, устно ответить на вопросы, стр.151 задание№2 выполнить письменно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!