СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "«Публицистический стиль: проблемный очерк»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Млормкуришаплитолапит.. Трвшугпиашувгмрлвоитап. Трвшугмршломролвмиовимвдтиролатрищдатчлоит.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "«Публицистический стиль: проблемный очерк»»

Конспект  урока по русскому языку, 11 класс. Тема «Публицистический стиль: проблемный очерк»

Автор: Ченина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 11  имени Скрипки О. В. города  Волжского Волгоградской области.
Описание материала: предлагаю Вам конспект урока по русскому языку для 11 класса по теме ««Публицистический стиль: проблемный очерк». Данный материал будет полезен учителям русского языка, работающим в старшем и среднем звене. Это конспект комбинированного урока по развитию речи. 
Цели :
1. Формирование понятия «проблемный очерк», формирование представлений об особенностях проблемного очерка.
2. Формирование умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, умения выстраивать логические цепочки рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Развитие ценностного отношения к русскому языку.
Методические приемы: комбинированный урок, дискуссия.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня тема нашего урока
«Публицистическй стиль: проблемный очерк». 
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
2. Повторение изученного материала.
Вопросы: 
1) Проблемный очерк для публицистического стиля чем является? (жанром).
2) Какие жанры публицистического стиля вы знаете? Какой самый распространённый жанр публицистического стиля вы знаете? (очерк).
3) Какие виды очерков вы знаете ? (путевой, портретный, проблемный - запись на доске).
4) Что общего в этих трёх жанрах? (документальность, достоверность).
5) В чём отличие путевого и портретного очерка? Какой тип речи свойственен каждому? (портретный – описание, путевой – впечатление, повествование с элементами описания).
- Как вы думаете, что мы с вами должны сегодня узнать и чему научиться? 
-Когда мы с вами доказываем, аргументируем, что мы развиваем? (Логику, память, мышление).

3. Объяснение нового материала.
Как вы понимаете, что такое «проблемный очерк», что лежит в основе проблемного очерка?
Выступление учащегося « Проблемный очерк.  Особенности».
Учащиеся составляют в тетрадях конспект выступления.
(Особенности проблемного очерка:
а) документальность;
б) достоверность фактов;
в) доходчивость;
г) оценка реальных явлений жизни;
д) тесная связь изложения с авторским «Я»;
е) свободная композиция.


А все ли мы моменты отметили, говоря о проблемном очерке? Давайте откроем учебник и прочитаем, о чём мы ещё не сказали.
Работа с учебником.
Отмечаем на доске и в тетради особенности проблемного очерка.

ж) могут быть портретные зарисовки;
з) элементы повествования;
и) главное не характер, не рассказ о человеке, а его отношение к тем проблемам, которые трактуются в тексте;
к) проблемный очерк носит полемический характер;
л) проблемный очерк строится по типу рассуждения.

Таким образом, мы с вами сказали об особенностях проблемного очерка, а как вы думаете, какие проблемы в современном мире являются актуальными, общественно значимыми? (проблемы экологии, войны и мира, помощи ближнему…).

Для того, чтобы мы с вами смогли успешно сдать ЕГЭ, мы должны познакомиться ещё с некоторыми понятиями и терминами, которые помогут нам решить те или иные проблемы. Работа с терминами.
Тезис - положение, требующее доказательства
Аргумент - довод, доказательство.
Обобщение - общий вывод, общее положение, основанные на изучении отдельных фактов, явлений.
Логика - ход рассуждений, умозаключений.
Дедукция - способ рассуждения от общих положений к частным выводам.
Индукция - способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.
Какой приём мы используем при изучении новой темы? (дедукция)
На ЕГЭ в блоке С вам необходимо будет написать проблемный очерк. Общая схема написания проблемного очерка должна выглядеть примерно так:
1)формирование проблемы (тезис);
2)аргументация ответа;
3)рассуждение от общего к частному – дедукция (дедуктивный метод мышления).

Итак, подведём итоги, что характерно для проблемного очерка? (обращаем внимание на доску). Повторяем особенности проблемного очерка

4. Закрепление нового материала. Работа в группах.
Итак, выяснив, что такое проблемный очерк, давайте перейдём к практическим действиям.
Предлагаю познакомиться со статьёй Даниила Гранина «О милосердии».
Чтение статьи.
Вопросы к тексту:
1) Какую проблему затрагивает автор в тексте? (о милосердии).
2) Какие тезисы статьи мы можем выдвинуть?
а) Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно? (этот вопрос достаётся 1-й группе)
б) Упражняется ли милосердие в нашей жизни? (этот вопрос достаётся 2-й группе).
в) Что по вашему мнению может способствовать воспитанию милосердия? (этот вопрос достаётся 3-й группе).
г) А 4-й группе достаётся вопрос: Какое положение статьи вы можете дополнить своими наблюдениями?

Учащиеся обсуждают  вопросы в группах . Затем выступают со своими ответами, остальные слушают и дополняют.
Есть ли дополнения? Обсуждаем, анализируем, делаем выводы.


5. Домашнее задание.
Каждый берёт домой листок с текстом. Подумает дома, напишет проблемный очерк, раскрывая один из этих тезисов.
6. Итог урока.
Какие трудности вызвала у вас эта тема? Что сегодня вы узнали и чему научились?

Текст, предлагаемый на данном уроке для анализа. 

Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей - из определенных чувств, понятий.
Одно из таких чувств – чувство милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия»- даже словарь дает их как «устар.», то есть как устаревшие понятия.
Слова стареют не случайно. Милосердие. Что оно - не модно? Не нужно?
Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений  нравственности. Древнее это необходимое чувство свойственно всему  животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и, тем не менее, мы ощущаем, и давно уже: отлив милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологические измерения этого чувства…
Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.
Упражняется ли милосердие в нашей жизни? ...Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Часто ли мы получаем призыв к нему? В "Памятнике", где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. От "Пира Петра Первого", от "Капитанской дочки", "Выстрела", "Станционного смотрителя" милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.
Это не только прямой призыв к милосердию вроде "Муму", но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова. Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет. Милость к падшим призывать - воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему - необходимость настоятельная, труднооценимая. Я убеждён, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета.


Скачать

© 2019 2098 47

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!