Предмет: математика
Класс: 1
УМК: «Школа России»
Раздел курса: «Сложение и вычитание»
Тема урока: Связь между суммой и слагаемыми
Цели: познакомить со взаимосвязью сложения и вычитания, вывести правило нахождения неизвестного слагаемого; формировать вычислительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать, математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; использовать речь для регуляции своего действия; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
Включение в учебную деятельность
Сегодня мы с вами отправляется в Морской круиз. Побываем на острове «Сосчитай-ка!», посетим остров «Узнавай-ка!». Заглянём на остров «Отдыхай-ка!», остановимся у берегов острова ««Нерешённых примеров», пообедаем у берегов острова «Интересных задач». Каждый из вас получил бортовой журнал. Его мы заполним в течение урока.
Работа с геометрическим материалом.
В путь мы отправимся на корабле. Возьмите свои конверты с геометрическим материалом и сложите из имеющихся там геометрических фигур корабль. Какие фигуры вы использовали?
Минутка чистописания.
Сколько квадратов вам понадобилось для строительства? Пропишите в своих бортовых журналах цифру 3 всю строку (из каких элементов она состоит).
Актуализация знаний
Остров «Сосчитай-ка!» в гости всех нас ждёт. Предлагает вам задание:
Логическая разминка
Задача. (ответ покажите с помощью веера цифр)
Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Андрей поймал 3 окуней.
Рыбак Еремей – 4 карасей.
А рыбак Михаил 2 сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?
Но вода в море, в котором плавают рыбки, очень грязная.
Рыбы плавают в воде,
И приглашают нас к себе.
Смотрите, рыбы бьют тревогу,
Что загрязняют люди воду,
Чтоб рыбам легче было жить,
Проблему эту надо нам решить!
Самоопределение к деятельности
-Чтобы решить проблему загрязнения воды нужно составить пример на сложение, используя числа 10,2,8 и записать его в ваши бортовые журналы.
Проверка на доске.
2 + 8 = 10 (или)8 + 2 = 10
– Как называются числа при сложении?
(Слагаемое, слагаемое, сумма.)
- Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Посмотрите, какое чистое море стало.
А можно ли из этого примера составить пример на вычитание (да: 10-2, 10-8).
Ребята, а вед это и есть тема нашего урока (- Кто может назвать тему сегодняшнего урока? «Связь между суммой и слагаемыми»)
Физкультминутка для глаз.
Все мореплаватели очень внимательные, ведь им постоянно нужно вглядываться в даль, поэтому они не только постоянно тренируют, но и правильно делают зарядку для глаз. Мы сейчас с вами тоже сделаем такую зарядку.
«Глазкам нужно отдохнуть.»
(Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.»
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.»
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут»
(Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.»
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!»
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Работа по теме урока
1. Практическая работа.
- Ребята, мы с вами приближаемся к острову «Узнай-ка», на этом острове живут местные жители, которых называют аборигенами. Они любят решать примеры и записывать их на песке. Был шторм и смыл часть примеров. Жители просят нас помочь им и восстановить записи. В круги нужно вставить математический знак, а в квадрат число так, что бы равенства были верными.
Вставьте пропущенные знаки и числа.
8○□=10 6○□=8 5○□=9
(Равенства записаны на доске и в бортовом журнале у каждого ученика.)
- Кто догадался? Почему так? Докажи. (Правильно, потому что состав числа 10 – это 2 и 8, и т.д.)
- Как называются числа при сложении? (Слагаемое, слагаемое, сумма.)
Давайте из первого примера сделаем два примера на вычитание (10-8, 10-2.)
Что вы заметили? (Когда из суммы 10 вычли первое слагаемое 8, получили второе слагаемое 2. Когда из суммы 10 вычли второе слагаемое 2, получили первое слагаемое 8.)
(Аналогично проводится работа с двумя другими примерами)
Какой сделаем вывод?
Вывод:
“Если мы из суммы вычтем первое слагаемое, то получим второе слагаемое.
Если мы из суммы вычтем второе слагаемое, то получим первое слагаемое”.
2. Работа по учебнику
№ 1 (с. 26).(устно)
- Прочитайте равенства. Объясните, как их получили.
- Сейчас мы научимся читать равенства по-другому.
- Прочитайте первый пример, используя слова «первое слагаемое», «второе слагаемое», «сумма». (Первое слагаемое 3, второе слагаемое 2, сумма 5.)
- Как получили второй пример, третий? (Из суммы 5 вычли первое слагаемое 3 и получили второе слагаемое 2. Из суммы 3 вычли второе слагаемое 2 и получили первое слагаемое 3.)
Физкультминутка
Мы приближаемся к острову «Отдыхай-ка!», я предлагаю вам сделать зарядку на берегу моря. (музыкальное сопровождение – звуки моря)
К морю дружно мы спустились,
наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре.
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Дружно плывём,
как дельфины.
Вышли на берег крутой
и отправились домой!
Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
- Мы приближаемся к берегам острова «Нерешённых примеров». Жители этого острова любят играть в домино.
№2 (с. 26).
Рассмотрите домино.
– Прочитайте 1 равенство. (3+1=4)
– Как получили 2 равенство?
(Повторяем вывод.) (из суммы 4 вычли первое слагаемое 3, и получили второе слагаемое 1)
– Как получили 3 равенство?
(Повторяем вывод.) (из суммы 4 вычли второе слагаемое 1, и получили первое слагаемое 3)
Работа над задачами.
Мы продолжаем наше путешествие и наш корабль отправляется к берегам острова «Интересных задач». Здесь мы победам. Что нам понадобиться для обеда (посуда).
№4 (с. 26).
- Вспомним из каких частей состоит задача (условие вопрос решение, ответ).
Задача 1
- Прочитайте первое предложение. Это полное условие задачи?
- Сколько ложек достали из коробки?
- Это условие задачи.
- Прочитайте вопрос задачи?
- Какое будет решение к задаче?
- Какой ответ в первой задаче? (6.)
(Аналогично разбирается вторая задача)
- Решение и ответ к задачам записать в бортовой журнал, девочкам 1 задачу, мальчикам – вторую.
Рефлексия
- Продолжите утверждения:
Числа при сложении называются …
Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится …
№3 (с. 26).
Начало первого предложении читает учитель, заканчивают учащиеся, далее работа в парах. Один ученик читает начало второго предложения, другой заканчивает, затем наоборот.
Подведение итогов урока
- Какое математическое открытие мы сегодня сделали на уроке?
- Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?
- Понравилось ли вам наше путешествие? Теперь мы отправляемся в обратный путь. И на память от нашего путешествия нам остается вот такой кораблик. Он не обычный, а математический. Сейчас он черно-белый, но вы можете раскрасить - решив примеры.
11