СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Работа силы, действующей по направлению движения тела"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Сформировать понятие механической работы, выяснить на конкретном материале, как надо правильно рассчитывать величину работы, когда тело перемещается по горизонтальному пути;
  • продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Работа силы, действующей по направлению движения тела"»

3


Урок: Дата:

Тема: Работа силы, действующей по направлению движения тела.

Цели:

Образовательные:

    • сформировать понятие механической работы, выяснить на конкретном материале, как надо правильно рассчитывать величину работы, когда тело перемещается по горизонтальному пути;

    • продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента.

Развивающие:

    • сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы;

    • развивать умение анализировать учебный материал;

    • развивать интерес учащихся к физике, используя экспериментальные задания.

Воспитательные:

    • воспитать умения и навыки коллективной работы;

    • содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

познакомить учащихся с механической работой, единицами работы, определение механической

работы для случаев, когда сила совпадает с направлением движения тела

Ход урока:

I. Организация внимания учащихся:

II. Актуализация ранее изученного материала:

1. На чем основано плавание судов? 2. Что называют осадкой судна? 3. Что такое ватерлиния? 4. Что называют водоизмещением судна?

1. Почему воздушные шары наполняют водородом или гелием? 2. Как рассчитать подъемную силу шара, наполненного гелием? 3. Почему уменьшается выталкивающая сила, действующая на шар, по мере его подъема? 4. Как регулируют высоту подъема воздушного шара, наполненного горячим воздухом?

- Обычно, под словом «Работа» мы понимаем всякий полезный труд рабочего, ученика. Что вы понимаете под словом «Работа»? (Учащиеся приводят примеры).

Объяснить пословицы и поговорки. (Учащиеся участвуют в объяснении).

  • Работа не волк, в лес не убежит.

  • С печи сыт не будешь. Не печь кормит, а руки.

  • С горы вскачь, а в гору хоть плачь.

  • Сверху легко бросать, попробуй-ка снизу.

  • В гору семеро тащат, а с горы и один толкает.

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

  • Берись дружно, не будет грузно.

  • Встать пораньше да шагнуть подальше.

Учитель: В физике под работой называют физическую величину, которую можно измерить. В физике изучают механическую работу.

Рассмотрим примеры


III. Изучение нового материала:

Понятие работы в физике несколько иное. Это определенная физическая величина, а значит, ее можно измерить. В физике изучают прежде всего механическую работу. Рассмотрим примеры механической работы. Поезд движется под действием силы тяги электровоза, при этом совершается механическая работа. При выстреле из ружья сила давления пороховых газов совершает работу — перемещает пулю вдоль ствола, скорость пули при этом увеличивается. Из этих примеров видно, что механическая работа совершается, когда тело движется под действием силы. Механическая работа совершается и в том случае, когда сила, действуя на тело (например, сила трения), уменьшает скорость его движения. Желая передвинуть шкаф, мы с силой на него надавливаем, но если он при этом в движение не приходит, то механической работы мы не совершаем. Можно представить себе случай, когда тело движется без участия сил (по инерции), в этом случае Механическая работа также не совершается. Итак, механическая работа совершается, только когда на тело действует сила, и оно движется. Нетрудно понять, что чем большая сила действует на тело и чем длиннее путь, который проходит тело под действием этой силы, тем большая совершается работа.

Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути.

Поэтому условились измерять механическую работу произведением силы на путь, пройденный по направлению этой силы: работа = сила х путь

и совпадает с направлением движения тела.

Если направление силы совпадает с направлением движения тела, то данная сила совершает положительную работу.

Если же движение тела происходит в направлении, противоположном направлению приложенной силы, например, силы трения скольжения, то данная сила совершает отрицательную работу:

Если направление силы, действующей на тело, перпендикулярно направлению движения, то эта сила работы не совершает, работа равна нулю: А=0.

В дальнейшем, говоря о механической работе, мы будем кратко называть ее одним словом — работа.

IV. Закрепление изученного материала:

1. При помощи подъемного крана подняли груз массой З т на высоту 7 м. Какую работу при этом совершили?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 .На рисунке 72 изображены три бруска, первый из которых покоится, второй движется по инерции без трения, третий движется под действием силы (трение отсутствует). В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа?


З. Упр. 28(1, 2).

1. В каких из ниже перечисленных случаев совершается механическая работа: мальчик влезает на дерево; девочка играет на пианино; вода давит на стенку сосуда; вода падаёт с плотины?

2. По гладкому горизонтальному льду катится стальной шарик. допустим, что сопротивление движению шарика (трение о лед, сопротивление воздуха) отсутствует. Совершается ли при этом работа?

5*• Санки, скатившись с горки, прошли некоторое расстояние по горизонтальному участку, а затем остановились.

а) Почему санки двигались по горизонтальному участку (т. е. какое физическое явление лежит в основе этого движения)?

б) Почему через некоторое время санки остановились?

в) Совершалась ли работа при перемещении санок по горизонтальному участку? Если да, то какой силой? Положительна или отрицательна работа этой силы?

V. Итог урока:

1. Какие два условия необходимы для совершения механической работы? 2. От каких двух величин зависит совершенная работа?

З. Что принимают за единицу работы? 4. дайте определение единицы работы 1 Дж. Какие еще единицы работы вы знаете?

VI. Д/З:§ 53, упр. 28(3, 4). Определить работу силы тяжести при подъёме портфеля.

VII. Анализ активности учащихся.

Дополнения к уроку:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 1 секунд
Комплекты для работы учителя